Православная церковь и культура восточных славян.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок ОПК (6 год обучен.) Выполнила Янкина О.В. МОУ СОШ д. Вахонино.
Advertisements

Нашествие с Востока Разорение Рязани Батыем. «Повесть о разорении Рязани Батыем» Батый: «безбожный», «нечестивый», «окаянный». Русские князья: «благоверный»,
Княжение Дмитрия Донского Куликовская битва 1380 г.
Урок-суд «Процесс над Золотой Ордой».. Распад Золотой Орды.
«В год 6746 (1237). Окаянные татары зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком лесами на Рязанскую землю во главе с царем их Батыем. И сначала.
630 лет прошло со дня, ставшего переломным в судьбе Российского государства.
Игра-викторина. История Руси. Первым русским князем был… 2. Владимир 1. Рюрик 3. Олег.
"О светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, горами, крутыми холмами,
- художественная биография легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых. - жанр, содержащий описание легендарных и реальных.
В первой четверти XIII в. Русь постигла национальная трагедия - вторжение орд монголо- татарских завоевателей. О нашествии кочевников, о разрушении городов,
ВПР. История. 6 класс.. Часть 1 В этой части работы даны задания по истории России и истории зарубежных стран (история Средних веков). Прочтите перечень.
В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо - татарское войско.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
Культура Руси XIV-XV веков 1.Условия развития культуры. 2.Книги и литература. 3.Зодчество. 4.Сравнение Московской и Новгородской архитектуры. 5.Живопись.
Куликовская битва 1380 год 5 в класс Защищает проект Айбазова Айшат.
Культура Киевской Руси IX – XIV век. 1.Письменность 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись Учитель истории и обществознания Нечаева М.Л.
Автор : Похвальнова Любовь Дмитриевна. В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств, гордости за свою.
Составил: Михолап Любовь, ученица 10 класса Амаранской сош.
Выясните, при каком правителе процесс объединения русских земель был завершен? Иван IIIДмитрий ДонскойИван IV Нельзя ни удивляться его уму, сметливости,
Некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и.
Транксрипт:

Православная церковь и культура восточных славян

1. Появление и развитие письменности, каменной архитектуры, живописи. 2. Создание и развитие древнерусской литературы. 3. Призыв к единению всех русских людей в борьбе с Золотой Ордой. Роль церкви

Митрополит Алексий

Берестяные грамоты

Запись событий по годам Летопись

Повесть временных лет

Повесть о разорении Рязани Батыем В год 6745 (1237). В двенадцатый год по перенесении чудотворного образа из Корсуня пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном. И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел. Князь великий Георгий Всеволодович Владимирский и сам не пошел, и помощи не послал, задумав один сразиться с Батыем. И услышал великий князь (Юрий Ингваревич) Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими: за князем Давыдом Ингваревичем Муромским, и за князем Глебом Ингваревичем Коломенским, и за князем Олегом Красным, и за Всеволодом Пронским, и за другими князьями

И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем, и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распался в сердце своем. И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаю тони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.

Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую; а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем: и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно. Поганые же половцы увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: «Увы, нам, Русь снова перехитрила; младшие с нами бились, а лучшие все сохранились!» И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские, силою святого духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба, разгоняя посекли их, точно лес вырубали будто трава под косой ложится за русскими сынами под конские копыта. Поганые же на берегу кричали, говоря: «Увы нам, чтимый нами царь Мамай! Вознесся ты высоко и в ад сошел ты!» И многие раненые наши, и те помогали, посекая поганых без милости: один русский сто поганых гонит. Сказание о Мамаевом побоище

"Господин князь великий Дмитрий Иванович! Нет, государь, у нас сорока бояр московских, двенадцати князей белозерских, тридцати новгородских посадников, двадцати бояр коломенских, сорока бояр серпуховских, тридцати панов литовских, двадцати бояр переяславских, двадцати пяти бояр костромских, тридцати пяти бояр владимирских, пятидесяти бояр суздальских, сорока бояр муромских, семидесяти бояр рязанских, тридцати четырех бояр ростовских, двадцати трех бояр дмитровских, шестидесяти бояр можайских, тридцати бояр звенигородских, пятнадцати бояр угличских. А посечено безбожным Мамаем двести пятьдесят три тысячи. И помиловал бог Русскую землю, а татар пало бесчисленное множество". И сказал князь великий Дмитрии Иванович: "Братья, бояре и князья и дети боярские, суждено вам то место меж Дона и Днепра, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этом веке и в будущем. Пойдем, брат, князь Владимир Андреевич, во свою Залесскую землю к славному городу Москве и сядем, брат, на своем княжении, а чести мы, брат, добыли и славного имени!" Богу нашему слава Задонщина

Живо описывает Никитин нравы, обычаи народов, живущих в Индии. «И тут Индийская страна, и простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, и все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много дивятся белому человеку». Все доступно любознательности русского путешественника: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «Бой ведут все больше на слонах, сами в доспехах и кони. Слонам к голове и бивням привязывают большие кованые мечи… да облачают слонов в доспехи булатные, да на слонах сделаны башенки, и в тех башенках по двенадцать человек в доспехах, да все с пушками, да со стрелами». Особенно интересуют Афанасия вопросы веры. Он сговаривается с индусами пойти в Пар-ват «то их Иерусалим, то же, что для бесермен Мекка». Он дивится, что в Индии семьдесят четыре веры, «а разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся…». Хождение за три моря А. Никитина

Успенский собор

Аристотель Фиораванти

Успенский собор

Икона Владимирской Богородицы в Успенском соборе

Внутренняя городская крепость, цитадель Кремль

Московский Кремль при Иване Калите

Московский Кремль при Дмитрии Донском

Московский Кремль при Иване III

Соборы Московского Кремля

Андрей Рублёв

Феофан Грек

Успение

Троица