ПСИХОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА И РАННЕГО ДЕТСТВА СТОМ 105.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастная периодизация И.С.Эльконина. Старшийподростковыйвозраст Младшийподростковыйвозраст Младшийшкольныйвозраст Дошкольныйвозраст Раннее детство Младенчество.
Advertisements

Этап новорожденности длится от рождение до момента появления комплекса оживления - первого осознанного действия, направленного на общение с родителем.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве от года до трёх.
Упрямство - настаивание на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Кризис трех лет. Симптомы кризиса 3 лет НЕГАТИВИЗМ УПРЯМСТВО СТРОПТИВОСТЬ СВОЕВОЛИЕ ПРОТЕСТ-БУНТ ОБЕСЦЕНИВАНИЕДЕСПОТИЗМ.
Этапы возрастного развития ребенка. Особенности и закономерности развития детей раннего возраста.
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
После 2 лет в жизни ребенка наступает переломный момент. По сути это второе рождение. Рождение нового себя как части окружающего мира. Родители могут.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ Выполнила: Спиридонова Светлана Студентка группы: 4 ППДОб
Особенности возраста и индивидуальных возможностей 3 года младший дошкольник.
Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми и родителями старших групп и подготовительных групп Участники проекта: воспитатели, дети, родители,
Консультация для педагогов и родителей Педагог-психолог Майорова Л.Н.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Младенчество (первый год жизни ребенка)
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДЕНЧЕСТВА И РАННЕГО ДЕТСТВА СТОМ 105

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НЕПОСРЕДСТВЕННО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМ. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЗРОСЛОГО НОСИТ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР. НАПРИМЕР, КОГНИТИВНЫЙ : ВСЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С МАТЕРЬЮ И С ПОМОЩЬЮ НЕЕ. НОВООБРАЗОВАНИЯ ВОЗРАСТА : 1. К ГОДУ РЕБЕНОК ПРОИЗНОСИТ ПЕРВЫЕ СЛОВА ( СКЛАДЫВАЕТСЯ СТРУКТУРА РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ ); 2. ОСВАИВАЕТ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ( СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ ).

РЕЧЬ До года речь ребенка – пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуляния, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально - непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

ОСОБЕННОСТИ АВТОНОМНОЙ РЕЧИ: НЕ СОВПАДАЕТ С РЕЧЬЮ ВЗРОСЛЫХ АРТИКУЛЯЦИОННО И ФОНЕТИЧЕСКИ ("БИ-БИ"), А ТАКЖЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (МНОГОЗНАЧНОСТЬ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ВОКАЛИЗАЦИЙ); ОБЩЕНИЕ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ЛЮДЬМИ, ПОСВЯЩЕННЫМИ В ШИФР ДЕТСКОЙ РЕЧИ, И В КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ; СВЯЗЬ МЕЖДУ СЛОВАМИ СВОЕОБРАЗНА: РЕЧЬ НАПОМИНАЕТ РЯД ВОСКЛИЦАНИЙ, ПРОИЗНОСИМЫХ В АФФЕКТЕ. НАЧАЛО И КОНЕЦ АВТОНОМНОЙ РЕЧИ ЗНАМЕНУЕТ НАЧАЛО И КОНЕЦ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА. АКТИВНАЯ РЕЧЬ. ВОЗНИКАЕТ К 1,6 – 2 ГОДАМ (У ДЕВОЧЕК РАНЬШЕ, ЧЕМ У МАЛЬЧИКОВ). ЗАПАС СЛОВ К 1 ГОДУ ОКОЛО 30. ВОПРОСЫ "ГДЕ?", "КАК?" ВЫПОЛНЯЮТ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. ПЕРВЫЕ СЛОВА – ЭТО СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ С ЦЕЛЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ("ДАЙ!"). ХОТЯ ПО ФОРМЕ ПЕРВЫЕ СЛОВА В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ЯВЛЯЮТСЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПО СУТИ ОНИ ГЛАГОЛЫ. ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЧИ ВЗРОСЛЫМ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ЧЕТКО, ОТЧЕТЛИВО, ЧТОБЫ ПЕРЕДАВАТЬ ИМ НАВЫКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ. ПОКАЗЫВАТЬ И НАЗЫВАТЬ ПРЕДМЕТЫ, РАССКАЗЫВАТЬ СКАЗКИ. ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА ПРОИСХОДИТ БОЛЕЕ УСПЕШНО, ЕСЛИ ЕМУ ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛИ.

ПРЕДМЕТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность. Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия " не написан " на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием. Он осваивает : назначение предмета ; способы действий с предметами ; технику выполнения действий. В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями ( сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми ; затем – в предметной деятельности.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОГЛАСНО ПИАЖЕ, РЕБЕНОК ДО ГОДА НАХОДИТСЯ В 1 ПЕРИОДЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ – СЕНСОМОТОРНОМ. ДЕТИ В ЭТО ВРЕМЯ ЕЩЕ НЕ ОВЛАДЕЛИ ЯЗЫКОМ И У НИХ НЕТ ПСИХИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ДЛЯ СЛОВ. ЗНАНИЯ О ЛЮДЯХ И ОКРУЖАЮЩИХ ПРЕДМЕТАХ СКЛАДЫВАЮТСЯ У НИХ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ ОТ СОБСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ И СЛУЧАЙНЫХ ДВИЖЕНИЙ. СЕНСОМОТОРНЫЙ ПЕРИОД ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ 6 СТАДИЙ, ИЗ КОТОРЫХ 4 – ДО ГОДА. 1. УПРАЖНЕНИЕ РЕФЛЕКСОВ. ДЕТИ "УПРАЖНЯЮТ" ВСЕ НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ОБЛАДАЮТ В ДАННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ. ЭТО БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ: СОСАНИЕ, ХВАТАНИЕ, ПЛАЧ. КРОМЕ ЭТОГО НОВОРОЖДЕННЫЕ ЕЩЕ УМЕЮТ СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ. 2. ПЕРВИЧНЫЕ КРУГОВЫЕ РЕАКЦИИ (1 – 4 МЕСЯЦ ЖИЗНИ). РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К СВОЕМУ ОКРУЖЕНИЮ, ИСПОЛЬЗУЯ АККОМОДАЦИЮ (ПРИСПОСОБЛЕНИЕ СТАРЫХ СХЕМ К НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ).

3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх "чужого"), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям. 4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода). Базовая потребность возраста Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э. Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру ( людям, вещам, явлениям ), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

ПРИВЯЗАННОСТЬ В ЭТОМ ЖЕ ВОЗРАСТЕ ФОРМИРУЕТСЯ ЧУВСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ. ВЫДЕЛЯЮТ 3 ФАЗЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ : (1) МАЛЫШ ИЩЕТ БЛИЗОСТИ С ЛЮБЫМ ЧЕЛОВЕКОМ ; (2) УЧИТСЯ ОТЛИЧАТЬ ЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ ОТ НЕЗНАКОМЫХ ; (3) ЧУВСТВО ПРИВЯЗАННОСТИ ВОЗНИКАЕТ К ТЕМ ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ОСОБО ЗНАЧИМЫ ДЛЯ РЕБЕНКА. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ КОМФОРТА СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СВОЕВРЕМЕННОЕ КОРМЛЕНИЕ, ТАК КАК ПРИДАЮТ ЭТОМУ ЧУВСТВУ СУГУБО ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА СТАБИЛЬНОГО ПЕРИОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ РАСШИРЕНИЕМ ГРАНИЦ ОБЩЕНИЯ. РАЗРЫВАЕТСЯ СЛИТНОСТЬ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДВОЕ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИЗМЕНЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ. В ЕЕ ИЗМЕНЕНИИ – СУТЬ КРИЗИСА ОДНОГО ГОДА.

КРИЗИС ВОЗРАСТА КРИЗИС ОДНОГО ГОДА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОСВОЕНИЕМ РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ. ОРГАНИЗМ МЛАДЕНЦА РЕГУЛИРОВАЛА БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, СВЯЗАННАЯ С БИОРИТМАМИ. ТЕПЕРЬ ЖЕ ОНА ВОШЛА В ПРОТИВОРЕЧИЕ С ВЕРБАЛЬНОЙ СИТУАЦИЕЙ, ОСНОВАННОЙ НА САМОПРИКАЗЕ ИЛИ ПРИКАЗЕ СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, РЕБЕНОК В ВОЗРАСТЕ ОКОЛО ГОДА ОКАЗЫВАЕТСЯ ВООБЩЕ БЕЗ СИСТЕМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ЕМУ НАДЕЖНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ. БИОЛОГОЧЕСКИЕ РИТМЫ СИЛЬНО ДЕФОРМИРОВАНЫ, А РЕЧЕВЫЕ НЕ НАСТОЛЬКО СФОРМИРОВАНЫ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК МОГ СВОБОДНО УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ. КРИЗИС ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОБЩИМ РЕГРЕССОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА, КАК БЫ ОБРАТНЫМ РАЗВИТИЕМ. ЭМОЦИОНАЛЬНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АФФЕКТИВНОСТИ. ЭМОЦИИ ПРИМИТИВНЫЕ. ПРИ ЭТОМ НАБЛЮДАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ : НАРУШЕНИЕ ВСЕХ БИОРИТМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ( СОН – БОДРСТВОВАНИЕ ); НАРУШЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВСЕХ ВИТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ( НАПРИМЕР, ЧУВСТВА ГОЛОДА ); ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ АНОМАЛИИ ( УГРЮМОСТЬ, ПЛАКСИВОСТЬ, ОБИДЧИВОСТЬ ). КРИЗИС НЕ ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ ОСТРЫХ.

РАННЕЕ ДЕТСТВО ПРЕДМЕТНО - ОРУДИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧАЕТ МАНИПУЛЯЦИЮ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ПРЕДМЕТАМИ, ЗАЧАТКИ КОНСТРУИРОВАНИЯ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО У МУЖЧИН ЛУЧШЕ РАЗВИТО ОТВЛЕЧЕННОЕ, АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОСВОЕНИЕ ЛОГИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. БОЛЬШИНСТВО ЖЕНЩИН ОБЛАДАЕТ БОЛЕЕ РАЗВИТЫМ, ЧЕМ У МУЖЧИН, СОЦИАЛЬНЫМ МЫШЛЕНИЕМ, СФЕРА ПРОЯВЛЕНИЯ КОТОРОГО – ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ. У ЖЕНЩИН ТОНЬШЕ ИНТУИЦИЯ, ТАКТ, ОНИ БОЛЕЕ СКЛОННЫ К ЭМПАТИИ.

Возникновение самосознания. К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание. Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности. К 3 годам – новый этап самоидентификации : с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой. Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение " я ", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен ( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон ).

На подходе к кризису присутствует четкая когнитивная симптоматика : острый интерес к своему изображению в зеркале ; ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других. У девочек интерес к нарядам ; мальчики начинают проявлять озабоченность своей эффективностью, например, в конструировании. Остро реагируют на неудачу. Кризис 3- х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет. 1. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. 2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем - то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением 3. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет 4. Своеволие. Стремится все делать сам. 5. Протест - бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. 6. Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. 7. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.