Мини-музей чувашского народного быта МБДОУ «Детский сад 169 «Светлячок» города Чебоксары

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Advertisements

Корчага Работу выполнили ученики 3 класса 1 группа.
Чуха мужская верхняя одежда из сукна наподобие черкески у некоторых народов Кавказа, длиной до колен, приталенная, с широкими разрезными рукавами и стоячим.
Экспозиции музея. Серп Серп ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Появился в эпоху неолита как орудие для собирания дикорастущих злаков.
« Зимние занятия восточных славян». Ткачество Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением.
МОУ «Верхне – Савинская средняя общеобразовательная школа», 2008 год.
Автор презентации: творческая группа педагогического коллектива муниципальной Унорожской школы Галичского района Костромской области. Музейный уголок Унорожской.
Культура чувашского народа в контексте истории села на основе музейных экспонатов Рогалева Н.А.
Урок 12 Тема Быт народа. Проверка домашнего задания 1.Что входило в комплекс народного костюма мордвы? 2.Какие изменения происходили в одежде с изменением.
Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет… Г.В.Лейбниц.
Ремесло- профессиональное занятие-изготовление изделий ручным кустарным (не фабричным) способом.
Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы -памятники письменности Древней Руси XIXV вв.
Особенности национального костюма верховых чувашей Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных.
Виды исторических промыслов и ремесел на Кубани.
Развитие техники в верхнем Палеолите. Выполнили: Новицкая. И. Субботина.О.
Рычаг – твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. В качестве рычага могут быть использованы: лом, доска, железный прут и т.п. Рычаг.
МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ БЫТ». Выполнила Шайкина Елена Владимировна
Горшок - (" горнец ") и " гончар " (" горънчар ") происходят от древнерусского " грънъ " (" горн " – плавильная печь ), по В. Далю : ( так же и для цветов.
Выполнила : Сафонова Маргарита. Цель: Создать декоративную картину в технике вышивка. Создать декоративную картину в технике вышивка.
Управление образования Администрации города Киселевска Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «5» Быт русской избы.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 169 «Светлячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально- личностному развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

о о

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: 25 апреля 1993 года на базе ДОУ «Детский сад 169» г. Чебоксары был создан мини – музей чувашского народного быта. Количество экспонатов составляло – 20. В январе 1995 года музей расширился и занял более просторное помещение. Количество экспонатов – 57. С апреля 1995 года музей открыл двери для посещения детьми микрорайона. С апреля 1996 года ведется сотрудничество с Чувашским Национальным музеем. В марте 1997 года в музей был привезен действующий ткацкий станок. Количество экспонатов на 2000 год – 65. С 2001 года оформлена картотека экспонатов музея. В 2006 году мини-музей дошкольного учреждения занял первое место в смотре-конкурсе мини-музеев ДОУ г. Чебоксар. Количество экспонатов на 2013 год – 105. В марте 2018 году музей переведен более светлое и отремонтированное помещение.

Внештатный директор музея: Елехина Зоя Сергеевна – стаж педагогической работы 31 год. Специалист первой квалификационной категории. Она трепетно относится к сохранению национальных традиций, углубленно работает над проблемой «Приобщение дошкольников к культуре и языку родного края».

С ДЕТЬМИ Обзорные экскурсии Познавательные занятия – сказки, путешествия, игры Чтение чувашских народных сказок Народные чувашские игры Дидактические игры Викторины и конкурсы Праздники и развлечения Практические занятия Тематические выставки Кукольные спектакли, драматизации Экскурсии в Чувашский национальный музей Встречи с интересными людьми Чувашии Неделя чувашской культуры ПЕДАГОГАМИ Консультации Открытые просмотры Семинары-практикумы Смотры-конкурсы Встречи с работниками Чувашского национального музея Деловые игры Конкурсы Сбор экспонатов для музея Тематические выставки Информационные стенды Встречи с интересными людьми Чувашии Неделя чувашской культуры РОДИТЕЛЯМИ Анкетирование Беседы Совместные экскурсии Дни открытых дверей музея Информационные стенды Выставки Сбор экспонатов для музея Встречи с интересными людьми Чувашии Неделя чувашской культуры

Предлагаем вашему вниманию часть экспозиции нашего музея:

Наш музей оборудован под чувашскую избу.

