ГБОУ РЦОИПМСП Г.УЛАН-УДЭ Выполнила: Цыбикмитова И.Д. учитель начальных классов, первая категория Мастер-класс «Шаагай наадан» (бурятская народная игра)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любимые игры нашей улицы в годы прошлого века.
Advertisements

Какое блюдо преподносят в знак уважения? т ӨӨ лэй.
Эх, ты удаль молодецкая! Спортивно-игровой праздник.
Внеклассное мероприятие «В стране единой, в семье многонациональной».
Подвижные игры. Русская народная игра Русская народная игра Филин и пташки ФантыКраскиГорелкиПятнашки Кот и мышь ЛаптаЛяпкиГуси.
Проект «Возрождение народной игры» Ярмарка народных настольных игр.
Волейбол Подготовил Филатов Андрей 9 «Э» класс. Регламент Состав команды в волейболе: В игре участвуют две команды по 6 человек. Кроме них, в каждую команду.
Подвижные игры Выполнили: учащиеся 4 класса. Русская народная игра Русская народная игра Филин и пташки ФантыКраскиГорелкиПятнашки Кот и мышь ЛаптаЛяпкиГуси.
Игры Вот идет мышка Сядьте на траву лицом к ребенку. Согните ноги в коленях, соединив ступни. Помогите своему малышу сделать то же самое. Наклоните тело.
Урок информатики в 3 классе Презентация подготовлена учителем информатики прогимназии 1723 Волынниковой А.А. 1.
Попади в ворота На расстоянии 2 – 3 м от ребёнка ставятся ворота (шириной см). Ребёнок должен ногой направить мяч в ворота. Попытку повторить 3.
Лапта на уроках легкой атлетики.. ЦЕЛЬ: Приобщить учащихся к народным играм. ЗАДАЧИ: 1.Собрать информацию по теме проекта. 2.Сформировать представление.
Игры и хороводы. Мир культуры Смоленского края Игры и хороводы (презентация по краеведению). Автор: Коляда Елена Владимировна учитель начальных.
Русские игры и хороводы. Автор: Коляда Елена Владимировна учитель начальных классов МБОУ ЯСОШ4 Г.Ярцево Краеведение.
ТЕВЕК Тевек считается мальчишечьей игрой, но, девочки тоже могут играть в эту сложную игру.Тевек считается мальчишечьей игрой, но, девочки тоже могут играть.
Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот.
Внеурочное занятие Подвижные игры Разработчик Жигало Н.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ 12» Г. Анжеро-Судженска.
Учитель физической культуры Чурсин В.М.. ЦЕЛЬ: Приобщить учащихся к народным играм. ЗАДАЧИ: 1.Дать представление об игре. 2.Познакомить с правилами игры.
Презентация по физкультуре Волейбол. Общие правила Игра ведётся на прямоугольной площадке размеро м 18 х 9 метров. Волейбольная площадка разделена посередине.
Подготовка к ЕГЭ по информатике Способы решения логических заданий.
Транксрипт:

ГБОУ РЦОИПМСП Г.УЛАН-УДЭ Выполнила: Цыбикмитова И.Д. учитель начальных классов, первая категория Мастер-класс «Шаагай наадан» (бурятская народная игра)

Бурятская народная игра Зимний вид бурятской народной игры «шагай наадан» возрождается, сохранив все особенности и правила. Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана (Новый год по лунному календарю) были не ради развлечения, они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. «Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табаньь хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).

Шагай – это баранья лодыжка. Игра лодыжками была известна ещё в древней Монголии. В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других. Из истории

Хонин (овца) «бухэ»

Ямаан (козёл) «хо-хо»

Ухэр (корова)

Морин (конь)

Тэмээн (верблюд)

Разновидности игр 1. «Хонхо,бухэ туулга»-собирание костяшек, упавших спиной и на спину. 2. «Таалсалга»- отгадывание 3. «Мори урилдаан»- конные скачки 4. «Хумпараа» - подкидывание тремя костяшками - бабками; 5. «Няhалалга» -щелканье; 6. «Хорсо барилла» - постройка оград для скота; 7. «Хоргордоолго»- подкидывание; 8. «Табаршаалга» - от слов «табаньь» 9. «Шуурэлгэ» -хватание бабок( лодыжки) в бабку; 10. « Харбалга»- метание бабки (лодыжки) в бабку; 11. «Дурбэн бэрхэ»-четыре молодца; 12. «Ёрхо харбалга» - стрельба из костяной стрелы «ярхо» и др.

«Шагай шуурэлгэ» Каждый игрок подбрасывает четки – «ш үү рэгшэн» - вверх: пока четки летят, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящие четки - этой же рукой. Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, из взятой горсти костей какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. По нашим турнирным правилам, независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

Мори урилдаан- «Конские бега» Играющие выбирают по одному «бегунцу» из свободной кучи лодыжек и ставят их по обеим сторонам первой в ряду лодыжки. Затем берут пять лодыжек и бросают их на кон по очереди. Если среди них окажется «конь» (стоящий боком), бросающий берёт своего коня и ставит рядом со второй лодыжкой в ряду, если окажется два «коня», ставит рядом с третьей, если три – рядом с четвёртой и т.д. Если ни одна из лодыжек не упадёт в положении «коня», то конь бросающего игрока остаётся на месте. Остальные играющие проделывает то же самое, берут своего коня и ставят рядом со второй лодыжкой в ряду. После нескольких попеременных «бросаний» чей-нибудь ретивый конь проходит все двенадцать лодыжек ряда. Значит, он и выиграл бег.

Няhалалга- «Шелканье» Игра проходит в 2 этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадет наибольшее количество б ү хэ. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хо-хо на хо-хо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не остается три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остается 3 косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все 3 косточки.Если выпадают все 3 одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает 2 одинаковых кости, то игрок щелкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удается, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.

Мастер-класс

Возродим культуру своего народа! Спасибо за внимание!