Разработчик: методист кафедры ЕМОД ИНПО, старший преподаватель Т.М.Насретдинова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

Семинар на тему: «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ» «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Организация и содержание практического обучения Выполнила: методист Максимова Л.И.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Методика обучения технологии должна отвечать на вопросы: Для чего учить (т.е. определить цели и задачи обучения технологии); Чему учить (т.е. разрабатывать.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся.
Методические рекомендации по проведению лабораторно – практических работ.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
Транксрипт:

Разработчик: методист кафедры ЕМОД ИНПО, старший преподаватель Т.М.Насретдинова

Структура процесса обучения Социальный заказ обществаОбразовательные потребности граждан Цели и задачи обучения Содержание образования как отражение целей обучения Деятельность учителя с его средствами Принципы обучения Формы, методы и средства преподавания Контроль результатов образования Деятельность ученика с его средствами Мотивы учения Механизм усвоения содержания Результат усвоения содержания

Методика обучения технологии должна отвечать на вопросы: Для чего учить (т.е. определить цели и задачи обучения технологии); Чему учить (т.е. разрабатывать содержание образования); Как учить (т.е. исследовать процессы обучения, разрабатывать формы, методы, средства обучения); Каковы должны быть условия обучения (т.е. определить эти условия, требования к ним и т.д.)

– это целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки

Наличие определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей Отбор и соответствие с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения Достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения Организация соответствующей учебной деятельности учащихся

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНИК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Содержание урока Ц (цель урока) Р (результаты) МО (методы обучения) СО (средства обучения) ФОПД (форма организации познавательной деятельности) К (контроль) К (коррекция)

СО1 СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА Ц1 Р1 МО1 ФОПД1К1 + 1 ЭТАП2 ЭТАПn ЭТАП СО2 СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА Ц2 Р2 МО2 ФОПД2К2 СОn СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА ЦnЦn РnРn МОn ФОПДnКnКn КnКn + УРОК

Алгоритм составления плана – конспекта занятия по «Технологии» Дата Класс Тема Модуль Раздел класс Элементы материаловедения Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов Элементы материаловедения

Дидактическое обоснование урока Цели урока: 1. ОбразовательныеОбразовательные 2. РазвивающиеРазвивающие 3. ВоспитательныеВоспитательные 4. Профориентационные Методическое оснащение урока: 1. Материально-техническая базабаза 2. Дидактическое обеспечениеобеспечение

Методы обученияобучения Формы организации познавательной деятельности учащихсяучащихся Словарная работаработа Тип урокаурока

II. Ход урока: Организационный момент Проверка выполнения учащимися домашнего задания (Приложение содержание, методы, средства) Актуализация знаний учащихся (Приложение содержание, методы, средства) Изложение учителем нового материала (Приложение содержание, методы, средства) Закрепление знаний учащихся (Приложение содержание, методы, средства)

Физкультминутка Практическая работа (название) Вводный инструктаж учителя Самостоятельная работа учащихся по УТД Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы) Формирование новых умений Усвоение новых знаний Целевые обходы Заключительный инструктаж учителя Уборка рабочих мест Подведение итогов урока учителем

I. Варианты конструирования образовательных целей: Способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных)... Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений Способствовать осознанию основного технологического материала.

Способствовать формированию представления о... Способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов. Создать условия для выявления причинно- следственных связей: Раскрыть причины... Выяснить последствия... Способствовать пониманию закономерности... Создать условия для выявления взаимосвязи между... Способствовать пониманию зависимости между...между

II. Варианты конструирования развивающих целей: Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков). Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы). (Развитие психических качеств – 7 сфер индивидуальности школьника: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно- практической, экзистенциональной)

Способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений) Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету Способствовать овладению учащимися всеми видами памяти Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихсяучащихся Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

III. Варианты конструирования воспитательных целей: Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.ценностям

IV. Варианты конструирования профориентационных целей: Обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку. Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации. Воспитывать уважение к работающему человеку.работающему

Материально-техническая база: кабинет (мастерская) трудового обучения; станки, машины; инструменты, приспособления; материалыматериалы.

В качестве средств наглядности могут использоваться: подлинные технические явления, процессы, предметы реального мира и их изображения, а также специально изготовленные в дидактических целях учебно-наглядные пособия.

Их можно подразделить Их можно подразделить на ряд групп:

1.Средства натурального показа приборы, аппараты и др. технические устройства образцы конструкционных материалов рабочие и контрольно-измерительные инструменты отдельные детали и узлы А) натуральные объекты: (служат для демонстрации самих изучаемых технических объектов и процессов в натуре):

работа машин, аппаратов и т.д. технологические процессы их показывает учитель В) реальные трудовые действия: Б) натуральные процессы:

2.Технические модели и макеты как подобия изучаемых объектов (служат для показа внешнего вида изучаемых объектов и явлений, их деталей и конструкций) учебная техническая модель учебные макеты 3. Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий плакаты

4. Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий: чертежиэскизы кинематические и электрические схемы

Литература: Школа и производство 4/99 с.25 Дидактические средства на занятиях по технологии. Школа и производство 6/01 с.48 Изготовление наглядных пособий по кулинарии для 5 кл. Школа и производство 6/01 с.18 Новое образование – новой России.(новые экранные наглядные средства обучения, транспаранты, слайд - комплекты) Школа и производство 6/01 с.20 Самодельный демонстрационный материал. материал

2. Дидактическое обеспечение: учебник (учебное пособие); рабочая тетрадь; сборник заданий; дополнительная литература (словари, справочники); средства наглядности;наглядности образцы объектов труда;труда образцы поузловой обработки изделий;

материалы для контроля знаний учащихся : карточки-задания, тесты, кроссворды.кроссворды учебно-техническая документация (утд): технологические карты (ТК); инструкционные карты (ИК); инструкционно - технологические карты (ИТК); информационные карты (ИфК);

Методы обучения Методом обучения принято называть способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, навыками и умениями, на их воспитание и развитие Метод (от греч. Methodos) – пути исследования или познания, теория, учение) – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненной конкретной задачи.

Классификация методов теоретического обучения по источникам передачи и приобретения знаний и умений по дидактическим задачам по характеру познавательной деятельности учащихся

Классификация методов обучения по источникам передачи и приобретения знаний и умений: словесные рассказ,з объяснение,е беседа,а работа с книгой и инструктивными материалами и др. наглядные демонстрация наглядных пособий, кино- и видеофильмов, наблюдения и др. практические упражнения, лабораторно- практические работы и др.

Классификация методов обучения по дидактическим задачам: приобретения знаний применения знаний закрепления проверки знаний, умений и навыков формирования умений и навыков

КлассификацияКлассификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (Л.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) ОбъяснительноОбъяснительно- наглядный (репродуктивный) Частично- поисковыйй Проблемныйй Исследовательскийй

С понятием метод обучения тесно связано понятие прием обучения ( методический прием )

Устный СредствоМетодПрием Печатно- словесный Наглядный Практический Рассказ, монолог, диалог, беседа Учебник, хрестоматия, литература Наглядность предметная, условно-графическая, иллюстративная Лепка, вырезание, склеивание, выпиливание Разработка сюжетного рассказа, аналитического, картинного описания Анализ документов, выписывание понятий, составление плана, таблицы Анализ зарисовки, выполнение эскиза, составление чертежа Изготовление узлов, изделий, образцов, макетов

Словесные методы Устное изложение: рассказ монолог диалог беседа Работа учащихся с книгой Письменное инструктирование Телевидение, звукозапись Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся

Требования к устному изложению знаний учителем: -р-речь учителя должна быть грамотной, ясной и хорошо доступной для понимания учащимися; - правильная интонация, правильное ударение, отказ от бытовых названий, - изложение должно быть четким, а выводы и обобщения доказательными. - Для этого используется сравнительный анализ рассматриваемых технических явлений и процессов, применяются различные средства наглядности, - подобранные факты и приемы должны убедительно раскрывать сущность изучаемых вопросов, - темп изложения должен быть таким, чтобы ученики могли при необходимости, записать определения отдельных понятий, формул и т.д., - внимание уч-ся должно быть сосредоточено на восприятии излагаемого учителем учебного материала, слова, которые употребляет учитель, должны учитывать интеллектуальные возможности учеников, быть для них ясными, понятными и однозначными, - использование русских понятий и выражений должно иметь приоритет перед иностранными перед иностранными словами.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Наглядные методы Демонстрация наглядных пособий Показ трудовых приемов Самостоятельное наблюдение учащихся Производственные экскурсии

Требования к методу демонстраций: хорошая видимость всех деталей демонстрируемого объекта каждому ученику, показ реальных и условных изображений технических объектов и явлений должен отражать наиболее существенные стороны этих объектов и явлений, необходимость сочетания показа с объяснением, обращения внимания уч- ся на главные моменты.

Практические методы Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ Самостоятельные работы Тренажеры Лабораторно-практические работы Управление технологическими процессами

Требования к практическому методу обучения: Целесообразность упражнений: Содержание упражнений должно соответствовать содержанию изучаемых трудовых действий и поставленной педагогической цели (чему надо учить, какие умения или навыки сформировать); Сознательность упражнений: надо, чтобы ученики ясно понимали цель упражнения и сущность тех действий, в выполнении которых они упражняются; Систематичность упражнений: система упражнений должна обеспечить постепенное нарастание сложности упражнений в соответствии с возможностями учащихся.

Инструктаж как совокупность методов обучения. Инструктажи в практическом обучении занимают значительное место и играют важную роль в учебном процессе. Инструктажи направлены на организацию, руководство и контроль за практической работой уч-ся. Инструктажи м.б. устными, письменными, графическими и письменно-графическими. По своему характеру инструктажи делятся на вводные, текущие и заключительные.

1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ 3. ОБЪЯСНЕНИЕ ХАРАКТЕРА И НАЗНАЧЕНИЯ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ 4.РАЗБОР ЧЕРТЕЖЕЙ И СХЕМ 5. ДЕМОНСТРАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ 6. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛОМ, ИНСТРУМЕНТАМИ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ 7. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОКАЗ НАИБОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ, СПОСОБОВ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 8. РАЗБОР ДОКУМЕНТАЦИИ ПИСЬМЕННОГО ИНСТРУКТАЖА 9. РАССМОТРЕНИЕ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК И СПОСОБОВ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И УСТРАНЕНИЯ

12. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МАТЕРИАЛА ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА 10. ОБЪЯСНЕНИЕ И ПОКАЗ СПОСОБОВ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА 11. РАССМОТРЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 13. ПРОБНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ РАБОТ 14. ВЫДАЧА ЗАДАНИЙ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО РАБОЧИМ МЕСТАМ

ЕСЛИ ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЯВНОМУ БРАКУ В СЛУЧАЯХ ГРУБОГО НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ТБ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ КОРРЕКТИРОВКИ, РАЗЪЯСНЕНИЙ, УКАЗАНИЙ УЧАЩЕМУСЯ ЕСЛИ НЕОБХОДИМЫ ТРЕБОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УКАЗАНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОСПИТАНИЮ В УЧАЩИХСЯ АККУРАТНОСТИ, ВНИМАНИЯ, НАСТОЙЧИВОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ЗА УРОК АНАЛИЗ ТИПИЧНЫХ ОШИБОК ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Классификация принципов: принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности знаний; принцип доступности и посильности; принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения; принцип прочности знаний учащихся; принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью; принцип научности обучения; принцип оперативности знаний учащихся; принцип историзма.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения. Выбор методов обучения зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, он зависит от целей и задач обучения, а также от содержания обучения. На выбор методов обучения значительное влияние оказывает учебно-материальная база. При выборе методов обучения учитывается также уровень предшествующей технологической подготовки уч-ся, их личный опыт.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:учащихся фронтальная бригадно-звеньевая индивидуальная

ФРОНТАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ При фронтальной работе все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Инструктирование учителем – одновременно для всех. Эта работа используется обычно в начальный период освоения новых рабочих приемов. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего количества инструментов и оборудования для всей группы.группы

БРИГАДНО-ЗВЕНЬЕВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Эта форма предполагает деление группы на отдельные бригады и выдачу каждой бригаде отдельной учебно-трудовой задачи. В бригадах ученики могут выполнять как одинаковую работу, так и выполнять ее с разделением труда.труда

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Если учитель хорошо изучил своих учеников, знает их способности, интересы и отношение к работе, то он может давать ученикам индивидуальные задания. Эти задания могут выполняться как в урочное, так и во внеурочное время. Индивидуализация обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого отдельного ученика.ученика

* слуховая * зрительная * моторнаямоторная Словарная работа Должны быть задействованы все виды памяти:

по основному способу их проведения по основным этапам учебного процесса по основной дидактической цели

урок ознакомления с новым материалом урок закрепления изученного урок применения знаний и умений урок обобщения и систематизации знаний урок проверки и коррекции знаний и умений комбинированный урок

по основным этапам учебного процесса вводные первичного ознакомления с материалом образования понятий, установления законов и правил применения полученных правил на практике повторения и обобщения контрольные смешанные или комбинированные

по основному способу их проведения в форме беседы лекции экскурсии киноуроки самостоятельная работа учащихся лабораторные и практические работы сочетание различных форм занятий

по характеру деятельности учителя и учащихся Уроки устного опроса Уроки письменного опроса Зачеты Лабораторные и практические работы Самостоятельные и контрольные работы сочетание разных видоввидов

По вышеперечисленным признакам классификации выделяются следующие виды уроков технологии: теоретический урок, практический урок, урок-лабораторная работа, урок по решению технических задач, комбинированный урок, контрольно-проверочный урок.

