СТИЛЬЗАПАДНО ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА И КОСТЮМА 18 века 1. Искусство рококо, особенности развития. 2. Архитектура рококо, роль интерьеров, их декор. 3. Живопись рококо 4. Влияние стиля рококо на костюм
РОКОКО Рококо стиль европейского искусства первой половины XVIII в., сформировавшийся во Франции и получивший название от элемента орнамента рокайль, напоминающего по форме морскую раковину. Стиль рококо был обращен к удобству повседневного быта, утонченности обстановки. Большую роль играли орнаменты, покрывающие стены и потолки. Интерьеры украшались рельефами, масками амуров, живописными панно и зеркалами. Популярность получили изящные изделия декоративно-прикладного искусства: из фарфора, ювелирные украшения, резьба по дереву.
изысканность,, большая декоративная нагруженность интерьеров, воздушная легкость, асимметрия, причудливость форм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту Для стиля рококо характерны :
Мебель в стиле рококо. Зимний дворец. Санкт-Петербург Термин «рокайль» стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, похожие на раковину, неровную жемчужину или камень.
Королевская резиденция Фридриха II. Пригород Берлина. Потсдам Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; избегает строгой симметричности, варьирует расчленения и орнаментальные детали. На крышах расположены постаменты, на которых расставлены вазы или статуи.
Ж.Боффран. Овальный салон. Отель Субиз. Париж. Интерьер в стиле Рококо допускает: закругленные углы комнат, позолоченные зеркала, стены, украшенные резными панелями
Все предметы интерьера в эпоху Людовика XV изготавливались с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Появляются новые формы мягкой мебели: канапе (диван в форме нескольких соединенных кресел), шезлонг, ветер (глубокое кресло)
Рококо в живописи. Идейная основа стиля вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов: легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
«Любовь во французском театре» Ярким представителем «галантной живописи» был Антуан Ватто.
Излюбленной темой придворного художника Людовика XV Франсуа Буше была фривольная мифология. «Туалет Венеры»
КОСТЮМ РОКОКО Идеал красоты : небольшая изящная головка, узкие покатые плечи, тонкая талия, широкие бёдра, маленькие изящные ручки, тонкие лодыжки, белое кукольное нарумяненное лицо, миндалевидные глаза, рот – сердечком. Модный силуэт – широкая линия бёдер под тонкой талией и узким лифом.
Нововведение Рококо - манто, свободный плащ, плавно ниспадающий с плеч вниз. Кажущийся бесформенным, он приобретал форму, благодаря пышным юбкам и корсажу. Они формировали силуэт.
В 1770-е годы королева Мария- Антуанетта, вновь вводит в моду высокие пышные прически, так называемые «фрегаты» и «сады». В моду входят и мушки, черные шелковые пластыри, которые располагались не только на лице, но и на скрытых участках тела.
Кафтан стал распашным, на рукавах появились длинные обшлага, на карманах – огромные клапаны. Он украшался воланами и лентами, со второй половины XVIII века он становится более строгим и благородным. Мужская одежда Жюстокор, кафтан, скроенный по фигуре, без воротника и с карманами, под который надевали камзол. Обязательным атрибутом были белоснежные рубашки из легчайшего материала, кружевные жабо и шейные платки
Литература и интернет ресурсы 1. Дудникова Г.П. История костюма. – Ростов-н-Д: ФЕНИКС, с. 2. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме. – Ростов- н-Д: Феникс, – 475 с