Гражданская война 1918-1921 гг. Итоговый урок. 9 класс. XX- век История России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Война между «белыми»«красными». После установления Советской власти в стране разгорелась Гражданская война. Каждый думал, что он борется за справедливое.
Advertisements

Гражданская война. Основополагающий вопрос «Любая война – это всегда трагедия. Трагедия Гражданской войны особенно масштабна. Согласны ли вы с этим утверждением?»
Гражданская война Задания для посещающих электив.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА «Я прикасаюсь ладонью к истории «Я прикасаюсь ладонью к истории Я прохожу по гражданской войне». Я прохожу по гражданской.
гг ПРЕДСТАВИТЕЛИ «БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ» В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ.
Гражданская война В России ( гг) 1 Цели урока: 1)Систематизировать материал по теме; 2) В результате исследования источников сформировать представление.
Тема: План : 1. Причины и основные этапы гражданской войны. 2. Первые выступления против советской власти. 3. Формирование белого движения. 4. Создание.
Гражданская война и иностранная военная интервенция гг. Гражданская война-война между гражданами одного государства по поводу власти.
Гражданская война в России гг. Учитель истории: Прошина В.И. МОУ гимназия г.
Тема урока Гражданская война глазами «белых» и «красных»
Тема: МОУ «Западнодвинская СОШ 1» Ефимов.Г.К.- учитель истории.
Гражданская война2 –вариантБрестский мир был аннулирован в.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА Составитель – учитель истории Румянцева Ирина Юрьевна МБОУ Видновская СОШ 7.
«Красные в Гражданской войне». Агитационные плакаты.
Тема: План : 1. Причины и основные этапы гражданской войны. 2. Первые выступления против советской власти. 3. Формирование белого движения. 4. Создание.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЕ
Белое движение Лозунги: «Умрём за Родину» «Отечество или смерть» «Отечество или смерть» «Лучше смерть, чем гибель России» «Лучше смерть, чем гибель России»
Все рядом лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был – красный стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал Смерть.
Гражданская война в России 9 класс Тест 1 вариант С помощью ЛКМ сделайте выбор правильного варианта ответа. Справа от выбранного ответа появится слово.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ гг.. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА –вооруженная борьба за государственную власть различных социальных групп внутри государства.
Транксрипт:

Гражданская война гг. Итоговый урок. 9 класс. XX- век История России

План урока. 1.Причины и ход военных действий. 2.Раскол общества на два лагеря. 3.Проблема террора. 4.Лидеры Белого движения. 5.Командиры Красной армии. 6.Работа с документами. 7.Итоги урока.

Задание на урок.

Гражданская война была вызвана противостоянием большевиков и представителей свергнутых классов и политических сил. Причины и ход военных действий. На Урале и Сибири- адмирал А.В. Колчак. На севере- генерал Е.К. Миллер. В Прибалтике- генерал Н.Н. Юденич. На Кубани и Дону- генерал А.И. Деникин, генерал П.Н.Врангель.

Какая сила предопределила исход Гражданской войны? Какие слои населения России были самыми многочисленными? Почему крестьяне встали на сторону советской власти? Какие шаги предприняло правительство большевиков в годы Гражданской войны? Для населения бывшей царской России встал вопрос: «Чью сторону принять !». Этот выбор в нарастающей кровавой смуте Гражданской войны был тяжелейшим нравственным испытанием. Раскол общества на два лагеря.

Одним из проявлений Гражданской войны был террор. Из приказа народного комиссара внутренних дел (4 сентября 1918г.): «Расхлябанности и миндальничанью должен быть немедленно положен конец. Все известные местным Советам правые эсеры должны быть немедленно арестованы. Из буржуазии и офицерства должны быть взяты значительные количества заложников. При малейших попытках сопротивления или малейшем движении в белогвардейской среде должен применяться безоговорочно массовый расстрел». Причины и ход военных действий. Проблема террора. Террор это политика запугивания и насилия, расправа с политическими противниками, со всеми неугодными. Методами террора пользовались как большевики так и белые. Оправданы ли подобные методы для достижения пусть даже великой цели?