1. Организационный момент: приветствие; проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу; доведение до учащихся плана урока.урока

7. Практическая работа (название): 7.1. Вводный инструктаж учителя: сообщение названия практической работы; разъяснение задач практической работы; ознакомление с объектом труда (образцом); ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание(оборудование, инструменты, приспособления); ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК); предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы; инструктаж по технике безопасности.безопасности

7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся; проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации; инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.документацией

Целевые обходы: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; рациональное использование учебного времени учащимися.учащимися

7.4. Заключительный инструктаж учителя: анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; повторное объяснение учителем способов устранения ошибок; закрепление ЗУНов (Приложение содержание, методы, средства).средства 8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания (Приложение содержание, методы, средства)

10. Подведение итогов урока учителем: сообщение учителя о достижении целей урока; объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся; сообщение о теме следующего урока; задание учащимся на подготовку к следующему уроку. уроку 9. Уборка рабочих мест

Типы и структура уроков технологии Типы уроков отличаются друг от друга своей структурой Структура урока – совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся. Разнообразие типов уроков предполагает многообразие структур уроков, методов их проведения.

Теоретические уроки Проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой (ТОД-ТОМ, ТОТ-ТОПП). Применяются теоретические уроки в начале изучения отдельной темы или раздела. Другими словами, теоретические уроки проводятся в тех случаях, когда нужно организовать усвоение уч-ся значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока может включать в себя: сообщение темы и цели урока; изложение теоретического материала учителем; закрепление изложенного учебного материала путем краткого опроса уч-ся; работа по усвоению теоретических задач и упражнений; итоги урока; задание на дом.

Практические уроки Ставят целью практическое усвоение уч-ся рабочих приемов выполнения операций, формирование технологических умений и навыков. Практические уроки занимают значительное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. На этих уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования рабочими и измерительными инструментами, управления станками и машинами и др. техникой.

Примерная структура практического урока: организационная часть (кроме обычного: выдать заготовки, рабочие чертежи, технологические карты, рабочие и измерительные инструменты и т.д.; выделить время на подготовку своих рабочих мест); сообщение темы и целей урока. Мотивировка целей обучения: для чего необходимо выполнение данной учебно-практической работы и какая будет практическая польза от изделия; вводный инструктаж, т.е. объяснение порядка выполнения практической работы, демонстрация рабочих приемов выполнения отдельных технологических операций, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделия и т.д.;

самостоятельная практическая работа уч-ся и текущее инструктирование учителя. По времени это самая большая часть урока; итоговая часть урока. Она посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. В заключительном инструктировании учитель подводит итоги практической работы уч-ся, анализирует типичные ошибки и т.д. Завершается урок уборкой рабочих мест уч-ся и всего помещения. пробное выполнение приемов работы учащимися. Этот элемент включается в структуру практического урока в тех случаях, когда ученики осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались в практической деятельности;

Урок – лабораторная работа Эти уроки являются разновидностью практических уроков. На уроке технологии они связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов, тканей и т.д.), исследованием технологических, механических и др. свойств этих материалов, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, станков и т.д. Лабораторные работы не всегда требуют много времени, поэтому проводятся часто в течение одного академ. часа.

Примерная структура урока – лабораторной работы: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа; закрепление теоретического материала; выдача задания на лабораторную работу; выполнение лабораторной работы учащимися; итоги лабораторной работы и всего урока в целом.

Урок по решению технических задач Это тип урока занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них ученики решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно- техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов.

Данные уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий из древесины, металлов, тканей и др. материалов; составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт, решению других технических задач.

Примерная структура урока по решению технических задач: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач; закрепление теоретического материала; решение технических задач; итоговая часть урока

Структура комбинированного урока: Он представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического уроков

Структура комбинированного урока: организационная часть; сообщение целей и темы урока; изложение нового материала; закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя; итоговая часть урока.

Контрольно-проверочные уроки Их цель – получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, о степени прочности усвоения технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно в конце четверти, полугодия, учебного года или раздела.

Примерная структура контрольно-проверочных уроков: организационная часть; сообщение целей и темы урока; выдача заданий на контрольную практическую работу; выполнение контрольной работы, итоги контрольной работы и урока.

Главные требования к уроку технологии: Четкость и ясность основных учебно- воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения данного урока. Они (цели) представляются исходя из: общих целей развития уч-ся, конкретного содержания урока его места в системе уроков предмета. По тому, как будут достигнуты эти цели, судят о качестве урока и его эффективности

Главные требования к уроку технологии: Правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложения и закрепления материала, организация практической работы и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки уч-ся. Для организации на уроке практической работы уч-ся очень важен подбор объектов труда, т.е. тех изделий, которые изготавливают ученики, выбор заготовок и разработка технологического процесса их обработки для получения изделий, выполнение проектов;

Главные требования к уроку технологии: выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока. При этом учитывается цель урока, специфика учебного материала, уровень подготовки уч-ся, материальное оснащение, опыт самого учителя; организационная четкость урока. Своевременное начало и окончание урока, распределение времени на каждый этап урока и т.д.; достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми уч-ся. Выполнение развивающей и воспитательной функций урока; обеспечение безопасных условий учебной деятельности.

