Канн С.К. Подходы к изучению геополитического контекста Транссибирского проекта (Новосибирск, ИИГСО НГПУ 2018)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Канн С.К. Военно-политические аспекты сооружения Сибирской железной дороги в конце XIX – начале XX в. (Новосибирск, 2014)
Advertisements

Последствия колониализма Последствия для стран Запада Обеспечение индустрии надежными источниками топлива, сырья. Формирование рынков сбыта готовой продукции.
Последствия колониализма Последствия для стран Запада Обеспечение индустрии надежными источниками топлива, сырья. Формирование рынков сбыта готовой продукции.
Идентификация Альтернативный выбор Множественный выбор.
Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ вв. Русско-японская война гг.
Хабаровск, Третий Дальневосточный международный экономический форум 30 сентября 2008 Приоритеты и потенциал развития российского Дальнего Востока: Чем.
Анализ стратегии социально- экономического развития Приморского края Сибирёва Елена Викторовна.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ГЕОПОЛИТИКА.
Внешняя политика России в 60-70е гг. XIX в.. Главные задачи внешней политики царизма в 60-70х годах. Ликвидация тяжелых последствий Парижского мирного.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
Актуальность экономических взглядов Д.И.Менделеева в свете современных тенденций развития экономики России. Автор работы: Филатов Алексей учащийся 11 класса.
Цивилизации Запада и Востока к концу раннего нового времени. Индустриальная и аграрные цивилизации.
Регион как пространственная организация деятельности людей Необходимо различать понятия «регион», «административная часть государственной территории»,
Сущность и виды торговой политики Интересам любой страны отвечает политика свободной торговли. Правительства всех стран вводят различные ограничения на.
Научно-техническое сотрудничество Российской Федерации и стран Восточной Азии.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Развитие международного туризма в России. «История развития туризма в России» Эпоха развития туризма Цели и задачи туризма Результат туризма для России.
Европейский союз является долговременным стратегическим партнером России. Отношения России и ЕС основываются на принадлежности к европейской исторической.
Родилась 21ноября 1959 года в Смоленске Окончила философский факультет МГУ в 1986 г., аспирантуру в 1989 г., докторантуру РАГС ( ) Доктор политических.
Транксрипт:

Канн Сергей Константинович снс ГПНТБ СО РАН |

Длительное созревание предпосылок (30-50 лет) Участие разных сил в формировании идеологии проекта (государство, общество, капиталисты) Многоцелевой характер сооружения магистрали, наличие массы внешних и внутренних факторов, влиявших на проект «Внезапный» характер начала реализации и дефицит необходимых ресурсов (финансовых, материальных) 2

Внутренние задачи (общие и местные) Внешние задачи 1)Ускорение мобилизации войск и перевозки жандармов 2)облегчение доставки арестантов и ссыльно-каторжных в места отбывания наказания (на Сахалин и др.) 3)укрепление единства страны 4)противодействие «брожению умов» в районах с преимущественно нерусским населением (в среде татарского населения Казани и др.) 5)совершенствование административного управления на окраинах 6) «преобразование гражданского и общественного устройства Сибири» на основе непрерывного и быстрого сообщения окраин с центром государства 1)Защита внешних границ от посягательств великих держав и Китая 2)доставка войск на Дальний Восток 3)тыловое снабжение (удешевление доставки оружия из Златоуста, скота из киргизской степи и др.) 4)усиление политического престижа России на Востоке (выдвижение в число великих держав) 5)экспансионистские замыслы 3

Экономические цели проекта Внутренние задачи (общие и местные)Внешние задачи 1)«Оживление и развитие производительных сил Сибири» 2)«облегчение грузового движения» между западом и востоком страны 3)«сибирская транзитная торговля» 4)местные торгово-промышленные интересы губерний европейской России и Урала 5)сбыт продуктов фабрично-заводской промышленности европейской России 6)оживление торговли восточных районов России 7)повышение доходности ряда линий внутри российской сети железных дорог (Уральской, Оренбургской, Моршанско-Сызранской и др.) 8)расширение эксплуатации минерально-сырьевых и других природных богатств Сибири 9)развитие сибирской горной промышленности 10)поднятие горной промышленности Урала 11)«правильное» развитие сибирской золотопромышленности 12)выравнивание уровня развития сибирских областей 13)выравнивание внутри сибирских цен (на хлеб и другие сельхозпродукты) 14)устранение экономической зависимости Приамурья и Приморья (в частности, от сельхозпродукции Маньчжурии) 15)борьба с неурожаями и голодовками (с помощью транспортировки хлебных запасов в неурожайные местности) 16)облегчение переселений 17)развитие колонизации окраин (Приамурского и Приморского краёв) 18)увеличение ценности казённых земель на восточных окраинах 19)обеспечение «ветеринарного благополучия» губерний Европейской и Азиатской России 1)Транзит дальневосточных товаров 2)развитие «восточной» торговли 3)упорядочение чайной торговли 4)доставка русских фабрично- заводских товаров в страны Востока 5)улучшение торгового баланса и «избавление» от миллионных выплат Китаю за провоз товаров 6)звено мировой торговли между Европой и странами Азиатско- Тихоокеанского региона (Китаем, Кореей, Японией) 7)перевозка иностранных дипломатов, чиновников, коммерсантов, туристов и путешественников на Дальний Восток 4

