Подготовка к ЕГЭ ( задание 15) Знаки препинания при однородных членах и в сложносочиненном предложении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила Л.А.Опольская, учитель МБОУ СОШ 5 города-курорта Анапы.
Advertisements

Запятая ставится между однородными членами предложения, не соединёнными посредством союзов, например: Со всех сторон слышались смех, песни, веселье (Л.
Закрепление материала. СоюзыПримеры Соединительные союзы (соединяют один однородный член с другим) И, да(=и), ни-ни (только повторяющиеся); двойные: не.
Однородные члены предложения и знаки препинания при них Булатова Л.П., учитель русского языка БОУСОШ 1 станицы Динской Краснодарского края.
Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме: Однородные члены предложения
Тема урока. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения) Цели урока: обобщение и систематизация знаний о пунктуации.
Презентация к уроку « Однородные члены предложения. Обобщение ». Цель урока : обобщить и закрепить пройденный материал ; формировать умение расстановки.
Консультации по подготовке к ЕГЭ (пунктуация). Ловушка 1! В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому различай конструкции с однородными.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 11 КЛАСС ЗАВАРУХИНА Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Запятые при однородных членах merelenko-su.uCoz.ru.
А 22 А 19 А 9. Повторяем. Союзы сочинительные подчинительные.
Задание А24 проверяет умение ставить знаки препинания в простом предложении, осложнённом однородными членами.
Задание А23 Работу выполнила: Мкртичян Осанна Ученица 11 а класса.
Односоставные предложения (обобщающее повторение).
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Простые жизненные истины. Если культура- это то, что остается, когда все остальное забыто, то воспитание остается, когда все потеряно.культуравоспитание.
Однородные члены предложения Отметьте предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинании в предложениях отсутствуют). 1. Среди рек есть.
Учащихся МОУ «СОШ с.Ивановка» ( рисунки Соболева Алексея)
1. Укажите предложения, в которых выделенные слова – частицы. а) Бабушка говорила убедительно и просто. б) Я просто ослеп от весеннего солнца. в) В лесу.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ ( задание 15) Знаки препинания при однородных членах и в сложносочиненном предложении

1). Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака Тимофеевича. 2) Не холодный, а горячий. Гаврила хотел что-то возразить, да сжал губы. 3)Как взрослые, так и дети. Мы были не только удивлены, но и обрадованы.

1. И яблоки и груши и вишни … В саду росли розы и ромашки лилии и тюльпаны. 2. Яблоки и груши и вишни …

Снег и ветер солнце и дождь сменяли друг друга во время нашего путешествия.

1. Все чаще дуют злые и холодные ветры и обрывают листву 2. Она взяла вилку и нож и начала есть.

Постановка запятой в простом предложении с однородными членами 1) Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин. Запятая не ставится во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни днём ни ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении 1. Пел хор и играл оркестр. Я вышел и пошел на улицу. 1. В саду пел хор и играл оркестр. 2. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла. 3. Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад. 4. Сохранилась ли старая роща или мы по-прежнему можем гулять в ней? 5. Пусть ветер воет и река клокочет! 6. Хриплый стон и скрежет ярый. 7. Когда я пришел, ПЕЛ ХОР И ИГРАЛ ОРКЕСТР.

Постановка запятой в простом предложении с обобщающими словами при однородных членах 1) Весной оживает всё: леса, луга, поля. 2) Леса, поля, луга всё оживает весной. 3) Всё: леса, поля, луга оживает весной.,:,,,,:, …

Пример задания

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки. 2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. 3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина. 4) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. А22А22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости или скуки. 2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. 3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина. 4) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. А22А22 П ппроверка,,,

Задания

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний. 1) Кто умо­лял меня о встре­че и тем самым скло­нил к пре­да­тель­ству ин­те­ре­сов фирмы? 2) Серд­це Ку­роч­ки­на ска­ти­лось под уклон «рус­ских горок» и бе­ше­но за­би­лось где-то в рай­о­не сол­неч­но­го спле­те­ния. 3) Маль­чиш­ки и дев­чон­ки на­ше­го клас­са а также их ро­ ди­те­ли при­ня­ли уча­стие в школь­ном спек­так­ле. 4) От домов во все сто­ро­ны шли ряды де­ре­вьев или ку­ стар­ни­ков или цве­тов. 5) В Рос­сии кон­ти­нен­таль­ный кли­мат и здесь осо­бен­но су­ро­вая зима.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний. 1) Плоды этого рас­те­ния по­лез­ные и вкус­ные и об­ла­да­ют пре­ крас­ным аро­ма­том. 2) Стало не­стер­пи­мо душно и при­ш­лось от­крыть все окна. 3) Из окна были видны ство­лы вишен да ку­со­чек аллеи. 4) Изу­че­ние роста не­обыч­ных кри­стал­лов имеет и тео­ре­ти­че­ское и прак­ти­че­ское и об­ще­на­уч­ное зна­че­ние. 5) Древ­ние ис­пан­ские ма­сте­ра при стро­и­тель­стве зам­ков при­ме­ ня­ли либо ка­мен­ную либо кир­пич­ную клад­ку.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ ний. 1) Для раз­ви­тия лич­но­сти по­лез­ны и ис­кус­ство и наука и жиз­нен­ный опыт. 2) Гру­бое или даже не­лю­без­ное по­ве­де­ние людей может ис­пор­тить на­стро­е­ние окру­жа­ю­щим. 3) Па­мять на­кап­ли­ва­ет доб­рый опыт и тра­ди­ции и по­сто­ян­но про­ти­ во­сто­ит уни­что­жа­ю­щей силе вре­ме­ни. 4) Хо­ро­шие ма­не­ры и пра­виль­но вы­ра­бо­тан­ное по­ве­де­ние при­не­сут че­ло­ве­ку как хо­ро­шее на­стро­е­ние так и ува­же­ние окру­жа­ю­щих. 5) Белый теп­ло­ход уве­рен­но рас­се­кал не­вы­со­кие волны и толь­ко по лёгкому дро­жа­нию кор­пу­са пас­са­жи­ры до­га­ды­ва­лись о на­ча­ле мор­ ской качки.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний. 1) Про­гул­ка или раз­го­вор с дру­гом были оди­на­ко­во при­ят­ны для меня. 2) Су­мрак скрыл очер­та­ния лица и фи­гу­ры Ольги и на­бро­сил на неё как будто по­кры­ва­ло. 3) На земле жи­лось не­лег­ко и по­это­му я очень по­лю­бил без­дон­ ное небо. 4) Уче­нье да труд всё пе­ре­трут. 5) В кол­ле­дже он с увле­че­ни­ем за­ни­мал­ся как гу­ма­ни­тар­ны­ми так и есте­ствен­но-ма­те­ма­ти­че­ски­ми дис­ци­пли­на­ми.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний. 1) На опре­делённом этапе сво­е­го раз­ви­тия город вы­ нуж­ден был за­щи­щать себя рвами и ва­ла­ми с де­ре­вян­ ны­ми обо­ро­ни­тель­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми. 2) Много желал да ни­че­го не пой­мал. 3) В го­сти­ной со­бра­лись че­ло­век во­семь го­стей да хо­зя­ е­ва. 4) Почти каж­дый вечер они уез­жа­ли в лес или на во­до­ пад. 5) Под­ня­лась луна и тени стали чётче и длин­нее.