Деникин пользовался уважением и доверием своих офицеров и солдат. Честолюбие, свойственное ему, никогда не переходило в погоню за славой. Антон Иванович был безупречен в соблюдении военной этики, что особенно ценилось в армейской среде. К захвату власти большевиками он отнёсся отрицательно. После Октябрьской революции Деникин становится одним из организаторов Добровольческой армии. Весной 1918 г. Добровольческая армия А.И.Деникина и Л.Г.Корнилова совершила «ледовый поход» на Кубань. В штабе Добровольческой армии А.И.Деникина была составлена программа Белого движения, которая предполагала уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка, восстановление единой и неделимой России. Лично Деникин не был сторонником расстрелов пленных красноармейцев, пресекал мародёрство, но искоренить эти явления не мог. В апреле 1920-го Деникин провёл совещание высших чинов и, понимая, что после тяжёлых поражений своей армии он лишился прежней популярности и авторитета, сдал командование жёсткому и решительному генералу П.Н.Врангелю. Лидеры Белого движения г. в Севастополе на военном совете командного состава новым главнокомандующим ВСЮР был назначен Врангель. За счёт усиленных поставок союзников, укрепления дисциплины Врангель смог восстановить боеспособность армии и организовал оборону Крыма. Одновременно главнокомандующий формировал правительство из своих сторонников. Врангель решил создать «хотя бы на клочке русской земли такой порядок и такие условия жизни, которые потянули бы к себе все помыслы и силы стонущего под красным игом народа». Этим местом стала Северная Таврия вместе с Крымом! Правительство Врангеля не сумело решить ни одной из острых экономических проблем. В последнем изданном в России приказе генерала говорилось: «Дальнейшие наши пути полны неизвестности. Другой земли, кроме Крыма, у нас нет. Нет и государственной казны. Откровенно, как всегда, предупреждаю всех о том, что их ожидает. Да ниспошлёт Господь всем силы и разума одолеть и пережить русское лихолетье». Известие о большевистском перевороте и намерении Советов вывести страну из войны потрясло Колчака. Чтобы глубже понять внутреннее состояние и мотивы поведения этого человека в данное время, следует, на наш взгляд, обратить внимание на особенности его мировоззрения. Он был сугубо военным человеком, для которого война была родной стихией. Об этом свидетельствуют его высказывания на допросе в Иркутске, воспоминания современников, дневниковые записки адмирала. По признанию А. В. Колчака, начало войны для него было одним из самых счастливых и лучших дней в его жизни. Стремление большевиков вывести страну из войны сделали адмирала Колчака контрреволюционером и непримиримым врагом Советской власти. А.В. Колчак смотрел на политическое устройство и режим в стране с точки зрения военного человека. Если бы Советская власть выступила за продолжение войны, сохранив все остальные политические лозунги, адмирал Колчак мог бы встать на ее сторону.

С осени 1920 г. Фрунзе командующий Южным фронтом, на который возложена задача разгрома армии Врангеля. Форсирование Сиваша, штурм Перекопа и Чон-гара стали легендарными победами Красной армии. Не имея специального военного образования М.В.Фрунзе одержал верх над профессиональными военачальниками, возглавившими белые армии. Подготовленные и проведённые им операции, в том числе Бугу-русланская, Белебейская, Уфимская, Перекопская, пополнили арсенал военного искусства. Послевоенные годы не стали в жизни Фрунзе менее насыщенными и ответственными Михаил Васильевич вносил свой вклад в укрепление Красной армии, развитие военной науки и военного искусства. Командиры Красной армии. Популярность Чапаева в годы Гражданской войны была необычайна, он был известен по обе стороны Восточного фронта. О смелости и отваге его слагали легенды. Вопреки распространённому в литературе мнению, В.И.Чапаев, будучи командующим группой войск и начальником дивизии, предпочитал разъезжать не на тачанках и лошадях, а на автомобиле «Форд-Т», который мог развивать по тем временам огромную скорость до 50 км в час. Уже в годы Гражданской войны Чапаев предполагал, что век кавалерии близится к концу и она должна уступить место технике. Вверенные ему войска были оснащены броневиками, аэропланами, химическим оружием, применение которого до 1925 г. не было запрещено. В распоряжении Чапаева были средства связи (телефон, телеграф, мотоциклетная связь), которые отлаженно действовали. В 1919 г. 25-я дивизия под командованием Чапаева нанесла поражение колчаковским войскам под Бузулуком, Бугульмой и Уфой. За бои под Уфой В.И.Чапаев был награжден высшей боевой наградой тех лет орденом Красного Знамени.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Вариант 1 1.Определите, к каким периодам Гражданской войны и каким событиям относятся эти высказывания. 2.Какой «цвет» Гражданской войны представляет каждый из авторов? Как в их выступлениях отражаются цели и интересы конкретных политических сил и слоев населения? 3.Как в этих речах показано отношение к другим политическим силам. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Вариант Какие факторы, отмеченные в документах, предопре­делили победу большевиков в Гражданской войне? Какие причины вы можете назвать ещё'? 2.О каких преимуществах в ведении Гражданской войны говорится в документе 3? Как на практике реализовывались эти преимущества большевиками? 3.Как вы объясните слова Л.Д.Троцкого (документ 4)? Можно ли эти слова считать обобщённой формулой победы большевиков в Гражданской войне? Аргументируйте свой ответ. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Вариант 2 1. В чём видят причины собственного поражения участники Белого движения? 2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели Белого движения считают основной? 3. На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к Белому движению широких народных масс. Работа с документами.

Гражданская война- подвиг и трагедия победителей и побеждённых. Главный урок Гражданской войны состоит в том, что она не решает проблемы, а порождает насилие и произвол, приводит к массовой гибели соотечественников. Итоги урока.