М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО» 1. Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю.Лермонтов 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Работа ученика 7в класса Айдакова Александра.
Advertisements

М.Ю.Лермонтов – великий русский писатель ( гг.) С детских лет Лермонтов воспитывался в атмосфере «священных преданий» об Отечественной войне.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как.
История в картинках БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 7 сентября 7 сентября 7 сентября (26 августа по старому стилю) 7 сентября.
Как вы думаете, почему каждый человек должен знать историю своей страны?
Редут - полевое укрепление Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии Лафет – станок, на котором укрепляется ствол.
Бивак стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи начать обстреливать врага картечью артиллерийскими снарядами. Драгун.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
БОРОДИНО Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся.
«- Скажи-ка, дядя…» - … ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия.
История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) История.
Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Дни воинской славы России История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были.
М.Ю. Лермонтов. Историческая основа стихотворения «Бородино» Урок литературы в 5 классе Автор: Васенина С.Н.
М.Ю.Лермонтов «Бородино» Ведь были ж схватки боевые, Да говорят ещё какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!
Бойко Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 30 г. Твери.
Подготовил ученик 2-а класса Кожевников Александр Классный руководитель Остапенко Ж.Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837 г.) Учитель: Суздалова Елена Викторовна Петропавловск-Камчатский.
Транксрипт:

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО» 1

Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю.Лермонтов 2

3 ЗнаюУзнал

4 Нерадостным было его детство: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю.Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю.Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью.

5 Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» посвящено Бородинскому сражению и написано в год 25-й годовщины этой битвы. По жанру произведение напоминает балладу, и, как положено балладе, повествует о ставшем легендарным уже во времена Лермонтова героическом событии.

6 Тема Бородина занимала Лермонтова ещё в гг., когда он написал «Поле Бородина». Через 6-7 лет в связи с предстоящим 25-летием Отечественной войны 1812 года Лермонтов вновь обратился к теме Бородинской битвы. В стихотворении рассказ ведётся от имени старого солдата, участника битвы, который точно воссоздаёт важнейшие эпизоды сражения. Лермонтов глубоко и правдиво показал мужество и стойкость людей 1812 г. с их пламенным патриотизмом, с их беззаветной преданностью Родине. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ

7 В русской армии насчитывалось 120 тысяч солдат и 640 орудий. У французов 135 тысяч солдат и 587 орудий. М.И.Кутузов командовал русской армией. Наполеон командовал французской армией. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

8 Подготовка к сражению Рано утром 25 августа Кутузов осматривал армию. К солдатам Кутузов обратился со словами: «Братцы! Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Надеюсь на вас. Бог вам поможет. Отслужите молебен». Солдаты точили штыки, артиллеристы передвигали орудия на выгоднейшие позиции. Мало кто спал обычным сном в эту ночь. Около 5 утра 26 августа началось сражение.

9 Заскрежетало железо о железо, завязался кровопролитный бой. Конный, пехотинец, артиллерист – в пекле сражения всё перемешалось. Гранаты лопались в воздухе и на земле, ядра гудели, сыпались со всех сторон. Выстрелы были так часты, что не оставалось промежутков между ударами. Тела убитых и раненых кровавой массой покрывали окрестности. Потери с обеих сторон составили до 100 тысяч.

10 СЛОВАРНАЯ РАБОТА К Отечественной войне 1812 года в русской армии было 3 рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Пехота делилась на лёгкую (егеря) и линейную (мушкетёры и гренадёры). Кавалерия включала лёгкую (гусары и уланы, вооружённые саблями и пиками), среднюю (драгуны) и тяжёлую (кирасиры, вооружённые палашами).

11 Бивак – привал, расположение войск вне населённого пункта (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Кивер – высокий жёсткий военный головной убор (цилиндрической или конусообразной формы) Лафет – станок артиллерийского орудия (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Редут – сомкнутое полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Уланы - вид легкой кавалерии. Пресле-довали отступающего противника, выполняли рейды в тыл противника, несли патрулирование, ходили в разведку. Название восходит к татарскому слову «оглан» - благородный юноша из ханской семьи (Энциклопедия: История России).

12

13 Историческая справкаСтрочки стихотворений 1 группа 12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.* Мы долго молча отступали… И вот нашли большое поле… 2 группа Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.* Два дня мы были в перестрелке… Прилег вздремнуть я у лафета… 3 группа Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.*.Ну ж был денек!.. Вам не видать таких сражений… 4 группа Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна* Изведал враг в тот день немало… Вот затрещали барабаны… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!

14 Какое настроение было у солдат, когда они долго молча отступали? Как изменилось настроение воинов, когда нашли большое поле? С каким настроением бойцы произносят клятву верности?

15 Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист - «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М.Ю.Лермонтову о ходе великой битвы. Еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов. Многие мотивы этого произведения были позднее переосмыслены и вошли в окончательный вариант «Бородино». ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА

16 Кто он? Возраст Внешний облик Манера держаться Особенности речи Характер ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА

17 ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА Кто он?Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий Возраст45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад Внешний обликСедые волосы, усы, может, шрамы Манера держатьсяСпокойно, с достоинством, гордится прошлым Особенности речиНеспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит я и мы ХарактерГотовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

18 Храбрость, смелость, героизм, чувство долга, мужество, честность, стойкость, уверенность, упорство, верность, отвага, настойчивость, трусость, страх, безразличие, лесть, предательство, малодушие, патриотизм.

19 Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…

20 И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут…

22 Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!..

23 Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!...

24 Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день…

25 Прилег вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз.