Культурно- истрическая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теоретические концепции Л.С. Выготского Теоретические концепции Л.С. Выготского Подготовили: студенты 4 группы, 3 курса МПФ. Руководитель: ст.преподаватель.
Advertisements

Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Презентацию подготовили: Кугутова Е.Ю. МДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Барсуки»
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
Теория деятельности Подготовила: Коноваленко Екатерина Жур-Д(б)-3 Российский Государственный Социальный Университет Социально-гуманитарный факультет Кафедра.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Выполнила: Ситкарева Е.В. студентка 221 группы. 18 февраля января 1979, советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы развития. Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Федотова А.В., методист ГИМЦ г.Комсомольск-на-Амуре Роль универсальных учебных действий в системе современного общего среднего образования.
Лев Семёнович Выготский 1. О первичности и вторичности дефекта. Понятие «Зоны актуального и ближайшего развития». 2. Научные концепции Л.С.Выготского.
Подготовил Голобородько Евгений.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Взаимосвязь обучения и развития как предмет психологической науки. Выполнила: студентка второго курса факультета психологии группы Мурзина Эвелина.
Психологические особенности мальчиков подростков..
Транксрипт:

Культурно- историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского

Родился в Орше Окончил гимназию с золотой медалью Выиграл лотерею на поступление в Московский университет Умер в 38 лет от туберкулёза Первые переводы появились в 1962 году ( книга Мышление и речь )

Выготский Л.С. определял существование двух уровней когнитивного развития: Первый актуальный уровень, определяемый возможностью самостоятельного решения различных задач. Второй это уровень потенциального развития, определяемый показателями решения задач ребенком под руководством взрослого или в условиях сотрудничества, игры с более опытным сверстником.

Индивидуальное развитие является результатом динамического взаимодействия между личностью и окружающими её социокультурными условиями.

Дети конструируют знания Обучение может вести развитие за собой Зона проксимального (ближнего) развития Развитие нельзя отделить от социального контекста Центральную роль в умственном развитии играет язык и речь. Социокультурная теория индивидуального развития. Основные принципы:

У человека есть 2 линии развития: натуральная и культурная (историческая). Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения; Культурная линия развития возникает при появлении общения с окружающим миром.

Учение о высших психических функциях ВПФ – сложные психические процессы, формирующиеся при жизни, в ходе обучения и воспитания (высшие формы восприятия (сенсорные эталоны), память, мышление, речь. Они имеют ряд общих характеристик ВПФ – сложные психические процессы, формирующиеся при жизни, в ходе обучения и воспитания (высшие формы восприятия (сенсорные эталоны), память, мышление, речь. Они имеют ряд общих характеристикхарактеристик У всех ВПФ есть 2 этапа развития. У всех ВПФ есть 2 этапа развития. Интерпсихологический (внешний) этап познания через внешнее предметное взаимодействие с другими людьми, предметами, объектами. Интерпсихологический (внешний) этап познания через внешнее предметное взаимодействие с другими людьми, предметами, объектами. Интрапсихологический (внутренний) этап осуществления мысленных действий. Интрапсихологический (внутренний) этап осуществления мысленных действий.

Характеристики высших психических функций ВПФ не даются изначально, формируются при жизни. ВПФ не даются изначально, формируются при жизни. ВПФ социальны по происхождению. ВПФ социальны по происхождению. ВПФ характеризуются произвольностью (происходят с участием воли). ВПФ характеризуются произвольностью (происходят с участием воли). ВПФ системны (взаимосвязаны друг с другом). ВПФ системны (взаимосвязаны друг с другом). ВПФ опосредованы речью (формируются и осуществляются через речь). ВПФ опосредованы речью (формируются и осуществляются через речь). ВПФ пластичны (способны к взаимозамене и развитию). ВПФ пластичны (способны к взаимозамене и развитию).

Выготский Л.С. пытается соединить натуральную и историческую линии. Л.С. У человека нет врожденной формы поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Выготский Л.С. постулировал структурную аналогию между предметной и внутренней умственной деятельностью. Внутренний план сознания стал пониматься в отечественной психологии как деятельностно освоенный внешний мир.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского Продуктивная деятельность Культурные явления (ВПФ) Натуральные явления (врожденные предпосылки) С амореализация обучение

Л.С. Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский Л.С. приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Иными словами, в отличие от натуральных психических процессов, которые не поддаются регуляции со стороны человека, высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.

Высшая психическая функция в своем развитии проходит две стадии. Первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми, и лишь позже - как полностью внутренний процесс. Это обозначается как переход от интрапсихического к интрапсихическому.