САМОАНАЛИЗ УРОКА МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ УРОКОВ ОЦЕНКА КЛАССА, РЕАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: КАК БЫЛА ОПРЕДЕЛЕНА С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ДАННОГОСОДЕРЖАНИЯ, СОСТАВА ДАННОГО КЛАССА И УСЛОВИЙ, ГДЕ УРОК ПРОВОДИЛСЯ КАК СФОРМУЛИРОВАНА ЦЕЛЬ И ДОВЕДЕНА (ДОНЕСЕНА) ДО УЧАЩИХСЯ, ПРИНЯТА ЛИ ИМИ УДАЛОСЬ ЛИ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ ВЫВОДЫ НА БУДУЩЕЕ

1.Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д. 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д. 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д. 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно- культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок- сюрприз и т.д. 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки 10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок- семинар и т.д.

11. Урок-экскурсия Задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся установление связи теории с практикой, жизненными явлениями и процессами развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности воспитание положительного отношения к учению тематический комплексный охватывает одну или несколько тем одного предмета базируется на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов

12. Урок-дискуссия Урок-дискуссия: рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т.д. групповые дискуссии (групповая работа) массовые дискуссии (все учащиеся класса) дискуссии- диалоги (диалог двух главных участников) Культура дискуссии : вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора в споре не допускать тона превосходства грамотно и четко ставить вопросы формулировать главные выводы

13. Урок-консультация (целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений) Формы проведения консультаций: общеклассные групповые индивидуальные тематический целевой по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала система подготовки, проведения и подведения итогов самостоя- тельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов

14. Интегрированный урок (межпредметный) предполагает: усиление межпредметных связей снижение перегрузок учащихся расширение сфер получаемой информации учащимися подкрепление мотивации обучения интегрированным называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов семинары конференции путешествия и т.п.

Иерархия ступеней интеграции: конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов

15. Театрализованный урок связан с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала спектакль салон сказка студия и т.п.

16. Урок-соревнование Основа урока: состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем Формы: поединок бой : эстафета Счастливый случай Брейн ринг КВН Звездный час

17. Урок с дидактической игрой ПРИЗНАК - наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ: игровой замысел правила игровые действия познавательное содержание оборудование результат игры обучающие контролирующие обобщающие

18. Урок - деловая игра В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике производственные организационно- деятельностные проблемные учебные комплексные

Отличительные свойства учебных деловых игр: моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего наличие конфликтных ситуаций обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли использование описания объекта игрового имитационного моделирования контроль игрового времени элементы состязательности правила, системы оценок хода и результатов игры

Методика разработки деловых игр: обоснование требований к проведению игры составление плана ее разработки написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности

19. Урок ролевая игра 1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; 2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации; 3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д. воображаемые путешествия дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции уроки-суды

Методика разработки и проведения ролевых игр Подготовительный этап организационные и содержательные вопросы Игровой этап Заключительный этап анализ результатов определение степени активности участников, уровня знаний и умений, выработка рекомендаций по совершенствованию игры выработка решения по проблеме, заслушивание сообщение экспертной группы, выбор наиболее удачного решения включение в проблему и осознание проблемной ситуации в группах и между группами

Деятельность преподавателя (мастера): целевая установка; определение содержания и порядка деятельности учащихся (создание ориентировочной основы действий); собственно обучающая деятельность; руководство познавательной и учебно- производственной деятельностью учащихся; контроль; подведение итогов

Актуализируются понятия: из ранее изученного на предыдущих уроках на уроках в предыдущие годы обучения на уроках по другим дисциплинам из собственного опыта из средств массовой информации из литературы, искусства и т.д. Например: 1.Что такое пирог? 2.Какие вы знаете пироги? 3.Кто готовит пирог? 4.Из каких ингредиентов готовят пироги? 5.Какая бывает отделка на пирогах?пирогах 6.и т.д.