Внутренние задачи (общие и местные) Внешние задачи Социальные цели проекта 1)«Создание новых больших удобств жизни народа» 2)создание условий для переселения избыточного населения малоземельных местностей 3)снятие напряженности «аграрного вопроса» в центре России 4)борьба с социальными последствиями голода и неурожаев 5)обеспечение занятости и заработков населения посредством организации общественных работ 6)облегчение бремени дорожной повинности 1)Сближение разных народов и достижение большей социальной однородности в Европе и Азии 2)развитие международного разделения труда и обмена опытом 3)создание условий для укрепления занятости населения Культурные и нравственные цели проекта 1)Развитие коммуникации, взаимного общения людей разных областей страны, передачи опыта; 2)обмен культурными достижениями; 3)развитие почтовых сообщений, сбережения на почтовой гоньбе; 4)толчок к развитию науки и техники (почтовой, железнодорожной и пр.); 5)увеличение числа промышленных центров, а через него – «влияние на умственную сторону населения», «пробуждение глуши», «возрождение духа» и преодоление «всеобщего уныния» 1)Взаимодействие культур – европейских и азиатских народов, «отсталых» и «передовых» цивилизаций; 2)развитие туризма и путешествий; 3)познание дальних и ближних стран 5

Длительное время Транссибирский проект рассматривался как орудие российской экспансии в тихоокеанском регионе и борьбы за экономический передел мира (формационный подход) Романов Б.А., Борзунов В.Ф. и др. Современные авторы опираются на модернизационные и цивилизационные концепции исторического развития Зубков К.И., Ремнёв А.В. и др. По словам В.А.Ламина, идея Транссиба имела «потенциал, вполне достаточный для претворения в жизнь циклопических проектов строительства так называемых кругоземных железнодорожных магистралей и соединения их в глобальную сеть» Наиболее продуктивным для современной историографии Транссиба является сочетание формационного, цивилизационного и модернизационного подходов 6 «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»

Новые документы РГА ВМФ об июньском 1887 г. «совещании 4-х министров», где принималось решение о начале изысканий, выявили ряд геополитических расхождений у его участников Генерал-губернатор А.Н. Корф предполагал начинать постройку в Забайкалье (Байкал–Сретенск) и лишь затем приступать к участку Хабаровка–Владивосток В ведомстве И.А. Шестакова (флот), напротив, настаивали на значении работ возле Владивостока в интересах обороны всего Приамурского края Ранее эта коллизия в историографии Транссиба не была известна «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»

«Чем бы ни была вызвана эта постройка, – писал Б.А. Романов, – каким бы потребностям и интересам она ни отвечала, она явилась основным фактом во внешней политике» «На острие железной линии Россия вводилась в сферу международного экономического и политического соперничества в Тихом океане, в надежде на то, что обусловленный этой линией "переворот в направлении сообщений между Европой и азиатским востоком должен последовать в её [России] пользу"» «Сибирская железная дорога официально провозглашалась "мировым событием", "которыми начинаются новые эпохи в истории народов, и которые нередко вызывают коренной переворот установившихся экономических соотношений между государствами", и рассматривалась, как орудие такого усиления русского военного флота в Тихом океане, которое даст России "господство над всем международным коммерческим движением в тихоокеанских водах"» «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»

Рассматривая протекционистские взгляды Витте, Ремнёв подчёркивал его желание освободить Россию от промышленной и финансовой зависимости от Запада и, в то же время, превратить её из «гостеприимной колонии» в сильную метрополию «Витте, – писал Ремнёв, – прогнозировал геополитические и экономические последствия, которые произойдут вслед за строительством Сибирской железной дороги: дорога откроет «новый путь и новые горизонты» как для русской, так и мировой торговли, даст России роль торгового посредника между Западом и Востоком» Ремнёв глубоко рассмотрел военно-политические и стратегические аспекты сооружения Транссибирской магистрали, подчеркнув роль военных в конструировании имперской географии власти на Дальнем Востоке «Истоки геополитической мысли, – отметил Ремнёв, – ощутимы в России задолго до того, как она обособилась в отдельную отрасль человеческого знания. Первыми, наряду с дипломатами, над вопросами политической географии стали задумываться военные. От описательной географии русская военная мысль перешла к более широкому статистическому методу» «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»

Множественность подходов позволяет всесторонне проанализировать всю сумму социально- экономических и политических факторов Транссибирского проекта, а также геополитический контекст конца XIX – начала XX века Несмотря на то, что Транссибирскому проекту посвящено большое количество работ, в его геополитической предыстории всё ещё присутствует немало «белых пятен» Объясняется это многими причинами: скрытным характером проектирования, труднодоступностью архивных источников, рассеянных по гигантской территории и большому числу фондообразователей, выбором разных приоритетов исследований Так или иначе, но, по словам известного изыскателя и учёного М.И. Воронина, целостной и научной истории Транссиба всё ещё не написано Вместе с тем, актуальность геополитических аспектов Транссибирского проекта постоянно возрастает. Тенденции таковы, отмечают авторы коллективной монографии «Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике» (М., 2004), что «политическая консолидация и динамичное экономическое развитие государств Восточной Азии идёт на фоне критического ослабления присутствия России на своих дальневосточных территориях» «Россия: человек, общество, война XIX-XX вв.»

Канн Сергей Константинович к.и.н., старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН