Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАТАЛЬ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ Тесты. ВОПРОСЫ 1. Где происходит действие повести ? В Москве 2. Как звали боярина, верного слугу царского, отца Натальи ? Матвей.
Advertisements

Николай Михайлович Карамзин ( ). жизнь сердца «Карамзин первый на Руси начал писать повести,… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца.
Управление в Российском государстве в конце XV в. Работу выполнила ученица 10 В класса Степанова Соня «Государь указал, и бояре приговорили»
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа г. Мезень» Автор: учитель русского языка и литературы Коршакова Людмила Николаевна.
(на материале повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)
4 НОЯБРЯ ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА примирения и согласия.
ТВОРЧЕСТВО Дементьевой Анастасии 9 «Б». Сын небогатого сибирского помещика, воспитанник иностранных пансионов, недолгое время офицер столичного полка,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Слухоречевой праздник 3а класса Символы России. Мы расскажем вам о нашей Родине России Великую землю, Любимую землю, Где мы родились и живем, Мы Родиной.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
ПЕРВЫЙ ИСТОРИК И ПОСЛЕДНИЙ ЛЕТОПИСЕЦ К 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина.
«Во всем, всегда, везде, Он был христианин…» Государь Миродержец Александр III Александрович.
Мысли русских литературных деятелей веков о патриотизме.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Русское общество ближе к европейскому или азиатскому? Гипотезы?
Учащихся МОУ «СОШ с.Ивановка» ( рисунки Соболева Алексея)
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Урок литературы в 11 классе Учитель:Атякшева Ирина Васильевна Ирина Васильевна.
Учебные материалы к уроку литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму» Составитель: Чернова Л.Н. Составитель: Чернова Л.Н. учитель русского языка.
Транксрипт:

Историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Авторы Тюрина Мария и руководитель проекта Халилулина Г.И. Тюрина Мария и руководитель проекта Халилулина Г.И. Тюрин Александр Тюрин Александр Таратин Александр Таратин Александр 8 В класс МОУ «СОШ2» 8 В класс МОУ «СОШ2» г. Шумерля Чувашская Республика г. Шумерля Чувашская Республика

Чем было вызвано обращение Карамзина к историческому прошлому народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

Гипотеза: Писатели, видя несправедливость современного им общества, обращались к прошлому, чтобы представить читателям картины образцовой государственности.

Задачи: Выяснить, в какую эпоху жил писатель. Выяснить, в какую эпоху жил писатель. Выяснить, какова историческая основа повести. Выяснить, какова историческая основа повести. Разобраться, почему автор обратился именно к эпохе царствования Алексея Михайловича. Разобраться, почему автор обратился именно к эпохе царствования Алексея Михайловича.

Работа над проектом 1. Прочитали текст повести. 2. В исторической энциклопедии прочитали о времени царствования Алексея Михайловича. 3. Нашли материал об эпохе царствования Екатерины II. 4. Нашли портреты царя, императрицы, бояр, крестьян, картины «златоглавой Москвы» и её окрестностей. 5. Выяснили, кто такие бояре.

Характеристика царя Алексея Михайловича «Царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен» (строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) «Царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен» (строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) «Добросердечный, чувствительный царь…», «доброго государя», «в престольном граде славного русского царства», «чувствительный царь был тронут до глубины сердца», «царь встречает его (вестника)… и дрожащею рукою развертывает письмо военачальников… Первое слово есть «победа»! «Победа!» - восклицает он в радости.» (Из повести Н.М.Карамзина) «Добросердечный, чувствительный царь…», «доброго государя», «в престольном граде славного русского царства», «чувствительный царь был тронут до глубины сердца», «царь встречает его (вестника)… и дрожащею рукою развертывает письмо военачальников… Первое слово есть «победа»! «Победа!» - восклицает он в радости.» (Из повести Н.М.Карамзина)

Из «Школьной энциклопедии» История России – высший слой общества на Руси в 10- нач.18 вв., занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей. Бояре – высший слой общества на Руси в 10- нач.18 вв., занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей. В 15-17вв. боярин – высший служебный чин в Русском государстве среди «служилых людей по отечеству». Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы. В 15-17вв. боярин – высший служебный чин в Русском государстве среди «служилых людей по отечеству». Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы.