Литература 1. Атаулова 0.8. К вопросу о структурной схеме урока технологии // Технологическое образование в школе и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной научно- практической конференции МПГУ. М.: Изд-во «Эслан», С Атаулова О.В. О структуре урока технологии // Школа и производство, 2003, 1. с Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО / Науч. ред. Т.И.Шамова. М., Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.:Издат. центр «Академия», Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии, Брянск, Издательство БГПУ им. Акад. И.Г.Петровского, НМЦ«Технология», Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия. // Методист, С

Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод Тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Демонстрация Лекция Изучение литературы Радио и телевизионные передачи Использование дидактических машин и т.д.

Проблемный метод Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления – на лекции, в ходе наблюдений, при работе с книгой, на экспериментировании, на экскурсиях.экскурсиях.

Частично-поисковый Проблемно-поисковый метод обучения, в процессе учебной работы перед учеником ставится проблема, решая которую он приобретает новые знания или умения. При обучении технологии проблемами могут быть: обобщенно сформулированные цели предстоящей деятельности, которые ученик должен конкретизировать на основе собранной им дополнительной информации; при заданной цели ограниченные или вовсе отсутствующие исходные данные для деятельности; оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учетом имеющихся условий (можно ли объект изготовить в школьных мастерских, имеется ли у ученика соответствующая квалификация для работы с выбранным оборудованием и др.); социально-экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях работы. работы

Исследовательский метод Учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по исследуемой проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты. результаты

Рассказ Это повествовательное монологическое изложение учебного материала. Фабула рассказа содержит всего одну сюжетную линию. Все дополнительные пояснения и отступления призваны пояснить и дополнить основную мысль. На занятиях по технологии может быть использован: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Рассказ-вступление может проводиться перед циклом практических работ, вводя учащихся в новый раздел знаний. Рассказ-изложение удобно использовать для разъяснения объемного по содержанию учебного материала, например, когда учащихся надо познакомить с вариантами технологий какого-либо вида работ. Рассказ-заключение должен содержать обобщающий материал по теме или разделу. Этим методом успешно может быть представлен материал по профессиональному самоопределению. самоопределению.

Объяснение По своему характеру этот метод очень близок к рассказу. Принципиальное отличие состоит лишь в том, что объяснение обязательно строится на доказательной основе или четко обозначаемой причинно-следственной связи между элементами учебного материала. Например, устройство машины, станка, прибора следует давать методом объяснения, характеризуя не только состав узлов или деталей, но и их предназначение и связь с другими частями устройства. устройства.

Лекция Этот метод организационно сходен с методом рассказа, но на лекцию отводится значительно больше времени. Лекция может содержать несколько сюжетных линий, которые излагаются как последовательно, так и параллельно. Этот метод позволяет концентрированно подать большой объем учебного материала. Однако применять его целесообразно только в старших классах, с учетом особенностей устойчивости внимания учащихся разных возрастных групп.

Беседа Это диалоговый метод обучения. Он может носить характер поиска учащимися решения на основе заранее подготовленных учителем вопросов. Другим вариантом беседы является дискуссия. При опросной форме беседы учитель перед занятием по содержанию учебного материала готовит последовательность вопросов, ответы на которые позволили бы учащимся сделать правильный вывод или заключение. При проведении беседы как дискуссии учащимся предлагается высказывать аргументы или контраргументы на высказывания учителя или своих товарищей. Достигнутый в ходе дискуссии содержательный компромисс и будет оптимальным решением, которое обобщает учитель.учитель.

Иллюстрация Это метод дополнения словесной информации образным сопровождением. Иллюстрация не играет в этом случае главной роли носителя информации. Ее задача обеспечить правильное восприятие учащимися сообщения учителя, создать, если необходимо, требуемый эмоциональный фон. Обычно к иллюстрации относят показ плоских статических изображений. Это плакат, схемы, фотографии, рисунки, диаграммы, их проекционные варианты и т. п. В качестве иллюстрации могут выступать натуральные объекты или их макеты. Метод направлен на повышение качества изложенного устно материала и позволяет сформировать у учащихся правильные представления о нем. Иллюстрация поэтому может носить не только изобразительный, но и словесный характер. В этом случае учитель отсылает учащихся к их опыту или тем образам, которые они видели на экскурсиях или в процессе практики.

Демонстрация По форме подачи материала этот метод во многом сходен с иллюстрацией. Средствами для него могут служить карты, плакат, рисунки, фотографии, схемы, диаграммы, натуральные объекты, модели, макеты, их проекционные варианты, телевизионные изображения, пантомима. Принципиальное отличие демонстрации от иллюстрации состоит в том, что она несет основное содержание учебного материала. Словесное сопровождение является приложением к основной информации, обеспечивая необходимые пояснения. Демонстрация это наиболее эффективный метод подачи материала на занятиях по технологии. Освоение управления технологическими машинами, овладение приемами труда возможно только с помощью метода демонстрации. Следует учитывать, что хороший методический эффект демонстрации может достигаться часто в том случае, если ее выполняет заранее подготовленный ученик. Это усиливает внимание остальных учащихся к тому, что им показывают. Кроме того, при срыве демонстрации учитель выступает не в роли плохого специалиста, а в роли квалифицированного консультанта, который быстро устраняет допущенные не очень умелым демонстратором ошибки.