полки (çÿлĕк, центре), сундуки (арча, сунтăх), кровать (путмар), стулья (пекан, тенкел). В древности для освещения жилища использовали свечи (çурта), масляные лампы (шандал), лучины (хăйă). К началу XX века стали использовать керосиновые лампы. Свечи изготавливали из воска, сала и толстой нитки или полоски ткани. В трубку из стебля растения протаскивали нить и заливали туда растопленный воск. После того, как воск застывал, трубку скалывали свеча была готова. Большинство крестьянского населения Поволжья для освещения жилья пользовалось лучинами. Их вставляли в светцы (хăйăчикки). Для того, чтобы вечером выходить во двор или в сарай, изготавливали деревянные фонари (кунар), в которые вставляли свечи. На чувашский язык термин «дом» может переводиться тремя словами: 1. Çурт слово, известное во многих тюркских языках. Например: в алтайском, турецком, древне узбекском и других языках курт жилище, стоянка, страна. 2. Пÿрт слово, заимствованное из балтийских языков. Например, в литовском языке пиртис баня. 3. Кил древнее булгарское слово, имеющее более чем тысячелетнюю историю. В древности могло означать «двор, деревня, поселение, город». Более тысячи лет назад на реке Дон существовал город Саркел. Это название расшифровали с помощью чувашского языка: Саркел шура кил (белый дом, белый город). Мебель (сĕтел-пекан) скамейки (сак, тенкел),

Валашка – корыто – открытая продолговатая ёмкость купе валашки корыто для стерки, пĕчĕк валашка корытце, çăл валашки водопойная колода. Изначально изготавливалась из дерева: половинку расколотого бревёшка, отделывали и выдалбливали с плоской стороны; корыта бывают: «ветловые», «липовые», «осиновые». В 19 веке начали делать металлические корыта, однако и деревянные продол жали использоваться в крестьянских хозяйствах. На Руси корыто известно с X века. Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стерки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении, в них месят хлеб и из них кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках. Форма их не менялась на протяжении веков, всегда была такая, как и сейчас вытянутая в отличие от тазов и мисок, предназначение которых очень схоже, но форма круглая. А размеры варьировались: от самых больших, достигавших 2 м в длину при ширине около см, до малых, имевших длину см и ширину см. Маленькие корытца применялись в кухне для приготовления пищи, резки и рубки небольших количеств продуктов. «В зависимости от предназначения корыта могли иметь разные названия. Так, например, корыто для кормления скота могло называться жёлоб, калгашник, калгашка, калда, калюх, калган, колода, комья, коняга, коняга, кормяга, кормушка, ясли, вяслы, каптух. Такие корыта ставили в хлевах, на дворах, а также около колодцев, если в дерев не не было пруда или реки для водопоя стада. Корыто дляостуживания пива или сусла называли лохань, русло, лобня. Корыто для стерки и замачивания белья б`алья, баль`я или бельемойка. Для замешивания теста использовали дрожженик. Похожа на корыто емкость, которую использовали при просеивании муки, замешивании пресного теста, очистке мелкой крупы от шелухи».

Шăрт - чесалка Размягченную кудель расчесывали специальной щеткой (шорт). акапуç калаĕ палица, лопатка для очистки лемеха плуга чуста калаĕ мешалка для теста «кала» (на совр. чув. означает «лопатка»).

Калак – лопата, лопатка, лопаточка, мутовка акапуç калаĕ палица, лопатка для очистки лемеха плуга чуста калаĕ мешалка для теста «кала» (на совр. чув. означает «лопатка»).

