Анатомо –физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей и подростков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анатомо-физиологические особенности ССС у детей Выполнила: студентка 416 группы педиатрического факультета Кузнецова Е. В. Нижний Новгород 2016.
Advertisements

Тема урока Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
Презентация по биологии по теме «Система кровообращения» Мининой Дарьи ФМЛ 1580 кл.11-7-Б Учитель: Вязовец Н.В.
Сердечно - сосудистая система Кривущенко И.А., преподаватель ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ « СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТАЯ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМЫ» ВЫПОЛНИЛА: КУЖУГЕТ АЙЫРАШ УЧЕНИЦА 8 В КЛАССА.
Органы кровообращения. Сердце. Его строение.
Цель урока Задачи урока изучение строения органов кровообращения; способы регуляции деятельности органов кровообращения; оказания доврачебной помощи.
Лекция: Введение в ангиологию. Большой и малый круги кровообращения. Развитие сердца. Кровообращение плода СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ Развитие сердца Пороки развития.
Строение и работа сердца. Положение сердца в грудной клетке. Особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечных сокращений. Размеры сердца составляют 0,47%
Кровообращение плода. В период внутриутробного развития кровообращение плода проходит три последовательные стадии : желточное аллантоидное плацентарное.
СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА Тема. РАЗМЕРЫ СЕРДЦА СОСТАВЛЯЮТ 0,47% ОТ МАССЫ ВСЕГО ТЕЛА, ПРИМЕРНО РАВНЫ РАЗМЕРАМ КУЛАКА ЧЕЛОВЕКА. СЕРДЦЕ НАХОДИТСЯ В СЕРЕДИНЕ.
Тема Строение и работа сердца. Положение сердца в грудной клетке. Особенности сердечной мышцы. Регуляция сердечных сокращений. Размеры сердца составляют.
Кровеносные сосуды Бисмют Настя 8Р класс. Кровеносные сосуды эластичные трубчатые образования в теле животных и человека, по которым силой ритмически.
Тема Строение и работа сердца З.А.Трушина, учитель биологии МКОУ лицей 4.
Кровообращение. Виды кровеносных сосудов: ВенаАртерияКапилляр.
Возрастные особенности системы кровообращения. Структура, функции системы кровообращения Система кровообращения состоит из сердца и сосудов: кровеносных.
Кровообращение. Строение и работа сердца Урок биологии в 8 классе.
СЕРДЦЕ - ЖИЗНЬ СТРОЕНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ © Колбина Мария Сергеевна; 2007.
Кровеносная система у животных!. Кровеносная система: Система сосудов и полостей, по которым происходит циркуляция крови или гемолимфы. Гемолимфы: Бесцветная.
Транксрипт:

Анатомо –физиологические особенности сердечно-сосудистой системы детей и подростков.

Наиболее важными функциями сердечно-сосудистой системы являются: 1) поддержание постоянства внутренней среды организма; 2) доставка кислорода и питательных веществ во все органы и ткани; 3) выведение из организма продуктов обмена веществ. Эти функции сердечно-сосудистая система может обеспечить только в тесном взаимодействии с органами дыхания, пищеварения и мочевыделения. Совершенствование работы органов кровообращения происходит неравномерно на протяжении всего периода детства.

Особенности внутриутробного кровообращения у детей. Закладка сердца начинается на 2 й неделе внутриутробной жизни. В течение 3 недель из пластинки, расположенной на границе головы и туловища, происходит формирование сердца со всеми его отделами. В первые 6 недель сердце состоит из трех камер, затем образуются четыре за счет разделения предсердий. В это время происходит процесс разделения сердца на правую и левую половины, формирование клапанов сердца. Образование основных артериальных стволов начинается со 2 й недели жизни. Очень рано формируется проводниковая система сердца.

Внутриутробное кровообращение плода. Насыщенная кислородом кровь поступает через плаценту по пупочной вене к плоду. Меньшая часть этой крови впитывается в печень, большая в нижнюю полую вену. Затем эта кровь, смешавшись с кровью из правой половины плода, поступает в правое предсердие. Сюда же вливается кровь из верхней полой вены. Однако эти два кровяных столба почти не смешиваются друг с другом. Кровь из нижней полой вены через овальное окно попадает в левое сердце и аорту. Кровь, бедная кислородом, из верхней полой вены проходит в правое предсердие, правый желудочек и начальную часть легочной артерии, отсюда через артериальный проток она попадает в аорту и примешивается к крови, поступившей из левого желудочка. Лишь небольшая часть крови поступает в легкие, оттуда в левое предсердие, в котором она смешивается с кровью, поступившей через овальное окно. Небольшое количество крови в малом круге кровообращения циркулирует до первого вдоха. Таким образом, мозг и печень получают наиболее богатую кислородом кровь, а нижние конечности наименее богатую кислородом кровь. После рождения ребенка венозный проток и пупочные сосуды запустевают, зарастают и превращаются в круглую связку печени. В действие вовлекаются все физиологические системы жизнеобеспечения.

Анатомофизиологические особенности сердца и сосудов у детей У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечно-сосудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также в период полового созревания.

Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную, овальную или шарообразную форму из-за недостаточного развития желудочков и сравнительно больших размеров предсердий. Только к 1014 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека. В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного расположено горизонтально. Косое положение сердце принимает к первому году жизни. Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от общей массы тела, она относительно больше, чем у взрослого человека. Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие размеры имеют предсердие и магистральные сосуды. К концу первого года вес сердца удваивается, к 3 годам утраивается. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова нарастает в период полового созревания. К 17 годам масса сердца увеличивается в 10 раз.

Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает правый. Толщина стенок желудочков у новорожденного составляет 5,5 мм, в дальнейшем толщина левого желудочка увеличивается до 12 мм, правого до 67 мм. Объем сердца при рождении составляет около 22 см 3, за первый год он увеличивается на 20 см 3, в последующем ежегодно на 610 см 3. Одновременно увеличивается диаметр клапанных отверстий. У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Объем сердца у детей больше относительно объема грудной клетки, чем у взрослых. У новорожденного верхушка сердца образована обоими желудочками, к 6 месяцам только левым.

По мере роста ребенка происходит совершенствование проводящей системы сердца. В раннем детском возрасте она массивна, ее волокна контурированы нечетко. У детей более старшего возраста происходит пере модулирование проводящей системы сердца, поэтому у детей часто встречаются нарушения ритма сердца. Работа сердца осуществляется за счет поверхностных и глубоких сплетений, образованных волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями синусового и предсердно желудочкового узлов в стенках правого предсердия. Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие к 34 годам. До этого возраста сердечная деятельность регулируется симпатической системой. Это объясняет физиологическое учащение сердечного ритма у детей первых 3 лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва уряжается сердечный ритм и появляется аритмия типа дыхательной, удлиняются интервалы между сердечными сокращениями. Функции миокарда у детей, такие как автоматизм, проводимость, сократимость, осуществляются так же, как у взрослых.

Особенности сосудов у детей. Сосуды подводят и распределяют кровь по органам и тканям ребенка. Их просвет у детей раннего возраста широк. По ширине артерии равны венам. Соотношение их просвета составляет 1 : 1, затем венозное русло становится шире, к 16 годам их соотношение составляет 1 : 2. Рост артерий и вен часто не соответствует росту сердца. Стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. С этим связаны меньшие показатели, чем у взрослых, периферического сопротивления, артериального давления и скорости кровотока. Строение артерий также меняется. У новорожденных стенки сосудов тонкие, в них слабо развиты мышечные и эластические волокна. До 5 лет быстро растет мышечный слой, в 5 8 лет равномерно развиты все оболочки сосудов, к 12 годам структура сосудов у детей такая же, как у взрослых.

Сердце и сосуды в период полового созревания. В пубертатном возрасте происходит интенсивный рост различных органов и систем. В этом периоде происходят нарушения их функционирования в связи с нарушениями их взаимоотношений и координации функций. У подростков в связи с особенностями роста как сердца, так и всего тела отмечаются относительно малые масса и объем сердца по сравнению с массой и объемом тела. Отношение объема тела к объему сердца у детей равно 50%, у взрослого 60%, а в пубертатном периоде составляет 90%. Кроме этого, имеются анатомические особенности сердечно-сосудистой системы у подростков, которые связаны с соотношением объема сердца и сосудов. У подростков объем сердца увеличивается быстрее, чем емкость сосудистой сети, это увеличивает периферическое сопротивление, что приводит к гипертрофическому варианту подросткового сердца. У подростков с отклонениями в возрастной эволюции сердца преобладает симпатическая регуляция.

Таким образом, у детей имеются функциональные особенности органов кровообращения, которые характеризуются: 1) высоким уровнем выносливости детского сердца вследствие его достаточно большой массы, хорошего кровоснабжения; 2) физиологической тахикардией, обусловленной малым объемом сердца при высокой потребности детского организма в кислороде, а также симпатотонией( тонус сосудов и сердца повышен, гормон- адреналин); 3) низким артериальным давлением с малым объемом крови, поступающей с каждым сердечным сокращением, а также низким периферическим сопротивлением сосудов; 4) неравномерностью роста сердца и связанными с этим функциональными расстройствами.

Спасибо за просмотр Работу выполнила студентка 1-го курса психолого-педагогического факультета Сонина Виктория