Портрет боярина Б.И. Прозоровского (художник Э. Грубе год) «Приближенный Государя был верным и полезным ему советчиком, не пользовался своим положением для корыстного интриганства, не разворовывал государственной казны, был покровителем и «заступником» бедных соседей». (Строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) (Строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И.В. Федорова) Боярин Матвей (Из повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»)

«…боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества…» «…боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества…» « боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный… по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей… Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал… Когда ему (царю) надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав…по моей совести…» - и совесть его была всегда согласна с правдою и совестью царскою» « боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный… по обычаю русских, великий хлебосол. Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей… Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал… Когда ему (царю) надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав…по моей совести…» - и совесть его была всегда согласна с правдою и совестью царскою» «…В каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах… и боярин… звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей..» «…В каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах… и боярин… звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей..» Характеристика боярина Матвея

Как представляет Карамзин «образцовое царствование»? Сравнение эпохи царствования Екатерины II и эпохи царя Алексея Михайловича.

Эпоха царствования Екатерины II Тяжелое положение крепостных крестьян: «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков людей своих пожелает отдавать в каторжную работу, таковых принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…» (из указа императрицы Екатерины II) Тяжелое положение крепостных крестьян: «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков людей своих пожелает отдавать в каторжную работу, таковых принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…» (из указа императрицы Екатерины II) Преклонение перед всем иностранным: «Всегда отдаю преимущества их (народ) подкапкам и шубейкам перед нынешними и всеми галло – албионскими нарядами» Преклонение перед всем иностранным: «Всегда отдаю преимущества их (народ) подкапкам и шубейкам перед нынешними и всеми галло – албионскими нарядами» Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к родному языку. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к родному языку.

Эпоха царствования Алексея Михайловича «…царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора…» (В.И.Федоров) «…царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора…» (В.И.Федоров) Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, в духе благочестия и милосердия: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкой…жили по своему обычаю, говорили… как думали» (из вступления к повести) Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, в духе благочестия и милосердия: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкой…жили по своему обычаю, говорили… как думали» (из вступления к повести)

Сравнение двух эпох Эпоха Екатерины II 1. Тяжелое положение крепостных крестьян. 2. Преклонение перед всем иностранным. 3. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, национальной культуре, родному языку. Эпоха Алексея Михайловича 1. Забота о своем народе. 2. Чистота нравов. 3. Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, языку.

Вывод: «Картина государственной гуманности и справедливости в повести «Наталья, боярская дочь» недвусмысленно показывала Екатерине II и её фаворитам, какими должны быть монархи, сама императрица и их приближенные.» (В.И. Федоров, специалист по литературе 18 века)

Какое значение в повести имеет описание Москвы и её окрестностей? «…взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, - взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев из заглушал мелодии птиц поющих. С другой стороны являлись Натальиному взору сверкающие изгибы Москвы- реки, цветущие поля и дымящиеся деревни, откуда с веселыми песнями выезжали трудолюбивые поселяне на работы свои…» «…взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, - взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев из заглушал мелодии птиц поющих. С другой стороны являлись Натальиному взору сверкающие изгибы Москвы- реки, цветущие поля и дымящиеся деревни, откуда с веселыми песнями выезжали трудолюбивые поселяне на работы свои…»

Почему автор рисует картины жизни простого русского народа? «…поселяне, которые и по сие время ни в чем не переменились, так же одеваются, так же живут и работают, как прежде жили и работали, и среди всех изменений и личин представляют нам еще истинную русскую физиогномию..» «…поселяне, которые и по сие время ни в чем не переменились, так же одеваются, так же живут и работают, как прежде жили и работали, и среди всех изменений и личин представляют нам еще истинную русскую физиогномию..»

Решение проблемы: 1. Обращение писателя к историческому прошлому русского народа было вызвано патриотическим стремлением писателя бороться с галломанией, получившей в то время в среде русского дворянства широкое распространение. 2. В повести автор нарисовал картину «образцовой» монархии.

Библиографический список: 1. Литература, учебник-хрестоматия 8 класс.- М.: Просвещение, 2002 г. 2. Школьные энциклопедии «Руссика»: «История России 9-18 века», «История России века».-М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003 г. 3. Российский исторический журнал «Родина» 4. Евгений Осетров. Твой Кремль. Издательство «Малыш», М. – 1974 год.

Спасибо за внимание!