Народные промыслы кабардинцев и балкарцев

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды исторических промыслов и ремесел на Кубани.
Advertisements

Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Кубанские народные ремесла Выставка в историко-краеведческом музее МОУ СОШ 2 Подготовила Гурская Н.Н.
Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом.
Технология 8 класс Байкалова Татьяна Леонидовна, учитель технологии МОУ СОШ с.Софийское.
НОГАЙЦЫ НА КУБАНИ. Большие и Малые Ногаи - северокавказские степи становятся основным районом обитания Ногайцев. Восточные районы Северного Кавказа были.
УРОК ИРК 8 класс. Каждому человеку известен термин «декоративное искусство». Все прекрасно понимают, что декоративное означает красивое, а именно то,
Декоративное искусство Кубачи Кубачи – одно из интереснейших селений в Дагестане, известное ныне не только в России, но и во всем мире прославились художественной.
Художественные особенности орнаментального искусства народов Дальнего Востока.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Ремесла Волжской болгарии Никифорова Людмила Федоровна – учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно.
« Орнаменты и узоры на посуде » Учащиеся 3Бкласса МАОУСОШ 12 Руководитель проекта: Ширяева С.И. ПРОЕКТ.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко.
Развитие техники в верхнем Палеолите. Выполнили: Новицкая. И. Субботина.О.
Из истории развития декоративно – прикладного искусства. Один из самых распространенных видов народного искусства. Аппликацию выполняли из кожи, меха,
Транксрипт:

Подготовила: старший библиотекарь ЦБС ГФ 4 Т. Н. Долженко Нальчик, 2018

В продолжение многих веков рукоделие и ремесленное производство полностью обеспечивало внутренний спрос на средства жизнеобеспечения (жилище, орудия труда, одежда и т.п.) кабардинцев и балкарцев. Их продукция, имея, прежде всего, хозяйственно-потребительское значение, в то же время выполняла и культурно-бытовые функции. Здесь доминировали ремесла, связанные с животноводством (выделка шерсти и кожи). Женская часть населения была занята в основном обработкой шерсти, выделкой сукон, производством шерстяных изделий. Их номенклатура включала войлоки, бурки, ноговицы, шляпы, пряжи и сукна. Сырье для них обеспечивалось за счет стрижки шерсти овец, которая производилась два раза в год – весной и осенью. Шерсть весенней стрижки, как более грубая, уваливающаяся, шла на изготовление войлоков и бурок, а осенняя – на сукно. В продолжение многих веков рукоделие и ремесленное производство полностью обеспечивало внутренний спрос на средства жизнеобеспечения (жилище, орудия труда, одежда и т.п.) кабардинцев и балкарцев. Их продукция, имея, прежде всего, хозяйственно-потребительское значение, в то же время выполняла и культурно-бытовые функции. Здесь доминировали ремесла, связанные с животноводством (выделка шерсти и кожи). Женская часть населения была занята в основном обработкой шерсти, выделкой сукон, производством шерстяных изделий. Их номенклатура включала войлоки, бурки, ноговицы, шляпы, пряжи и сукна. Сырье для них обеспечивалось за счет стрижки шерсти овец, которая производилась два раза в год – весной и осенью. Шерсть весенней стрижки, как более грубая, уваливающаяся, шла на изготовление войлоков и бурок, а осенняя – на сукно.

Войлочное производство. Традиции производства войлока уходило корнями в древнетюркскую среду. С древнейших времен войлоками устилали полы и кровати, покрывали стены, укрывали арбы; их включали в приданое, демонстрируя благосостояние семьи и трудолюбие ее женщин. Войлочное производство. Традиции производства войлока уходило корнями в древнетюркскую среду. С древнейших времен войлоками устилали полы и кровати, покрывали стены, укрывали арбы; их включали в приданое, демонстрируя благосостояние семьи и трудолюбие ее женщин.

Ткацкое ремесло В прядильном деле мастерицы использовали как шерсть, так и волокна конопли, доставляемые из Закавказья, а также шелковые нити восточного происхождения. Из шелковой нити ткали престижные материи,идущие на изготовление нарядных платков и платьев.нарядных платков Техника подготовки рунной шерсти для нитей была аналогичной, которая применялась при бурочном и бурочно-кошваляльном производстве. Предварительно отсортированную и очищенную шерсть промывали, перебирали на отдельные клочки, расчесывали на гребне-чесалке, сбивали и пушили, как было описано выше. В зависимости от качества шерсти выделялось нескольких сортов. Для изготовления нитей для тонкого сукна (белья, платков) предпочитали шерсть, снятую с годичной овцы. При выделке сукна высокого качества использовали нити из шерсти осенней стрижки. Для прядения шерсть вытягивали в ровницы и сворачивали в клубки.

