А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XIII чтения памяти Г.П. Щедровицкого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
Advertisements

Вячеслав Марача Суд как институт мышления XVII Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2011 г. Москва.
ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
А.П. Зинченко Технологии мышления в рамках system movement.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Марьевская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области Проектирование.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
Мыследеятельностная дидактика : к проблеме процессуальной рефлексии образовательной деятельности Александр Попов, генеральный директор АНО « Открытое образование.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Стажировочная площадка НГПЛ имени А.С. Пушкина: уроки управления качеством образования.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
«Инновационная экономика и промышленная политика региона» ЭКОПРОМ-2010 Карасёва Людмила Аршавировна Зинатулин Алексей Мансурович ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 125 с углубленным изучением математики» г. Снежинск Учитель истории и обществознания.
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
«Реализация социокультурного подхода при моделировании образовательного процесса ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к ООП ДО» Сроки реализации:
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Транксрипт:

А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XIII чтения памяти Г.П. Щедровицкого Москва, 23 февраля 2007 года

Рассмотрение понятия проблематизации в оргуправленческом контексте отличает подход ММК от большинства других известных трактовок проблематизации, – начиная со школы «Анналов» и заканчивая ТРИЗ-ом – ОРИЗом. При этом процессы проблематизации в качестве непременного атрибута вменяются мыследеятельности управления как обеспечивающей развитие, в отличие от слоев руководства и организации, ответственных за функционирование и воспроизводство. В игровую эпоху эти представления стали одним из ключевых инструментов в организации рабочих процессов ОДИ. Рассмотрение понятия проблематизации в оргуправленческом контексте отличает подход ММК от большинства других известных трактовок проблематизации, – начиная со школы «Анналов» и заканчивая ТРИЗ-ом – ОРИЗом. При этом процессы проблематизации в качестве непременного атрибута вменяются мыследеятельности управления как обеспечивающей развитие, в отличие от слоев руководства и организации, ответственных за функционирование и воспроизводство. В игровую эпоху эти представления стали одним из ключевых инструментов в организации рабочих процессов ОДИ.

Главным достижением Кружка на пути технологизации процесса проблематизации стал анализ ее внутренней структуры, который собственно, и позволил «разыгрывать» постановку проблем в коллективной работе на ОДИ. Наиболее распространенным является технологическое разделение процесса проблематизации на семь этапов или «станций»: I II III IV V VI VII С/О СА Ц/П АС ПП ПЗ РЗ

[ I ] самоопределение (тематическое, методологическое, позиционное и др.); позиционное и др.); [ II ] ситуационный анализ («инвентаризация» составляющих будущей ситуации); будущей ситуации); [ III ] целеполагание (модельное в случае проектирования, параметрическое в случае программирования и т.п.); параметрическое в случае программирования и т.п.); [ IV ] анализ ситуации (системная соорганизация составляющих ситуации в пространстве целей); ситуации в пространстве целей); [ V ] собственно проблематизация, т.е. постановка/формулирование проблем; проблем; [ VI ] перевод проблем в задачи (методическая организация полноценной целерезультативной мыследеятельности); полноценной целерезультативной мыследеятельности); [ VII ] решение задач (имеющее снять назначенные проблемы практически). практически).

Впрочем, этими разделениями достижения, видимо, исчерпываются. Дальнейшая работа по превращению так представленной проблематизации в полноценную управленческую технологию могла бы включить, во-первых, спецификацию процессов/техник проблематизации относительно основных подтипов управления – (3)программирования, (4)проектирования, (2)планирования (1)и т.н. задействования, различающихся между собой категориальным представлением своих целевых функций и ресурсов Впрочем, этими разделениями достижения, видимо, исчерпываются. Дальнейшая работа по превращению так представленной проблематизации в полноценную управленческую технологию могла бы включить, во-первых, спецификацию процессов/техник проблематизации относительно основных подтипов управления – (3)программирования, (4)проектирования, (2)планирования (1)и т.н. задействования, различающихся между собой категориальным представлением своих целевых функций и ресурсов

процессресурс будущеебудущее прошлое процесс ресурс планированиезадействование программированиепроектирование

На следующем шаге следовало бы попытаться специфицировать техники проблематизации относительно узлов, кооперативных и коммуникативных связок управленческой мыследеятельности. На следующем шаге следовало бы попытаться специфицировать техники проблематизации относительно узлов, кооперативных и коммуникативных связок управленческой мыследеятельности.

схема шага развития («велосипед») В качестве примера план-карты таких разработок может быть положена

Здесь процедуры проблематизации организуются внутри трех системно связанных циклов работ – прожективного мыслительного конструирования (1) и обеспечивающих это мышление циклов ситуационной аналитики (2) и реализационной (имплементирующей) политики (3).

1 2 3

Циклы «аналитики» и «политики» в равной степени важны для формирования действительности прожективного управленческого мышления, но имеют при этом противоположные временные векторы и модальные операторы.

В «аналитике» проблематизируется отношение управленческого решения к содержанию ситуаций прошлого (действительность); этот цикл проблематизации в сегодняшнем менеджменте оформлен в практике консалтинга.

КОНСАЛТИНГ МАРКЕТИНГ БРЕНДИНГ ПРОМОУШЕН

Цикл «политики» проблематизирует проспективное, реализационное отнесение управленческого прожекта (возможность) и может быть сопоставлен практикам маркетинга, брендинга и промоушена.

Наконец, третье перспективное поле исследований и разработок по СМД-теории проблематизации – это анализ осуществления проблематизирующих функций в рамках цикла мыслительного конструирования (т.е. в работе на досках управленческого мышления в схеме шага развития) СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

В этом контексте, с одной стороны, должны быть возобновлены давно заглохшие методологические исследования «творческого мышления», а, с другой, восприняты и переосмыслены представления о проблематизации, сформированные постмодернистской философией. постмодернистской философией.

Предстоит, в частности, увлекательная работа по отслеживанию технологических приемов рефлексивного осмысления и рационального анализа тех социокультурных отношений, которые актуализируются в ситуациях управления. которые актуализируются в ситуациях управления.

конец