Иннокентий Федорович Анненский Презентацию подготовили : Рекунова Мария Губина Дарья Лаптов Георгий
Биография Биография Иннокентий Федорович Анненский родился 1 сентября ( по новому стилю 20 августа ) 1855 г. в Омске, где в то время работал его отец, крупный государственный чиновник. В 1860 г. семья переехала в Петербург. Пятилетним ребенком Анненский перенес тяжелую болезнь сердца, что отразилось впоследствии не только на его жизни, но и на творчестве. Он учился в нескольких петербургских гимназиях, но болезнь постоянно мешала учебе. В 1875 г. юноше все же удалось экстерном сдать экзамены за полный гимназический курс, и он поступает на отделение словесности историко - филологического факультета Петербургского университета.
Стихи должны « вылёживаться » Важную роль в жизни Анненского сыграл старший брат Николай Федорович, известный экономист и публицист : у него брат живет, к сдаче экзаменов экстерном готовится также с его помощью. Советы не печататься до 30 лет, давать стихам годами « вылеживаться » – станут законами для Иннокентия Федоровича до конца жизни.
Влияние брата " Интеллигентным бытием " своим Анненский, по его собственным словам, был всецело обязан влиянию старшего брата, известного публициста - народника, Н. Ф. А., и его жены, сестры революционера Ткачева. Однако лирика Анненского, за двумя - тремя исключениями, совершенно лишена общественных и гражданских мотивов.
В университете В университете Анненский специализировался по античной литературе и овладел четырнадцатью языками, в том числе санскритом и древнееврейским. Окончил университет в 1879 г. со званием кандидата – оно присваивалось выпускникам, дипломные сочинения которых представляли особую научную ценность. Институт истории ( ранее Исторический факультет ) Санкт - Петербургский государственный университет
Женитьба Сразу после университета он женился на Надежде ( Дине ) Валентиновне Хмара - Барщевской, старше на его несколько лет, и имела двух сыновей от первого брака. М. Волошин беспощаден к ней в своих воспоминаниях. « Стоя у конторки под цветущим кустом белых цветов, он на французскую манеру читал свои стихи, слегка пришепётывая, и живописно ронял на малиновое сукно те большие листы, на каких всегда писал своим крупным круглым почерком. Чтениям этим обычно предшествовал роскошный обед с дорогими винами ».
Надежда Хмара - Барщевская
Сборники стихов Первую книгу стихов « Тихие песни » выпустил в 1904 году под псевдонимом « Ник. Т - о ». Стихи были великолепны : блестяще образованный, он соединил классические русские традиции Пушкина, Тютчева, Баратынского с европейской культурой. Второй сборник стихов « Кипарисовый ларец » вышел уже после смерти Анненского в 1910 г. В м сын поэта В. Кривич издал третью книгу « Посмертные стихи ». На всём творчестве Анненского, по мнению А. Блока, лежит « печать хрупкой тонкости и настоящего поэтического чутья ». Сдержанный тон, отсутствие ложной патетики придают поэзии Анненского удивительную достоверность, « невероятную близость переживаний ». Николай Гумилёв писал : « И. Анненский... могуч мощью не столько Мужской, сколько Человеческой. У него не чувство рождает мысль, как это вообще бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством, живым до боли даже ».
Публикации В 1909 г. С. Маковский приглашает Анненского в открывающийся журнал « Аполлон » как поэта и критика - редактора. В первом номере журнала публикуются стихи Анненского и начало его программной статьи « О современном лиризме ». Статья вызвала обиду и раздражение у ряда поэтов и повлияла на добрые отношения с Маковским ; публикация цикла стихотворений для второго номера была отложена на неопределенный срок.
Переводы Еще в Киеве возник грандиозный замысел Анненского – перевести на русский язык все 19 трагедий Еврипида. Переводы по мере завершения публиковались с предисловиями - истолкованиями в « Журнале Министерства народного просвещения » и вышли посмертно в четырех томах (1916–1917). С этой огромной работой связаны и собственные драматические произведения Анненского : « Меланиппа - философ » (1901), « Царь Иксион » (1902), « Лаодамия » (1906) « Фамира - кифарэд » (1906).
Предшественник акмеизма Общепризнанно, что поэзия Анненского оказала сильное влияние на творчество акмеистов, которые объявили поэта своим духовным учителем. В своей поэзии Анненский, как он сам говорит, стремился выразить " городскую, отчасти каменную, музейную душу ", которую " пытали Достоевским ", " больную и чуткую душу наших дней ". Мир " больной души " - основная стихия творчества Анненского. По справедливым указаниям критики, " ничто не удавалось в стихах Анненского так ярко, так убедительно, как описание кошмаров и бессонниц "; " для выражения мучительного упадка духа он находил тысячи оттенков. Он всячески именовал изгибы своей неврастении ".