Кузнечное ремесло Кузнечное дело, пожалуй, наиболее ранняя отрасль металлообработки у горцев, обособившаяся в самостоятельное ремесло. Развитию этого ремесла у карачаево-балкарцев способствовала рудоносность мест их проживания, о чем и топонимика: Медная Балка, Свинцовая балка, Железистая Скала и т.д. Изделия местных кузнецов являются частыми археологическими находками в местах древних поселений и могильниках. Согласно заключению специалистов, в основе кузнечной технологии Карачая в позднем средневековье лежит холодная ковка металла методом сыродувья, доводки его до мягкого состояния с последующей тепловой обработкой готовых изделий. Мастера кузнечного дела работали как в одиночку, так и с помощником. Как правило, место расположения кузни на селе служило главной завалинкой для мужчин.

Труд кузнеца был всегда востребован в обществе, где большое бытовое значение придавалось металлической, в основном медной посуде. Котлы ценились очень дорого; они входили в обязательную часть приданого, брачного выкупа (калыма), ими же уплачивали штрафы, виру. Большие котлы, используемые для варки мяса жертвенных животных, вмещали целые туши бычков или нескольких туш овец, находились во владении целой фамилии и хранились в доме старшего рода (напр., Деккушевых). Таковым, например, был медный кованый казан рода Шамановых, в который вмещалось одновременно туша быка и овцы. Такие котлы изготовлялись из отдельных кусков, склепанных между собой медными заклепками. При разделе большой семьи медный котел подвергался дележу путем разрезания на отдельные куски. Например, из казана рода Шамановых было изготовлено 6-7 маленьких казанников.

Древесное дело В хозяйственной жизни важнейшее место занимала обработка дерева, имевшая древнюю основу и традиции. В первую очередь оно было связано с тем, что именно дерево выступало основным строительным материалом (при возведении как жилых, так и хозяйственных построек). Не только мастера по дереву, но и почти каждый хозяин дома имел представление о свойствах различных видов дерева, времени заготовки их для хозяйственных нужд. Без дерева немыслимы были и предметы домашнего обихода: кровати, столики, посуда, утварь. Деревянная посуда и утварь всецело отвечали характеру скотоводческого хозяйства, она не билась и была удобной в горных кочевых условиях. Основная часть их изготовлялась пастухами и чабанами в период их пребывания на кошах. Из дерева мастерили люльки, делали гребенки, цедилки, сита, ящики для хранения зерна и муки, сундуков и сундучков.

Кожевенное дело К числу древнейших ремесел относится выделка шкур и кожи, не потерявшая своего значения до последнего времени и не претерпевшие в техническом отношении особых изменений. Мужчины были заняты обработкой сыромятной кожи и скорняжным делом, изготовлением конского снаряжения, горской кожаной обуви и др. В качестве мастеров-сапожников часто работали дагестанцы, изготовлением сафьяна занимались и горские евреи, хотя его выделывала почти каждая горская семья. Все работы по выделке шкур, овчин, шедших на одежду и кожаные мешки, и мелкие сосуды выполнялись руками женщин. Летняя обувь – тапочки, сапожки, ичики изготовлялись женщинами. Исследователь В.С. Ваганов в свое время отмечал: «Женщины – необыкновенно трудолюбивы, они несут на себе решительно всю работу: забота о прокормлении, обшивание всех членов семьи, изготовлении сбруи, седел и даже сапог для мужчин, работа в поле - все это лежит на изнуренных женщинах».

Узорное плетение Обязательно надо сказать об узорном плетении. Его применяли во многих областях быта. Скажем, в архитектуре жилища, хозяйственных построек, ограды, которые плели из лозы. Из лозы же да еще куги, камыша, кукурузных стеблей делали предметы домашнего обихода, например, корзины для фруктов и зерна, отличающиеся красотой формы и многообразием фактур. Но вершина кабардинского плетения узорные циновки- арджаны, в которых способность народа к художественному творчеству проявилась с поразительной силой. Несмотря на то, что циновки плетутся из одной куги, с помощью простейшего инструмента, на основе примитивной технологии, они свидетельствуют о высокой культуре композиционного и орнаментального мышления мастериц, тонком чувстве цвета, способности решать сложные пространственные задачи. По своему назначению арджаны делились на несколько групп: коврики для украшения жилищ, молитвенные намазлыки, погребальные циновки. Каждый тип содержал характерные орнаментальные мотивы, отличался определенными пропорциями и формой.

Шитьё, вышивка, рукоделие По всеобщему признанию, традиционный костюм кабардинцев обладал высокими художественными достоинствами и даже оказал влияние на одежду других народов Кавказа, а также кубанских и терских казаков. Наиболее ярко принципы покроя и декорировки проявились в знаменитых бурке, черкеске, башлыке и менее известных каптале, женском платье с нарукавниками и шапочке. Основной акцент болотная вышивка, в создании которой участвовали женщины самых разных сословий. Самой древней техникой была так называемая вышивка «в прикреп», сочетавшаяся с использованием нашивных шнуров, галунов, кистей, шариков, плетеных подвесок. Вышивали и гладью в основном вещи, получившие распространение позже: кошельки, футляры для ножниц, шапочки с плоским верхом. Характернейшая черта золотошвейного орнамента сложное взаимодействие зооморфных (главным образом роговидных) и более поздних растительных мотивов. Изысканный узор образует замкнутый, как правило симметричный рисунок. Четко выделяясь на черном, красном, малиновом, зеленом фоне, заполняя большие плоскости, он придает традиционному мужскому костюму неповторимый вид. Но никогда мастерицы не теряют чувства меры! В ряде изделий таких, как женские шапочки, кожаные ножны шашек и кобуры пистолетов, орнаментальное решение целиком строится на композиции разных элементов. Может быть, самое красивое сочетание ажурное плетение из золотых ниток и расшитая поверхность изделия!