Авса тунă савăт-сапа савăт-сапа – посуда овса тунă – гнуть, сгибать Формы и размеры столовой посуды, вид дерева, выби­раемый для нее, диктовались ее назначением. Большая деревянная чаша (тирĕк, пысăк чашек, чара) служила для подачи первого (яшка, шÿрпе) или второго блюда – каши (пăтă), мяса (аш) на всех членов семьи. Малолетним детям пищу давали в мисочках (чаплашка). В зависимости от подаваемых блюд применялись чаши пологие или глубокие, малой, средней или большой величины, например: çăкăр терки – чаша для хлеба, яшка терки – миска для супа, çу савăчĕ – чашка для масла, чара – чаша для замешивания пресного теста и т.д.

Ч ӳ лмек Ч ӳ лмек – горшок, корчага; там сават-сапа – глиняная посуда КОРЧАГА - большой горшок для хранения зерна или большая кринка с двумя вертикальными ручками. Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л).

пушар пички пожарная бочка тимур пичке железная бочка юман пичке дубовая бочка пичке пекки затычка для бочки пичке сăри бочковое пиво пичке тĕпĕ днище бочки пичке тăвакан бондарь пичке хăми бочечная клепка

Ухва́т или рога́ч приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был св ой ухват. Другое название ухвата рогач.

Специально для воды и доения коров предназначались клепаные ведра с носи­ком (ветре, шайка). Для ношения воды они делались с уш­ками и с привязанными к ним веревками или сыромятны­ми ремнями. Кадушечки для ношения турах уйранĕ (молочного напитка) имели плотно закрывающуюся крыш­ку – это челек, лаком.

Пĕрне – кузов – старинный крестьянский предмет домашнего обихода, предназначенный для сбора дикорастущих и садовых ягод. Особенно он удобен для мягких плодов, которые в кузовке абсолютно не мнутся и не выпускают ценный, питательный сок, а остаются целыми и свежими, как только что сорванные с куста, сохраняя весь свой витаминный состав длительный период времени. Это небольшая емкость объемом обычно на 2 – 2,5 литра используется, как правило, для порционного наполнения с последующим освобождением содержимого в более объемную тару. Возможно изготовление кузовков и большего объема, но практика показывает, что наполненный он тяжел и неудобен, а бечева, на которой висит, режет шею сборщика.

Сăпата – лапти низкая обувь, распространённая у Чувашей в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти отличались крайне низкой себестоимостью, ввиду обилия материала и простоты изготовления (мужчин с детства учили плести лапти и в дальнейшем сноровка позволяла изготавливать такую обувь буквально «между делом»), и недолговечностью.

Сăпата калăпĕ – колодки для лаптей Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей не различаются на левые и правые - одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. Колодки делаются цельные и разъемные. Размер колодок определяется размером ноги будущего хозяина лаптей. Длину разъемной колодки увеличивали, нашив к носочной или задниковой части дощечки.

Пештĕр- кошель (из лыка), пестер. Кошели использовали для хранения хлебов, укладывания продуктов и мелкого скарба в дорогу (это была аккуратно сделанная из лыка сумка с крышкой кушел, пешт ӗ р). Пешт ӗ р являлся свадебной сумкой распорядителя свадебного поезда туй пу ҫ.

Пир вырăнĕ – ткацкий станок Чуваши употребляли горизонтальный ткацкий стан (пир вырăнĕ) с бедром и подножками – педалями. Для процесса тканья на стане характерны: 1) разделение ниток на две группы – основу и уток (утком называются нитки, пропускаемые перпендикулярно к нитям основы); 2) нитки основы сами разделяются на две группы, образуя отверстие для утка – зев. При каждом чередовании зева нитки, находящиеся внизу, поднимаются кверху, а находящиеся вверху уходят вниз. Для пропускания утка при тканье служит челнок (ăса). В челнок устанавливается цевка (çĕрĕ) с нитками. При наматывании нитки на цевку используется скальница (хултăрчă). Ее основу составляет валик с маховым колесом. В острый конец валика вставляется цевка, на которую при вращении колеса и валика наматывается нитка.