Упражнение Это повторение каких-либо действий или последовательности действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. В технологии упражнения чаще всего применяются при формировании двигательных навыков, без наличия которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. В процессе упражнений у учащихся формируется динамический стереотип. Он представляет систему привычных условно-рефлекторных ответов на характер, порядок и время предъявления определенной стимулирующей информации. Упражнения для ученика не должны сводиться к бездумному повторению действия. Ученик по указанию учителя должен отслеживать возникающие отклонения и фиксировать их причины. Эффективным стимулирующим средством в упражнениях является взаимоконтроль учащихся: один учащийся выполняет упражнения, другой фиксирует его ошибки. Затем они меняются ролями.

Очень важно в упражнениях не критиковать ученика за неправильные действия и не представлять эти действия в комическом варианте. Указав на отклонения, обязательно надо отметить, что в основном получилось правильно и хорошо. Поощрения в упражнениях позволяют быстрее достичь хороших результатов. Для отработки в упражнениях навыков работы с ручными инструментами у учащихся 56 классов можно использовать различные направители. Например, при пилении заготовок ножовкой по металлу некоторые учителя применяют своеобразное стусло, которое позволяет ученику вертикально удерживать станок ножовки. Упражнения в более сложной деятельности могут строиться на электрифицированных и компьютеризованных тренажерах. Современные тренажеры с компьютерным оснащением для обучения навыкам вождения автомобиля или других транспортных средств позволяют имитировать реальные процессы с высокой степенью приближения.

Решение технических и технологических задач Этот метод способствует развитию творческого мышления учащихся. При решении задач на уроках технологии ученик обязательно интегрирует те знания, которые получены им в различных предметах. Для того чтобы задачи носили развивающий характер, они должны отвечать определенным требованиям: 1. На занятиях по технологии задачи обязательно должны иметь практическую направленность, т. е. в качестве сюжета задачи должны выступать реальные объекты. 2. Условия задачи должны соответствовать реальным жизненным ситуациям, которые происходили пли могут произойти в практике, результаты решения задачи должны соответствовать параметрам действующих процессов или объектов.

Алгоритм решения таких задач следующий: 1.Ученик должен внимательно прочитать задание, которое ставится в задаче, и точно охарактеризовать, что требуется найти. 2.Ему необходимо выяснить, какие данные представлены в условиях задачи явно и какие данные можно взять дополнительно, исходя из характера поставленной проблемы. Эти данные необходимо оформить в виде списка или таблицы с указанием размерности. 3.Если решается техническая задача, связанная с конструкцией какого-либо объекта, то учащиеся должны подготовить технический рисунок, эскиз или чертеж. 4.После этого следует предложить учащимся выдвинуть несколько гипотез (путей) решения задачи и оценить вероятность получения результата по каждой из них. 5.Выбрав путь решения, учащиеся подбирают дополнительный материал, необходимый для получения результата. При этом они должны опираться на учебники, справочники или другую специальную литературу, доступную им по уровню сложности. 6.Затем следует аналитико-расчетная часть решения задачи. Желательно, чтобы учащиеся изначально оперировали символами и составляли из них соответствующие формулы. Это позволяет за промежуточными расчетами не терять основной цели решения задачи. 7.По полученным окончательным формулам проводятся итоговые расчеты. Здесь следует напомнить учащимся о необходимости соблюдения единой системы единиц. 8.В заключение учащиеся должны оценить реалистичность и практическую значимость полученных результатов. Данный алгоритм является обобщенным, он по­зволяет планово организовать процесс решения задачи.

Работа с книгой В качестве литературных источников на занятиях по технологии используются учебники или учебные пособия, справочники, научно-популярная тематическая литература по различным видам труда. Работу с ними следует подчинить задачам обеспечения самостоятельной деятельности учащихся на лабораторно- практических или учебно-практических занятиях. При этом необходимо учитывать возраст учащихся, темп их чтения и усвоения материала. Изначально следует давать учащимся прямые указания, какой фрагмент текста книги следует прочитать, какой таблицей воспользоваться в справочнике. На последующих этапах обучения можно с помощью конкретных наводящих вопросов предложить учащимся выбрать нужную для работы часть текста. Далее вопрос следует не конкретизировать, обращая внимание учащихся на цель работы и смысл содержания текста разделов и фрагментов книги. На заключительном этапе обучения работе с литературой ученикам следует предложить самим подобрать необходимый источник и найти нужный материал.

Лабораторный опыт Это непродолжительное по времени, одноактное экспериментальное исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Опыт может служить доказательством сделанного учителем утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта. Например, изучая породы древесины, учащиеся могут поставить опыт по определению твердости пород и сделать вывод об их технологичности при механической обработке. Лабораторная работа. Лабораторную работу можно рассматривать как серию лабораторных опытов, подчиненных единой цели. Работа выполняется на специальном оборудовании, позволяющем быстро п наглядно получить необходимые результаты. Лабораторная работа рассчитана на достаточно продолжительное время и, поскольку требует целой серии измерений, проводится по специально подготовленным для учащихся инструкционным картам. В этих картах дается название и цель работы, перечисляется оборудование, которое должны использовать учащиеся, указывается последовательность выполнения заданий. При необходимости приводятся формы таблиц, которые должны заполнить учащиеся и ходе измерений. Лабораторные работы проводятся Обычно фронтально, т. е. все учащиеся группы одновременно выполняют одни и те же задания.

Лабораторно-практическая работа Этот метод получил значительное распространение на занятиях по технологии и трудовому обучению. По своим целям и методической форме он полностью совпадает с методом лабораторной работы. Принципиальное отличие составляет лишь характер используемого оборудования. Для проведения этих работ берут оборудование, применяемое в быту и на производстве. В процессе исследований возможно изменение состава и структуры элементов лабораторной установки. В межшкольных учебных центрах в качестве лабораторных установок используют специальные стенды. Такие стенды позволяют интенсифицировать процесс исследования, сосредоточить внимание учащихся не на сборке установки, а на измерениях и обобщении их результатов.

Практикум Тематически объединенные циклы лабораторно-практических работ образуют практикум. Работы в практикуме по содержанию не имеют непосредственных причинно- следственных связей, порядок их выполнения не влияет на качество усвоения учащимися учебного материала. Практикум позволяет более рационально комплектовать и использовать оборудование кабинетов и мастерских, так как количество средств обучения, необходимых при фронтальном проведении работ, уменьшается в несколько раз.

Учебно-практическая или практическая работа Этот метод применяется для обучения учащихся выполнять последовательность операций по изготовлению изделия или целостный технологический процесс. По своей методической сущности практическая работа есть не что иное, как комплекс упражнений, подчиненных единой цели. В зависимости от уровня подготовки учащихся задание на выполнение практической работы может быть дано в общем виде (постановка задачи и конечный результат), в форме последовательных указаний на выполнение необходимых операций с заданным перечнем оборудования, детально с указанием характера операции, приемов ее выполнения и необходимого инструмента для каждой операции. В последнем варианте задание будет носить характер технологической карты. Чем выше уровень технологической подготовки учащихся, тем менее детальным может быть задание на практическую работу. В начальный период обучения, когда учащиеся только начинают осваивать технологию, задание необходимо давать достаточно подробно и наглядно.

УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ, УСВОЕНИЯ И ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ: 1.ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ – УЧАЩИЕСЯ ПОЛУЧАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИЗУЧАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ 2. РЕПРОДУКТИВНЫЙ – УЧАЩИЕСЯ ОСОЗНАННО УСВАИВАЮТ МАТЕРИАЛ ДЛЯ БУДУЩЕГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЕГО СОДЕРЖАНИЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 3. ПРОДУКТИВНЫЙ – УЧАЩИЕСЯ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ, РАЗРЕШАЮТ ПРОБЛЕМНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ, ВОСПРИНИМАЮТ МАТЕРИАЛ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Особое внимание следует обратить подбору объектов труда. Объекты труда подбираются на основании следующих принципов: Объекты труда должны заключать возможность реализации учебно-воспитательных задач, заложенных в программу. Каждое изделие, изготавливаемое учащимся, должно быть общественно значимым. Технология изготовления должна основываться на типовом учебном оборудовании. Допустимо применение некоторых специальных приспособлений, позволяющих расширить технологические возможности учебного оборудования. Объекты труда должны подбираться с учетом возможностей снабжения учебных мастерских необходимыми материалами.

Изготавливаемые объекты труда должны предусматривать сочетание ручной и механической обработки. Конструкция изделий и последовательность их изготовления должна заключать возможность формирования у учащихся технико-технологических знаний, общетрудовых и профессиональных умений и навыков. Технологические процессы изготовления изделий должны быть безопасными ля здоровья учащихся, подлежать нормированию и возможности обеспечения высокого качества отделки. Что касается литературы (учебной), то кроме учебников, необходимо использовать различные справочники, журналы, газеты и т.д.т.д.