Камнерезное дело В системе прикладных народных искусств оно занимало почетное место, в особенности – в эпоху проникновения в горный край культурного влияния мусульманского Востока. Речь, прежде всего, идет об изготовлении надмогильных каменных стел. Пространство таких плит, вытесанных из местных пород камня, покрывалось вязью арабографичных письмен, резным растительным и геометрическим декором (зачастую довольно плотным). Использовались не только трафареты, привнесенные с Востока (как правило, через Дагестан), но и авторские задумки мастеров резьбы по камню, воплощавшие замысел техникой контурной и рельефной резьбы. В таком же стиле нередко оформлялись и семейные каменные коновязи, на которых были высечены фамильные тамги, иногда – даже родословия. Собственно камень использовался в строительном деле – при возведении сторожевых башен, усыпальниц, фундаментов домов и др. Мастера-камнетесы изготовляли жернова для многочисленных водяных мельниц, жернова для размалывания смеси при изготовлении пороха, ручные мельницы, разнообразные ступы.

Косторезное ремесло Вспомогательное значение имело косторезное ремесло, обработка рога. Археологические находки костяных предметов (пряслиц, гребней, ножей для шлифовки изделий, иголок, охотничьего инвентаря и др.) свидетельствуют о развитости этого дела. На обработку шли кости и рога диких и домашних животных. Из них вырезались ложки, наборы для поясов, газыри для черкесок, пороховницы. Рог и кость находили применение в седельном производстве; костяными ручками снабжались ножи. Известны и костяные наконечники стрел. Козьи рога использовались для изготовления наконечников деревянных вил, а также вешалок. Из берцовой кости делали мочеводные трубки для люлек грудных детей. Овечьи бабки использовались для игры в альчики. Из кости изготовляли игральный волчок. Отметим, что изделия из рога и кости в торговлю не поступали, но сырье (особенно рога) охотно реализовывалось торговцам из Южного Кавказа.

Охотничий промысел В жизнеобеспечении кабардинцев и балкарцев охотничий промысел занимал особое место. Археологические находки костей промысловых животных свидетельствуют, что объектом охоты древних были горные козлы, олени, косули, кабаны, медведи, лисы, зайцы, волки, куницы. Охотились горцы и на зубров, которые в изобилии водились в верховьях Кубани. До распространения огнестрельного оружия охотились при помощи лука и стрел. В фольклоре упоминается специальная охотничья обувь с шипами. В охотничье практике издревле бытовали ловушки и западни.

В советское время характер домашних промыслов и ремесел кабардинцев и балкарцев коренным образом изменился. Это является следствием глубочайших изменений в их хозяйстве и быте. Развитие промышленности и возросшие экономические связи с другими народами Советского Союза расширили возможности получения фабрично-заводских изделий. Распространение в быту городской одежды из фабричных тканей свело до минимума работу женщин по изготовлению изделий из шерсти, овчины и кожи. Особенно сократилась обработка кожи: самодельная кожаная обувь встречается очень редко. Из шерсти домашним способом делают шляпы, бурки и очень редко сукна. Способы их изготовления целиком традиционны. В связи с тем, что тулуп и бурка стали в настоящее время профессиональной одеждой колхозных пастухов и табунщиков, в ряде колхозов выделены наиболее опытные женщины, которые изготовляют эти предметы из колхозного сырья, за что им начисляются трудодни. Так же дело обстоит и с колхозными шорниками, седельщиками, плотниками. Из последних часто составляется строительная бригада колхоза. Все эти мастера сохраняют в основном старую технику и навыки, кроме плотников и столяров, в обиход которых вошли более совершенные инструменты: топор русского образца, пила, рубанок и др.

Употребление деревянных изделий сейчас резко сократилось. Исчезают самодельная деревянная посуда и сельскохозяйственные орудия, покупается готовая фабричная мебель. В связи с этим уменьшился и объем работы деревообделочников. Кроме плотничных работ, связанных с постройкой жилища, плотники занимаются изготовлением и ремонтом арб и телег. Производство седел почти целиком перешло в артели, работающие в городах или районных центрах крупных селениях. Там же изготовляют сбрую, а иногда и нагайки. В Нальчике существует шорно-седельная фабрика, изготовляющая седла, как обычные кавалерийские, так и кабардинского типа. В домашнем быту сохранилось плетение циновок из камыша. Оно распространено неравномерно, так как не везде имеется камыш. Занимаются плетением циновок по- прежнему женщины, между делом, для себя или на продажу. Из того же материала плетут кошелки для провизии. Во многих селениях существуют кооперативные швейные мастерские, где работают, как правило, женщины. В ряде районных центров имеются промкомбинаты с швейными, сапожными, слесарными и другими мастерскими.