Технология формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа 2100»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Advertisements

Отчёт по самообразованию Бойковой Н.А уч.год.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Зам.директора по УВР МБОУ ЭКЛ Биндюк Вера Владимировна.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности, привитие любви к чтению и т.п. это конечная цель уроков. Сквозные.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Технология продуктивного чтения. «Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной.
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОМУ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ.
Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
Транксрипт:

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (ОС «Школа 2100»)

На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Проблема?!

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.) Цель: понимание текстов. Алгоритм: три этапа работы с любым текстом

1 этап Работа с текстом до чтения. Цель: прогнозирование будущего чтения. Развитие такого читательского умения, как антиципация, то есть умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Если текст читается дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется.

Работа в классе начинается с вопросов учителя Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникают? На что обратили внимание перед чтением и почему (и т.д.)

Задание: (просмотровое чтение) предположите, о чем данный текст по Названию Имени автора Иллюстрации Выделенным словам возникает мотивация к чтению.

Примеры заданий до чтения текста (из опыта работы) 7 класс. Знакомство с фрагментом повести В. Железникова «Чучело». Задание учителя Судя по названию повести, определите, о чем будет этот текст?

6 класс. Перед изучением произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» учитель просит учащихся ответить на вопрос: «Судя по автору, определите, о чем будет этот текст?» Перед знакомством учащихся с рассказом П.Мериме «Венера Илльская» (в сокращении) учитель обязательно обратит внимание учащихся на эпиграф и источник, откуда он взят. Эпиграф: -Да будет милостива и благосклонна статуя, - воскликнул я, - будучи столь мужественной ! Лукиан. Любитель врак.

2 этап. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1) Изучающее чтение (вслух/про себя, индивидуально/с классом) дома или в классе с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения. 2) Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. 3) Словарная работа по ходу чтения. 4) Беседа по содержанию текста в целом. Возникает читательская интерпретация текста

Что же такое диалог с автором? Находить в тексте приемы и скрытые вопросы (выход на под текстовый смысл) Включать творческое воображение (по слову, детали прогнозировать, что будет дальше...) Задавать автору свои вопросы Проверять совпадают ли ваши предположения о дальнейшем содержании текста с замыслом автора.

Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения (ответы содержания, в тексте, но в неявной скрытой форме): - Чем это можно объяснить? - Что из этого следует? - Что сейчас случится? - Почему именно так? - Для чего...? - Кто такой...? Как учить вести диалог с автором?

Что такое комментированное чтение? Озвучивают текст учащиеся, учитель комментирует. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Учитель не должен «вязнуть» в своих комментариях. Комментарий не должен превращаться в беседу. Прерывание чтения ученика должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за учеником)

б) включение воображения учащихся («Представьте себе...», «Увидели?», «Представили?» в) сам вопрос максимально «сжат» («Догадались почему?», «Почему именно...?» з) Избегать слов «Стоп!», «Хватит!», «Достаточно!»

3 этап. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Рассказ о писателе после чтения произведения. Повторное обращение к заглавию произведения, эпиграфу, иллюстрации. Творческие задания.

Главный смысловой вопрос после чтения - Вопрос на осмысление информации, идеи текста, замысла автора.

Рассказ о писателе Рекомендуется после чтения произведения: - информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения - грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного текста Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Рассказ о писателе и беседа о его личности (примеры из учебника литературы 9 кл.) После изучения рассказа А.Чехова «Человек в футляре». Известно, что в рассказе отразились впечатления А.Чехова от таганрогской гимназии, в которой он учился. Вопрос: как вы думаете, какие это впечатления? Обратитесь к документальным материалам о жизни А.Чехова в Таганроге и сопоставьте их с рассказом,со своими мыслями. Вопрос: к каким выводам вы пришли?

Повторное обращение к заглавию произведения, эпиграфу, иллюстрации. Вопросы по иллюстрации: Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Подберите к иллюстрации подходящее предложение из текста Озвучьте иллюстрацию Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение художника с твоим?

Создание собственных иллюстраций (примеры). Нарисуй герб Троекуровых и герб Дубровских ( А.С. Пушкин «Дубровский», 6 класс. Задание из «Рабочей тетради по литературе») Перечитай стихотворение, попробуй разделить его на отдельные картины. Создай одну из них (устно, письменно). (А. Пушкин «Бесы», 6 класс) Представь, что к рассказу нужно нарисовать только одну иллюстрацию. На чем бы ты остановился? Опиши словами (устно, письменно) (И.С.Тургенев «Бирюк», 6 класс)

Выполнение творческих заданий. Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом? Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ученика при его выполнении Творческое задание опирается на какую-то сферу читательской деятельности: - эмоциональную - воображения, - осмысления содержания - реакцию на художественную форму.

Сфера воображения. Письмо литературному герою. Создание своего сюжета, финала. Составление диафильма, киносценария, комикса по тексту Творческий пересказ Иллюстрирование, изготовление карт, схем и т. д. Чтение по ролям, инсценирование Устное словесное рисование.

Заключение Думающему творческому учителю никогда нельзя бояться осваивать новое, особенно, что касается технологий. Педагогическая технология может осваиваться поэтапно. Немаловажный фактор: технология предполагает постоянное профессиональное совершенствование. Желаю вам освоить технологию формирования типа правильной читательской деятельности, реализовать ее и получить от этого колоссальное удовлетворение. Успехов в работе, коллеги!