Хачă – ножницы – лезвий с кольцеобразными ручками.ручка Самые древние ножницы, найденные археологами на современной территории Древнего Рима, имеют возраст 3-4 тысяч лет и были предназначены для стрижки овец. Эти ножницы больше были похожи на небольшой пинцет с двумя тупыми лезвиями на обоих концах. Конструкция просуществовала более двух тысяч лет без принципиальных изменений. Рычаг в ножницах стал использоваться около тысячи лет назад.пинцет Область применения ножниц весьма обширная. Это и скотоводство стрижка шерсти, и медицина, и множество других. Портные и цирюльники так вообще без ножниц не представляли себя в профессии, но последние довольно долго использовали вместо них просто два ножа.

Хултăрчă – скальница При наматывании нитки на цевку используется скальница (хултăр чă). Ее основу составляет валик с маховым колесом. В острый конец валика вставляется цевка, на которую при вращении колеса и валика наматывается нитка.

Калтенек – швейка Прикрепленная к столу подушечка, к кото рой прикалывается ткань при ручном шить. Шить люди начали раньше, чем удалось полностью механизировать подобный труд. Поначалу шили просто, иголкой и ниткой, но трудно было соблюдать ровность строчки, при этом, чтобы ещё и была производительность. Постоянно возникала необходимость придержать и натянуть ткань, тогда швы получались более ровными, плюс можно выполнять различные виды швов, например, мережки. Вот и придумали тогда швейку. Швейки можно разделить на два основных вида: 1. Швейка, имеющая мягкую подушечку, к которой ткань прикрепляется булавками. 2. Некая «прищепка», зажимающая ткань.

Арламалли урапа, к ӗ нчеле урапи – прялка Основным способом обработки кудели было прядение на веретене (йĕке) и самопрялке. Основные детали самопрялки: колесо; веретено-шпулька; педаль, придающая при помощи шатуна движение колесу. От колеса через туго натянутый ремень (струну) движение передается шпульке. Весь механизм укрепляется на стояке. Разнообразны и формы простых прялок: цельные прялки из одного куска дерева и прялки с донцем. В Чувашии встречаются палкообразные, лопатообразные и гребнеобразные прялки. Донца и стойки прялок часто украшались резьбой.

Кĕпе – платье, рубаха. Чувашская одежда представлена разнообразием головных уборов, платьев и костюмов, а также известна богатством вышитых ромбо- и зигзагообразных узоров, монетной и бисерной отделки, специального кроя. По назначению она использовалась лишь примерно до середины XX века. Национальная одежда не представляется без вышитого на ней строгого, но броского чувашского орнамента. Он символичен: рассказывает о возрасте хозяина костюма, его статусе, состоянии, принадлежности к роду. В изделиях преобладает сочетание белого и красного цветов. По верованиям древних чувашей, эта гамма обозначает сакральную чистоту. В зависимости от места проживания относительно течения Волги чуваши делятся на верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри). Несмотря на общую национальную принадлежность, этнографические группы имеют отличия в традициях. Особенно ярко они прослеживаются в костюмах, украшениях и вышивке. Чаще всего чуваши изготавливали одежду из домотканого полотна, кожи, войлока, овечьей шерсти или сукна. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Холсты для будущих изделий умели ткать все деревенские женщины. Для этого они выращивали лен и коноплю. Обувь чуваши мастерили из дерева и луба. Белая рубаха (купе) основа всех чувашских одеяний. Мастерицы шили ее из конопляного полотнища. Боковые части закрывали прямыми вставками, которые расширяли рубаху книзу и подчеркивали ее объемный силуэт. Высота женского купе достигала 120 см, а мужского 80 см.