Бессонные ночи Какой кошмар ! Всё та же повесть... И кто, злодей, ее снизал ? Опять там не пускали совесть На зеркала вощеных зал... Опять там улыбались язве И гоготали, славя злость... Христа не распинали разве, И то затем, что не пришлось... Опять там каверзный вопросик Спускали с плеч, не вороша. И всё там было злобность мосек И пустодушье чинуша. Но лжи и лести отдал дань я. Бьет пять часов пора домой ; И наг, и тесен угол мой... Но до свиданья, до свиданья ! Так хорошо побыть без слов ; Когда до капли оцет допит... Цикада жадная часов, Зачем твой бег меня торопит ? Всё знаю ты права опять, Права, без устали токуя... Но прав и я, и дай мне спать, Пока во сне еще не лгу я.
Утро Эта ночь бесконечна была, Я не смел, я боялся уснуть : Два мучительно - черных крыла Тяжело мне ложились на грудь. На призывы ж тех крыльев в ответ Трепетал, замирая, птенец, И не знал я, придет ли рассвет Или это уж полный конец... О, смелее... Кошмар позади, Его страшное царство прошло ; Вещих птиц на груди и в груди Отшумело до завтра крыло... Облака еще плачут, гудя, Но светлеет и нехотя тень, И банальный, за сетью дождя, Улыбнуться попробовал День.
Тоска По бледно - розовым овалам, Туманом утра облиты, Свились букетом небывалым Стального колера цветы. И мух кочующих соблазны. Отраву в глянце затея, Пестрят, назойливы и праздны, Нагие грани бытия. Но, лихорадкою томимый, Когда неделями лежишь, В однообразии их таимый Поймешь ты сладостный гашиш, Поймешь, на глянце центифолий Считая бережно мазки. И строя ромбы поневоле Между этапами Тоски.
Безысходная тоска жизни и ужас перед " освобождающей " смертью, одновременное " желание уничтожиться и боязнь умереть ", неприятие действительности, стремление бежать от нее в " сладостный гашиш " бреда, в " запой " труда, в " отравы " стихов и вместе с тем " загадочная " привязанность к " будням ", к повседневности, к " безнадежной разоренности своего пошлого мира " - таково сложное и противоречивое " мировосприятие и миропонимание ", которое стремится " внушить " Анненский своими стихами.
Декаденство Анненского Приближаясь этим " мировосприятием " из всех своих современников более всего к Федору Сологубу, формами стиха Анненский наиболее близок молодому Брюсову периода " русских символистов ". Однако преувеличенное " декадентство " первых стихов Брюсова, в которым было много нарочитого, придуманного со специальной целью обратить на себя внимание, " эпатировать " читателя, у не печатавшего свои стихи А. носит глубоко органический характер. Брюсов скоро отошел от своих ранних ученических опытов. Анненский оставался верен " декадентству " в течение всей жизни, " застыл в своем модернизме на определенной точке начала 90- х гг.", но зато и довел его до совершенного художественного выражения.
« Поэт для поэтов » Своеобразная литературная судьба Анненского напоминает судьбу Тютчева. Как и последний, Анненский - типичный " поэт для поэтов ". Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом " Никто ". И действительно в течение почти всей своей жизни Анненский оставался в литературе " никем ". Лишь незадолго до смерти его поэзия приобретает известность в кружке петербургских поэтов, группировавшихся вокруг журнала " Аполлон "
« Среди миров » Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Её любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Неё светло, А потому, что с Ней не надо света.
Символ единственной таинственной Звезды становится главным в произведении Анненского. У Нее лирический герой ищет ответа, когда его одолевают сомнения, с Ней ему не нужно света. Он предельно одинок. Создается ощущение, что кроме Звезды у него никого нет. Так Звезда становится олицетворением надежды, веры в вечные ценности, неподвластные времени, в мире, где преобладают сомнения. Кроме того, ее образ связан с любовной темой. При этом Анненский рассматривает любовь не земную, физическую, а духовную, обращенную в высшие сферы. Соответственно, чувство лирического героя направлено не столько на конкретную представительницу прекрасного пола, сколько на абстрактный идеал. По мнению ряда исследователей, под идеалом стоит понимать поэзию. Таким образом в одном стихотворении Анненский объединяет мотив творчества с мотивом совершенной любви. Одиночество, которым пронизано произведение « Среди миров », было характерным состоянием и для самого Иннокентия Федоровича. Он никогда не стремился к славе и всенародному признанию, долгое время воспринимал свои литературные опыты не всерьез.
Смерть Смерть Перенапряжение в работе и болезненные переживания приводят к резкому обострению сердечной болезни. 11 декабря ( по новому стилю 30 ноября ) 1909 г. Анненский скоропостижно скончался на ступеньках Царскосельского ( Витебского ) вокзала.