Познание окружающего мира План урока 1. Как мы познаём окружающий мир? 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и лож. 4. Философское мышление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Advertisements

Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Обществознание, 10 класс Познание мира © Аминов А. М., 2008.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Урок обществознания 10 кл. Учитель Выдра Т.П.. Цель -познание окружающего мира.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Обществознание 10 класс Тема: Введение. Познание окружающего мира 1. Как мы познаем окружающий мир. 1. Как мы познаем окружающий мир. 2. Научное познание.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ТЕМЕ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Сафонова Н.С., учитель истории и обществознания г.Саяногорск, 7. Слайды 17,18, 19 и.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Тест 1. Понятие - это форма мысли, которая 1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие и существенные признаки.
Познавательная деятельность. Знание – результат особого процесса – познавательной деятельности людей.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Транксрипт:

Познание окружающего мира План урока 1. Как мы познаём окружающий мир? 2. Научное познание и его особенности. 3. Истина и лож. 4. Философское мышление.

С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения ВосприятиеПредставление Понятие СуждениеУмозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) П о в т о р и м : Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Две стороны познания Субъект познания Объект познания Пути приобретения знаний Организованный Стихийный 1. Как мы познаём окружающий мир?

Познание –это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. Процесс познания предполагает наличие двух сторон: Субъект познания – человек, познающий предмет или явление. Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком. Познание как деятельность

Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Элементы чувственного опыта: Ощущения (возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств); Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств); Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия). Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощущения соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее. Виды познавательной деятельности

Эмпирическое познание

Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.

Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений. Элементы рационального познания: Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках); Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо); Умозаключение (выводы из логически связанных суждений). Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие). Виды познавательной деятельности

Рациональное познание

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности? Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания. Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «радио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания. Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

Признано, что чувственная познавательная способность, несмотря на её ограниченность, - единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с окружающей действительностью. Рациональное познание преодолевает недостатки чувственного и обеспечивает поступление знаний.

Познание окружающего мира 2. Научное познание и его особенности.

Научное познание- это основная форма человеческого познания, направленная на выработку объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе.

1. Научное познание руководствуется принципом объективности. 2. Обладает рационалистической обоснованностью. 3. Науке свойственна особая системность знания. 4. Научному знанию свойственна проверяемость, доказательность. 5. В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Особенности научного познания.

Эмпирический (описательный опыт) Как получить такое знание? Исследование (метод получения научных знаний) Теоретический (объяснительный) ?? наблюдение описание эксперимент гипотеза Научная теория Мыслительный эксперимент

Научное исследование – это метод получения знаний Алгоритм проведения исследования (работа с учебником стр.11) - Объясните сущность этапов -Проведите мини - исследование на темы: 1. «Проблема того, как выбрать профессию». 2. « Взрослые и дети» – почему возникают конфликты». 3. «Роль отметок в учебной деятельности школьников» Проводя даже мини- исследование, вы стремились к истине.

3. Истина и ложь. истина Процесс движения от незнания к знанию Соответствие знания об объекте с самим объектом Верное воспроизведение действительности в сознании человека Результат исследовательской деятельности Заблуждение Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов». Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). Ложь Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

Заблуждение и ложь Заблуждение Ложь Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину. Первую классификацию заблуждений дал Бэкон под именем «идолов». Причину возникновения заблуждений одни философы видят в человеческой воле (Лейбниц, Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму или социальным интересам (Маркс). Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

Истина – отражение в сознание человека действительности такой, какая она существует вне зависимости от человека (познающего субъекта). - Это процесс познания, цель познания. - Это «правда», противоположность «лжи» Конкретна Субъективна Объективна Существует независимо от человека. Отражает реальное положение вещей независимо от сознания Относится к определённой действительности Её носителем является субъект (человек) Истина всегда

- Может ли истина носить неизменный характер? Вечных истин не существует. Абсолютная истина Относительная истина Объективная истина Знания независящие от человека. Исчерпывающие, достоверные знания; не опровергаемое в последующем развивающейся наукой Не полные, не точные знания соответствующие определённому уровню развития общества; за пределами познанного всегда остаётся не познанное

- Как можно проверить истинность того или иного положения? Критерии истины (это то, что позволяет отличить истину от заблуждения) Практика (деятельность людей по преобразованию окружающего мира) Источник познания Движущая сила познания Основной критерий истины Функции практики Приведите примеры. - Как изменилось представление людей о курении? - Что истинно, что ложно в этих представлениях? -Что явилось критерием истины в изучении влияния табака на здоровье человека?

Функции практики в процессе познания: 1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки); 2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира); 3) практика является движущей силой развития общества; 4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности); 5) практика – критерий истинности познания.

- Как можно проверить истинность того или иного положения? Критерии истины (это то, что позволяет отличить истину от заблуждения) Разум Теория Практика Материальное производство (труд) Преобразовани е природы Научный эксперимент Социальное действие (реформы, войны, революции) Виды практики

Структура практики Потребность ЦельМотив Целесообразная деятельность Предмет СредстваРезультат

4. Философское мышление. В основе научного исследования лежит философское мышление. Методы мышления дедукция индукция ?? Философское мышление опирается на силу ума, логику, наблюдательность, умение выявлять смысл явления (основа - теоретическое мышление)