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья. 2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные. 3) Снаряды рвались справа и слева и впереди. 4) От него не было ни слуху ни духу. 22 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят. 2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. 3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других. 4) И день и ночь не утихала работа в поле. 33 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни. 2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг. 3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город. 4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. 44 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) И на суше и на море молодые и сильные руки творят чудеса. 2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху. 3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей. 4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался 11 и мечтал. 55 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим. 2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг. 3) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. 4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд 111 собственность и время земледельца. 66 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах. 2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. 3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов. 77 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон. 2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой. 3) И сегодня рифма поэта ласка и лозунг и штык и кнут. 4) Не железным ключом открывается сердце а добротой. 88 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником. 2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела. 3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной я всегда буду помнить о тебе. 4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад. 99 А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов. 2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь. 3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь... 4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком? 1010 А22А22

Самостоятельная работа

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос. 2) А я не только впредь не трону здешних стай но сам за них с другими грызться рад. 3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 4) Ни конца ни края не было их задушевным беседам А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом либо на лошади. 2) Листья распускаются если не в апреле то в мае. 3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. 4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до 111 мозга костей А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением будто усталости или скуки. 2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду. 3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость. 4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм сердит глядит исподлобья. 2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове. 3) Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище. 4) В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни 11 се А22А22

П ппроверка П ппроверка Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Всякий вечно забывал в кухне или шапку или кнут или что-нибудь подобное. 2) Что-то смешное и детское виделось в её лице. 3) Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз. 4) Она была умна и весела добра и ласкова со всеми А22А22

Пппроверка

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. 2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни. 3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке. 4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка. 11 А22А22,,,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья. 2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные. 3) Снаряды рвались справа и слева и впереди. 4) От него не было ни слуху ни духу. А22А22,,,,,, фразеологизм 22

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят. 2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. 3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других. 4) И день и ночь не утихала работа в поле. А22А22,,,,, фразеологизм 33

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни. 2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг. 3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город. 4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. 44, фразеологизм А22А22

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) И на суше и на море молодые и сильные руки творят чудеса. 2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху. 3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей. 4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил 1 1 сражался и мечтал. 55 А22А22 фразеологизм,,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим. 2) Снегири вылетели из лесной чащи и появились в садах и огородах. 3) Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать. 4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд 111 и собственность и время земледельца. 66 А22А22,,,,,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах. 2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. 3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному. 4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.,,,,, чьему?, 77 А22А22

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон. 2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой. 3) И сегодня рифма поэта ласка и лозунг и штык и кнут. 4) Не железным ключом открывается сердце а добротой. 88 А22А22,,,,,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу и обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником. 2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела. 3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной я всегда буду помнить о тебе. 4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад. 99 А22А22,,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов. 2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь. 3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь... 4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком? 1010 А22А22,,,,,,,,

Пппроверка самостоятельной работы

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос. 2) А я не только впредь не трону здешних стад но за них с другими грызться рад. 3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны. 4) Ни конца ни края не было их задушевным беседам А22А22,,,,,, фразеологизм

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом либо на лошади. 2) Листья распускаются если не в апреле то в мае. 3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон. 4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до 111 мозга костей А22А22,,,,,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. 2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду. 3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость. 4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега А22А22,,,

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм сердит глядит исподлобья. 2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове. 3) Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное но и страшное зрелище. 4) В гимназии Саша опять стал учиться ни то ни 11 се А22А22,,,,,,, фразеологизм

Назад Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Всякий вечно забывал в кухне или шапку или кнут или что-нибудь подобное. 2) Что-то смешное и детское виделось в её лице. 3) Слезы ни к селу ни к городу опять полились из ее глаз. 4) Она была умна и весела добра и ласкова со всеми А22А22,, фразеологизм,

Ответы

1) 1 2) 1 3) 2 4) 2 5) 2 6) 1 7) 4 8) 1 9) 3 10) 3 11) 2 12) 2 13) 3 14) 3 15) 4 П ппроверка А22А22

Индивидуальные задания

Задания Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Вариант 7 Вариант 8 Вариант 9 Вариант 10 Вариант 11 Вариант 12 А22А22

Тест составлен на основе материалов книг : 1) Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», ) Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. М.: Издательство «Экзамен», ) Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», ) Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно- методическое пособие/ Н.А.Сенина. Ростов н/Д: Легион-М, 2010.