Фирсин Сергей Анатольевич, заведующий кафедры человековедения и физической культуры «Академия социального управления», кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новый проект «ГТО-НИКА». ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «ГТО-НИКА» Основная цель проекта - разработка и внедрение в практику общеобразовательных организаций новых.
Advertisements

Общешкольные физкультурно- массовые и спортивные мероприятия Спортивно-игровой конкурс «ВЕСЁЛЫЕ СТАРТЫ» Учитель физической культуры МБОУ СОШ 3 г. Новочеркасска.
Срок обучения 3 года. Начальный возраст обучения лет Составила: педагог дополнительного образования Арзамасова Н.В.
Программа факультативного курса « Общая физическая подготовка » для учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ.
Дополнительная образовательная программа « Общая физическая подготовка » ( физкультурно - спортивная направленность ) ( модифицированная ) возраст детей.
Стандарт начального общего образования по физической культуре Изучение физической культуры на ступени начального общего образования направлено на достижение.
Спартианские игры как новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством и другими духовно-нравственными видами деятельности.
Тема опыта «Личностный подход к обучению и воспитанию учащихся при проведении уроков физической культуры в школе» Номинация: Мастерство учителя Поляков.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Буевой И.А. – инструктора по физической культуре.
Уроки физической культуры в школе: специфика содержания и организации обучения в условиях ФГОС ОО МКОУ «Частоозерская сош» Карпова Ирина Петровна Учитель.
Приказ Минобнауки России от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Методическая система Учителя физической культуры МОУ Коршикская СОШ Чернядьевой Марины Геннадьевны.
В.А Сухомлинский Цель: определение положительной динамики при проведении подвижных игр.
Методика обучения подвижным играм. Подвижные игры одно из самых любимых занятий детей физической культурой. Они являются комплексным средством физического.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «ЮНЫЙ ФУТБОЛИСТ» для учащихся 1-2 классов (срок реализации 1 год) Руководитель: Мотовилова Ж.Ю. учитель физической.
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ( учебный год ) Номинация : внеклассная деятельность Автор : Жолобова Светлана Сергеевна Место.
Транксрипт:

Фирсин Сергей Анатольевич, заведующий кафедры человековедения и физической культуры «Академия социального управления», кандидат педегогических наук, доцент

Новые, формы и методы развития мульти креативных- разносторенных творческих способностей у школьников 1. Артпедегогика. 2. Кооперативные игры. 3. «Новые» (не соревновательные) игры. 4. Народно-национальные игры, забавы. 5. «Социоориентированные игры–тренировки». 6. Психотехнические, психокоррекционные, имитационные, сюжетно-ролевые и т.п. игры. Доверительные игры, коммуникационные игры 7. Спартианские игры. 8. Асимметричные игры. 9. «Честные игры». 10. ГТО-НИКА

Артпедегогика В последнее время все чаще в литературных источниках можно встретить термин артпедегогика («арт» пер. с англ. art – искусство, педегогика от греч. пайдос – дитя, его - вести). Развиваясь на основе меж научного подхода, арпедегогика, заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педегогики, психологии, психотерапии, искусства, эстетики, культурологии и др. Артпедегогика ориентирует на повышение уровня здоровья ребенка, через физическое и духовное совершенствование, формирование гуманистического потенциала личности, как одного из наиболее сложных явлений современной действительности. Важность включения артпедегогики в физкультурное образование школьников обусловлена интеграцией искусства и физической культуры, которые, объединяясь, разрешают ряд педегогических задач: осознание самоценности личности ребенка, как носителя высоких гуманистических начал, его индивидуальности и творческой сущности; признание гармоничного развития личности основной целью современного образовательно-воспитательного процесса; понимание творческой природы деятельности ребенка, осознание необходимости реализации его духовного и физического потенциала, создание условий для самосовершенствования; развитие комплекса личностных качеств, основанных на единстве внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, толерантности (терпимости к окружающим), эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты.

Артпедегогика в области физической культуры - это поликомпонентное образование, в основе которого лежит принцип сочетания духовного с телесным. Симбиоз физической культуры и искусства, ориентирует на гармоничное развитие личности учащегося, формирование его художественно-творческих способностей и ассоциативного мышления, зрительно-образной и двигательной памяти. Использование артпедегогики в физической культуре существенно не влияет на содержание образования, в целом, а модернизирует и создает мотивационно-личностные установки для занятий физическими упражнениями. Содержательный компонент образования в области физической культуры включает основные группы артпедегогических разделов: арт импровизации, арт игры, музыкально-ритмические упражнения, интеллектуальные виды деятельности. Артимпровизация предусматривает создание арт образа на основе материала литературных произведений, музыки, фольклора, живописи, аудио и видеосюжетов, оказывая существенное влияние на когнитивную сферу личности учащегося. Инструментальной составляющей, воздействующей на духовно-нравственную сферу личности, выступает арт игра, способствующая возникновению у учащихся мотивационной потребности в активной познавательной и творческой деятельности. Музыкально-ритмические средства ориентируют на овладение широким спектром разнонаправленных движений, согласно которым учащийся осваивает культуру движений (ритмичность, естественность, техничность и др.). Блегоприятные психолого-педегогические условия создаются за счет эстетического оформления материально- технической базы и эстетической оснащенности мест занятий, а также зависят от целенаправленного применения цветовой гаммы. Например, оформление зала в синие тона – для создания спокойной, доброжелательной атмосферы с наиболее активным классом, блегоприятной для обучения новому виду упражнений, в красные – для повышения активности, работоспособности и выносливости учащихся при выполнении статических упражнений, в оранжевые – для активизации деятельности замкнутых и недоверчивых детей, в желтые – для концентрации внимания при обучении сложнокоординированным двигательным действиям, в фиолетовые – для стимуляции творческой деятельности и т.д. На основе этого проводятся сюжетные уроки с учащимися с преимущественным использованием определенного цвета.

Кооперативные игры Кооперативными – принято называть игры, при проведении которых оцениваются не результаты одного участника или одной команды, сопоставляемые с результатами других участников (команд) в достижении поставленной перед ними игровой цели (например, в прыжках в длину или в высоту), а «суммированные» результаты всех участников, объединенных в единую команду, сравниваемые с теми результатами, которые все они показывали раньше. Например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе; при проведении соревнований по легкой атлетике – в беге, прыжках, метании и т.д. – результаты, показанные всеми участниками, суммируются, и этот общий результат сравнивается с тем, который они показывали ранее.

Новые» (не соревновательные) игры Новые» (не соревновательные) игры, в которых участники не разделяются на победителей и побежденных, всемерно поощряется сотрудничество, творчество, юмор участников. Наиболее ярко такую позицию демонстрируют сторонники так называемых «новых игр» (иногда для их обозначения используются другие термины – «творческие игры», «игры доверия», «Playfair» и т.д.), получившие широкое распространение в США, Канаде, Германии и других странах. Эти игры строятся на следующих основных принципах: - отсутствие победителей и побежденных; – должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре; – ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания; – в игре могут принять участие все желающие независимо от воз-раста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.; – каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

Народно-национальные игры, забавы Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении. Кто из взрослых не помнит игр своего детства? «Лапта», «Казаки-разбойники», «Городки», «Испорченный телефон», «Бояре» - эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Цель этих игр развеселить, позабавить.

Социоориентированные игры–тренировки Социоориентированная игра-тренировка в условиях природного окружения обеспечивает дополнительные возможности развития социальной активности, поскольку ставит подростков в экстремальные условия, которые «испытывают» и учат их строить межличностные отношения, оказывать и принимать помощь, тем самым активизируют способность каждого к адаптации, взаимодействию в сложившемся социуме. Соревнования и по таким новым «видам спорта», как ползание на 45 метров, перекатывание ядра, бег на 100 м под барьерами, прыжки кто ниже (прыжок- бросок под планкой, опускаемой после каждой попытки), баскетбол с передвижными корзинами (игроки команды бросают мяч своему вратарю, держащему в своих руках корзину для мусора; вратарь стоит на стуле или невысокой платформе и помогает своим товарищам по команде, пододвигая свою корзину под направленный в нее мяч) и т.п.

Психотехнические, психокоррекционные, имитационные, сюжетно-ролевые игры Доверительные игры Коллективная игра, которые проводят в помещении. В них формируется особая атмосфера доверительных отношений между членами команды. Игры доверия которые помогут детям научиться доверять, снимать мышечное напряжение, повысить самооценку и весело проводить время. Например: Игра "МАТРЁШКА. Все играющие стоят в кругу ( плечом к плечу ). В центре круга - один игрок - он " Матрёшка ". Игрок - "Матрёшка" стоит с закрытыми глазами. " Матрёшка " падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу поддерживают " Матрёшку " руками, не дают ей упасть. "ПОДНЯТИЕ ТЕЛА". Один из членов группы, ложится спиной на пол с закрытыми глазами. Остальные окружают его и медленно поднимают на руках, мягко покачивая вперед-назад, а потом осторожно опускают на пол. Коммуникационные игры Ручеек, 2 берега и. др.

Спартианские игры Спартианские игры – новая, гуманистически ориентированная модель игр, разработанная в России доктор философских наук, профессором Вячеславом Ивановичем Столяровым, в которой спорт (в его одухотворенной, гуманизированной форме) гармонично сочетается с искусством в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. Спартианские игры – элемент партизанского движения и спартианской гуманистической программы оздоровления, воспитания, целостного развития личности, организации досуга детей и молодежи. Спартианское движение и спартианская программа основаны на идеях разработанного в России в 1990 г. нового гуманистического проекта под названием «СПАРТ» («SpArt»). Это слово, которое придумал автор проекта (проф. В.И. Столяров), расшифровывается двояко: СПАРТ = «Союз Поклонников Активного Разностороннего Творчества» SPART = "Spirituality" – духовность, «Sport» – спорт, «Art» – искусство.

Основные задачи Спартианских игр 1) формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство; 2) организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи; 3) создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве, с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования; 4) профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи; 5) выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности; 6) формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур; 7) содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов); 8) формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и различением, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей молодежи; 9) укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.

Основные Спартианские принципы 1. Отсутствие победителей и побежденных; 2. Не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели (например, перед командами, играющими в волейбол, ставится задача, как можно дольше продержать мяч в воздухе, для группы участников ставится задача: пересечь зал, используя как можно меньше ног или сделав как можно меньше шегов и т.д.); 3. Все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться; 4. Ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания; 5. В игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.; 6. Каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

Программа Спартианских игр Спартианская увертюра (открытие игр) Спартианская увертюра Соревнования и конкурсы «СПАРТ-карнавал» СПАРТ-визитка СПАРТ-атлон СПАРТ-искусство Спарт-игротека Спарт-многоборье Церемония закрытия Игр (закрытие игр) Церемония закрытия Игр

СПАРТ- УВЕРТЮРА Спартианская увертюра – это церемония открытия Спартианских игр. Программа церемонии: 1) традиционные элементы – выступление организаторов Игр, представление гостей, жюри и т.п. 2) Представление участников. Оно проходит следующим образом. Команды поочередно входят в зал и под музыку демонстрируют свою спартианскую атрибутику: спартианский девиз, оригинальные маски, одежду, украшения и т.д., которые символизируют разносторонние интересы участников, их увлеченность искусством, наукой, техникой, спортом и т.п. В выступлении команды поощряется: использование театрального реквизита (маски, парики, грим, пачки, балетки и т.п.), технических устройств, спортивного инвентаря (мячи, ракетки) и т.д.; сопровождение демонстрации спартианской атрибутики танцами, акробатическими и др. физическими упражнениями, а также устными комментариями и видеоклипом. После демонстрации команда остается в зале. Один из ее участников держит табличку с названием команды и другой ее атрибутикой. Все команды выстраиваются для продолжения церемонии открытия Игр: исполнения партизанского гимна «Спартианская страна» и подъема партизанского флага.

СПАРТ-карнавал Данный конкурс является элементом спартианской увертюры и проходит в виде представления участников: команды поочередно входят в зал и под музыку демонстрируют спартианскую атрибутику: спартианский девиз, оригинальные маски, одежду, украшения и т.д., которые символизируют разносторонние интересы и увлечения участников, их участие и достижения в различных видах творческой деятельности (искусстве, спорте, учебе, науке, бизнесе, технике и т.д.). Желательно участие в выступлении всех членов команды. Время выступления: до 3 мин. Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.) при изготовлении масок, одежды, украшений и т.д., соответствие выступления спартианской идее целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности.

СПАРТ-визитка Каждая команда представляет свою «визитную карточку», но не обычную, а «спартианскую». А. Видеоклип, который демонстрирует: название, эмблему, талисман, девиз и другие элементы атрибутики команды, а также информацию о команде и отдельных ее представителях, об их жизни, интересах, идеалах, способностях и достижениях в спорте, искусстве, науке, техническом творчестве и т.д. Время демонстрации – до 2 мин. Критерии оценки: художественное мастерство (эстетика, творчество, юмор и т.п.), а также соответствие содержания видеоклипа идеям партизанского движения. Б. Художественно-театральное представление по произвольной программе, которое демонстрирует разнообразные увлечения и способности, разностороннее и гармоничное развитие членов команды – их физическую подготовленность, спортивное и художественное мастерство, ораторское искусство, техническое творчество и т.д. Девиз выступления команды: «Мы – спартианцы и гордимся этим!» Поощряется участие в выступлении всех членов команды. Время выступления: до 3 мин. Критерии оценки: поведение, оригинальность, творчество, фантазия, физкультурно- спортивное и художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.), соответствие выступления спартианской идее целостного (разностороннего и гармоничного) развития личности.

СПАРТ-атлон (спартианская атлетика) СПАРТ-атлон – это конкурс фантазии, творчества, изобретательности, юмора, а также эстетики в демонстрации физических способностей и спортивного мастерства. А. Каждая команда всем составом демонстрирует оригинальный способ передвижения, выполнение которого требует от исполнителей физических усилий, искусства владения телом (при этом могут использоваться различные предметы, приспособления, технические устройства, предложенные организаторами.). Б. Каждая команда сама определяет, какие физические способности (силу, гибкость и т.п.) или спортивные умения и оригинальные физические упражнения (например: прыжок; бросок; удержание на голове какого-то предмета – мяча или ракетки и т.д.), с помощью каких средств и каким способом она будет демонстрировать (это может быть поднятие и метание разнообразных предметов, подтягивание, отжимание и т.д.). Желательно участие в выступлении всех членов команды. Время выступления: до 3 мин. Критерии оценки: поведение, физическая подготовленность, спортивное мастерство, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

СПАРТ-искусство А. Домашнее задание: «СПАРТ-мюзикл» – театрализованное выступление, в котором участники демонстрируют творческие способности, художественное мастерство (эстетика, юмор и т.п.), красоту и пластику движений, используя в единстве те или иные виды искусства (танец, вокал, поэтическое и ораторское искусство и т.д.) и физкультурно- спортивной деятельности (аэробика, акробатика, художественная гимнастика, синхронное выполнение физических упражнений и т.д.). Время выступления: до 5 мин. По истечении 5 минут жюри останавливает выступление команды. Критерии оценки: поведение команды, ее руководителей и ее болельщиков (по отношению к другим командам, жюри, зрителям); уровень физической подготовленности и спортивного мастерства команды; уровень художественного мастерства: разнообразие и содержание использованных художественных средств; сценическая культура и исполнительское мастерство, умение держаться на сцене, артистизм, выразительность, эмоциональность, юмор; оригинальность представления, творчество, юмор. Б. Спартианский танец. Участники должны представить на суд жюри новый оригинальный танец: а) всей командой; б) одним участником, а также предложить название этого танца. На основе мнения жюри и самих участников будет отобран танец как лучший «спартианский танец». Время выступления: 1 мин. Критерии оценки: поведение, двигательная культура, художественное мастерство, оригинальность, творчество, фантазия, юмор, эстетическая культура.

СПАРТ-номинации В этих спартианских конкурсах оценивается выступление и поведение участников во всех указанных выше соревнованиях (конкурсах) и определяются лауреаты следующих номинаций: творчество, фантазия, изобретательность; физическая подготовленность и спортивное мастерство; художественное мастерство; юмор; коллективизм высоконравственное поведение и др. Но обязательно включены два конкурса-номинации. 1. Индивидуальный конкурс-номинация «Спартианское целостное развитие личности». Спартианское понимание целостного развития личности предполагает: а) гармоничное (полноценное и пропорциональное) развитие у человека разных качеств и способностей: физических, психических, духовно-нравственных, эстетических; б) универсальное развитие личности: проявление творческих способностей в разных видах деятельности. В соответствии с этим в конкурсе оценивается, проявляет ли и в какой мере тот или иной участник данные качества и способности. Конкурс является не командным, а индивидуальным. 2. Конкурс-номинация «Спартианское поведение в игровом соперничестве» («СПАРТ- рыцарство»). В данном конкурсе учитывается соблюдение и нарушение командами (включая руководителей и группы поддержки) и отдельными участниками в ходе собственных выступлений и выступлений других участников принципов партизанского поведения в игровом соперничестве.

«Спартианские почести»: система определения и поощрения достижений участников соревнований и конкурсов «СПАРТ-Креатив» Первый этап. Каждый судья (член жюри) с использованием качественных оценок и/или баллов определяет места команд в отдельном соревновании (конкурсе), оценивая их выступление по двум пунктам: соответствие поведения принципам партизанского поведения; соответствие выступления критериям оценки в данном соревновании (конкурсе). Затем судейская коллегия (жюри) с учетом мнения всех судей (членов жюри) определяет места команд в том или ином соревновании (конкурсе). Второй этап. Учитывая места, занятые командами во всех соревнованиях (конкурсах), определяются их места на Играх в целом и в отдельных номинациях. Команды, занявшие первое место в отдельном соревновании (конкурсе), в комплексе соревнований (конкурсов) и в определенной номинации объявляются лауреатами Спартианских игр. Команды, занявшие первое место по итогам выступления во всех соревнованиях (конкурсах) получают статус победителей Спартианских игр. Места других команд не объявляются. Лауреаты Игр награждаются грамотами, а победители – дипломами. Те и другие получают определенные призы, которые в основном имеют символическое значение, а не материальную ценность.

Презентация спартианцев Каждая команда представляет видеофильм под девизом: «Известные спартианцы нашего города (региона) – гордость всей нашей страны!» Видеофильм знакомит зрителей с теми гражданами определенного города (региона), которые являются ярким примером спартианской личности, партизанского поведения: в своей жизнедеятельности демонстрировали высокую нравственную культуру, а также разносторонние способности, добивались успеха не в какой-то одной, а во многих сферах социально-полезной деятельности (спорте, искусстве, науке, политике и т.д.); смогли преодо­леть себя, свою болезнь, инвалидность, другие неблегоприятные об­стоятельства и, продемонстрировав волю, мужество, добиться выдаю­щихся результатов в спорте или других сферах деятельности. По итогам просмотра видеофильмов определяются и награждаются лучшие из них. Время демонстрации фильма: до 3 мин. Критерии оценки: содержание, техническое и художественное мастерство, оригинальность.

СПАРТ-многоборье 1. Встречная эстафета (4 д+ 4 ю). 2. Прыжковая эстафета в длину с места (4 д+ 4 ю). 3. Перетягивание каната (3 д+ 4 ю). 4. Настольный теннис «смешанный» (1 д+ 1 ю). 5. Дартс «смешанный» (1 д + 1 ю). 6. Поднимание чурбана (1 ю). 7. Якутский мостик (1 ю). 8. Плавание 25 м (1 д+ 1 ю). 9. Борьба на скалках (1 ю). 10. Прыжки через скакалку за 60 сек (1 д). 11. Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (1 д+ 1 ю). 12. Волейбол смешанный (3 д+ 3 ю). Примечания. 1. В соревнованиях многоборья могут принять участие все желающие. 2. Составы команд для участия в соревнованиях многоборья составляются из желающих принять в них участие из представителей разных команд. 3. Соревнования проводятся с участниками одной и той же возрастной группы.

СПАРТ-игры сотрудничества Эти игры организаторы проводят в промежутках между различными соревнованиями и конкурсами – также для того, чтобы объединить, сблизить участников, снять у них напряжение и т.д. К участию в них привлекаются члены жюри, зрители, все присутствующие на Играх. Мастер-классы спортивного и художественного мастерства Эти мастер-классы проводят приглашенные организаторами известные спортсмены и деятели искусства. Гала-концерт «СПАРТ-ШОУ» Программа: выступление лауреатов Игр по определенным номинациям; демонстрация лучших инновационных игр, придуманных командами за время участия в Спартианских играх; показательные выступления спортивных и художественных коллективов.

Церемония закрытия Игр Основные элементы церемонии: демонстрация на экране записанных на видео фрагментов наиболее интересных выступлений участников в творческих конкурсах; выступление гостей и представителей организаторов; объявление результатов выступления участников; исполнение гимна «Спартианская страна» и спуск партизанского флага. объявление закрытия Игр.

ПРОЕКТ ГТО-НИКА «ГТО-НИКА» расшифровывается как сокращение, составленное из первых трех букв русских слов: «Готов к труду и обороне» и греческого слова «Νίκη» «победа» имя древнегреческой богини победы, олицетворяющая победу в военных сражениях и спортивных состязаниях. Автор проекта заведующий кафедры человековедения и физической культуры «Академия социального управления», кандидат педегогических наук, доцент Фирсин Сергей Анатольевич. Основной замысел проекта, разработка и внедрение в практику игровой и соревновательной деятельности разнообразные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия, направленные на развитие у детейи молодежи основных физических качеств и подготовке к сдаче норм ГТО. Основные задачи проекта: - содействовать популяризации и пропаганде среди детей и молодежи нового комплекса ГТО, повышению для них привлекательности этого комплекса через новые нетрадиционные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия; - содействовать формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни и формированию физических качеств и двигательных способностей, в игровой и соревновательной деятельности; - поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение новых нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, разработка и внедрение программ физкультурно-оздоровительной направленности; - воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

Программа ГТО-НИКА Спортивный раздел. 1. Спортивное многоборье - личные соревнования, в которых школьники демонстрируют свою физическую подготовленность по основным физическим качествам (тесты на быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость (координационные способности). 2. Командные соревнования включающее разнообразные народные, сюжетно- ролевые, театрализованные психотехнические игры, встречные эстафеты, перетягивание каната и. т.д. 3. Спортивные игры (баскетбол, баскетбол, футбол, хоккей и.т.д.) по упрошенным правилам. Творческий 1. Командный (визитная карточка «Что такое ГТО?», командная песня, командный танец). 2. Индивидуальный (музыкальный инструмент, вокал, чтецы). Перетягивание каната Перетягивание каната Песня Прыжок в длину с место Прыжок в длину с место Встречная эстафета Встречная эстафета Танец

Комплекс «ГТО-НИКА» предусматривает: использование разнообразных форм физкультурно- оздоровительных спортивно-массовых мероприятий и сдачи норм этого комплекса; популяризации и пропаганде среди детей и молодежи нового комплекса ГТО, повышению привлекательности подготовки и сдачи норм этого комплекса. Такой подход соответствует интересам не только большинства детей и молодежи, но и учитывает запросы взрослого и пожилого населения современного общества.

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗНООБРАЗНЫХ ИГР В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА» ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Игровой метод – наиболее привлекательный и естественный для детей и подростков. Он позволяет в непринужденной форме содействовать повышению не только физической подготовленности школьников, но также их личностному развитию и социализации в целом. Это соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в которых на первое место выдвигаются личностные результаты образования, обучения и воспитания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Основная цель исследования - изучение в проекте «ГТО-НИКА» игровых форм и методов для развития основных физических качеств школьников. Основные задачи исследования: - поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение игр направленных на развития основных физических качеств; - изучение механизмов использования игровых форм и методов в физическом воспитание школьников, способных кардинально поднять интерес занимающихся детей и молодежи к занятиям спортом в досуговой деятельности; - организация увлекательного, творческого, активного досуга.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ При апробации проекта «ГТО-НИКА» в период с г. в средних общеобразовательных школах Московской области, а также в общеобразовательных учреждениях г. Саратова проекта «ГТО-НИКА», были отобраны игры с учетом возрастных особенностей школьников начального, основного и среднего (полного) образования по следующим ступеням ГТО:

Рекомендуемые игры для развития основных физических качеств школьников и подготовке к сдаче норм ГТО Ступени Ступени Игры для развитие быстроты I.I. Подвижные игры: «Вызов номеров», «Эстафета с предметами», «Мороз», «Салки», «Гонка с выбыванием», «Бегуны», «День и ночь», «Белые медведи». II.Подвижные игры: «Погоня», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Наступление», «Вызов». III. Подвижные игры, представляющие собою различные эстафеты с мячом и без мяча, с обеганием стоек, с эстафетными палочками, круговые, встречные и т.п. «Веселый поезд», «Колесо». IV. Подвижные игры: «Быстро по местам», « Игра в лягушек», «Самый быстрый». Спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, и. др.) V. Подвижные игры: «Бегуны», «Встречная эстафета с набивными мечами», «День и ночь», «Встречная эстафета», «Эстафета по кругу», «Эстафета в гору». Не соревновательные и кооперативные игры: «Стой!» или игра «Рывок за мячом». Спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол, регби и. др.) Игры для развитие силы I.I. Подвижные игры «Кто дальше», «Кто быстрее передаст», «Скамейка над головой», «Перетягивание», « Кто сильнее », «Бег на руках», «Мостик и кошка», «Перетягивание в парах», «Втяни в круг», «Перетяни за линию», «Борьба за территорию» и др. «Удочка», «Веревочка под ногами», «Зайцы в огороде», «Прыжки по полоскам», «Эстафета с прыжками в длину». II. Петушиный бой», «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Тяни в круг», «Пятнадцать передач». «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Прыжки по полоскам», Эстафеты с прыжками в длину и высоту, «Парашютисты», «Не оступись», "Кенгуру". III. «Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами». «Гонки на руках», «Носильщики», «Эстафета на санках». IV. «Тяни в круг», «Бой петухов», «Выталкивание из круга», «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната», «Эстафета с набивными мячами», силовые игры типа «перетягивание каната», подтягивания, стойки и т. п. «Вытянись и наклонись», «Силачи», «Альпинисты». V. «Парашютисты», «Бег по кочкам», «Пингвины с мячом»», «Прыжок за прыжком», «Прыгуны и пятнашки», «Зегони шайбу». «Перетягивание каната», «Кто сильнее», «Кто сильнее», «Лесенка» и.т.п. «Тачка», «Вытолкни из круга», «Переправа», «Борьба в цепи», «Борьба всадников», «Эстафета силачей», «Зайцы и моржи».

(Продолжение)Рекомендуемые игры для развития основных физических качеств школьников и подготовке к сдаче норм ГТО Ступени Ступени Игры для развитие гибкости I.I. Различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком», «Бег пингвинов», «Вышибалы». II. Различными передачами мяча, предметов в колоннах (с поворотами, передачами), эстафеты «Гонка мячей» (над головой, между ног, в сторону), «Бег тараканов», «Прокати мяч под мостиком». III. «Передал, - садись», «Борьба за мяч», «Сиамские близнецы», «Пирамида», «Коньки-горбунки», «Охотники» и др. В качестве инновационной игры предлагается игра "Бег на четвереньках", IV. Подвижные игры: «Палку за спину», «Гонка мячей», «Туннель из обручей». V. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Скамейка над головой», «Скороходы», «Ящерицы», «Палку за спину». Игры для развитие координационных способностей (ловкость) I.I. Подвижные игры: «Пятнашки», «К своим флажкам», «Октябрята», «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «Команда быстроногих", «Конники- спортсмены». «Кошки и мышки», «Пустое место», «Вызов номеров», «Космонавты» и др. Эстафеты с бегом: «Слалом», «Челночный бег» (встречная эстафета), «Переправа в обручах». Эстафеты с прыжками: «Кузнечики», «Кенгуру», «Эстафета с прыжками в длину», «Эстафета со скакалкой». Эстафета с большими мячами: «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч». Эстафета с малыми мячами: «Метко в цель», «Снайперы», «Порази крайнюю цель». II. Подвижные игры: «Пятнашки в парах», «Перебежка с выручкой», «Бег командами», «Сороконожка», «Эстафета с лазаньем и перелезанием». Подвижные игры на лыжах: «Лыжники на месте», «Гонки на лыжах в парах», «Сороконожка на лыжах». Игры с мячом и развлечения в воде: «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Борьба за мяч», «Гонки мячей», «Мяч тренеру», «Соревнования с доской», «Чехарда», «Во­долазы» и др. III. Подвижные игры и эстафеты: «Паровозик», «Эстафета по кругу радиусом м», «Эстафета с бегом спиной вперед», «Эстафета по беговой дорожке на один круг», «Воробьи и вороны». Подвижные игры в воде с погружением под воду, нырянием, прыжками в воду, всплыванием, выдохом и открыванием глаз в воде: «Кто быстрее спрячется под воду», «Морской бой», «Водолазы», «Охотники и утки», «Поплавок», «Лягушата». «Медуза», «Хоровод», «Прыжки в круг». IV. Подвижные игры: «Пятнашки», «Борьба за мяч», «Не дай получить мяч», «Перехвати мяч», «Мяч капитану», «Пройди защиту», «Пасовка волейболистов» («Летучий мяч»). Эстафета с разнообразными предметами.

«ГТО-НИКА» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Еще в XVII в. монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания, считал что игры, одновременно развивают ум и тело ребенка. По высказываниям Епифания Славинецкого – «Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки (сноровку, ловкость, силу, сообразительность), а также некоторые личностные качества (чувства товарищества, взаимовыручки и уважения друг к другу)». П.Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности Е. А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, блегодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОГРАММЕ «ГТО-НИКА» Проблема здорового образа жизни является одной из самых актуальных в современном обществе и приоритетным направлением развития образовательной системы России. Сегодня стратегическая цель образования – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В свете этой цели ведущие задачи высшей школы можно определить следующие: забота о здоровье студентов, развитие интеллекта учащихся, формирование у них нравственных чувств.

Вопросы: 1. Назовите какие новые, формы и методы физического развития и социализация школьников. 2. На что ориентирует Артпедегогика? 3. Что является характерной особенностью национальных видов спорта? 4. Основные принципы соперничество на Спартианских играх? 5. Есть ли различия между Спартианскими играми и «ГТО-НИКой»? 6. Возможно ли применить проект «ГТО-НИКА» в организации внеурочной деятельности по физической культуре в соответствии с ФГОС? БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!