В НЕДРЕНИЕ СТАНДАРТА ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА ISO 50001 В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЖКХ У КРАИНЫ Василий Степаненко, Комиссия УСПП по энергоэффективности Киев, 17 февраля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стандартизация как инструмент управления деятельностью предприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности Кудинов Алексей Александрович руководитель.
Advertisements

Системы управления ISO как инструмент повышения энергетической эффективности Руководитель обучающего центра энергетической эффективности Чувашского государственного.
Андрей Мороз, Руководитель дирекции по консалтингу, обучению и сертификации Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС «Мероприятия по подготовке предприятий.
Общепризнанным документом, подтверждающим надлежащий уровень системы менеджмента качества, является сертификат серии ИСО (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001).
В Системе добровольной сертификации «МОЭК-Энергоменеджмент» установлен порядок взаимодействия органов по сертификации, учебных центров и специалистов.
«РОЛЬ СТАНДАРТОВ ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ» Первый Заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
Как работает энергоменеджмент? Последовательность внедрения Энергополитика Принятие обязательств -определить цели энергосбережения, этапы достижения целей.
ГАУ «Центр энергосберегающих технологий РТ при КМ РТ» Системы управления энергоэффективностью предприятий и организаций Республики Татарстан на основе.
О некоторых аспектах менеджмента качества ОУ в соответствии со стандартами ISO серии 9000 Г.Ф. Рудзей - д.т.н, профессор СГУПС Аудитор по СМК «Военного.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
Матрица связи между ISO 9001:2008 и ISO 9001:2015.
«РОЛЬ СТАНДАРТОВ ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ» Заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
ГОСТ Р ИСО Системы менеджмента качества ТРЕБОВАНИЯ Improving University Management Through Self Assessment Tempus Project TO
ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ ТРЕНДОВ ВО ВРЕМЕННЫХ РЯДАХ Никитюк А. Н.1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ и ИНФОРМАТИКИ Кафедра.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики Тема 2. Основные положения стандарта ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
. Москва, 2016 Кафедра: «Организационно- кадровая работа в органах государственной власти» Презентацию подготовил: Студент 1 курса магистратуры заочной.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Тема 6. Международная стандартизация и сертификация в управлении качеством.
Транксрипт:

В НЕДРЕНИЕ СТАНДАРТА ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА ISO В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЖКХ У КРАИНЫ Василий Степаненко, Комиссия УСПП по энергоэффективности Киев, 17 февраля 2010 г. В презентации использованы материалы ISO и С. Хохлявина, РФ, Екатеринбург

ISO – НОВЫЙ БАЗОВЫЙ СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ Международная организация по стандартизации (ISO) ведёт разработку стандарта энергоменеджмента ISO Energy management systems – Requirements with guidance for use (Системы энергоменеджмента – Требования и руководство по применению), который станет основой национальных, корпоративных и муниципальных стандартов энергоменеджмента для многих стран мира, включая Украину. Стандарт энергоменеджмента ISO станет базовым, наряду с стандартами качества и экологии - ISO 9001 и ISO Многие развитые страны мира начали подготовку национальных стандартов энергоменеджмента, опережающими темпами идёт подготовка корпоративных стандартов. Стандарт энергоменеджмента ISO станет новым практическим инструментом, который позволяет одновременно, планомерно и непрерывно снижать потребление энергии, сокращать нагрузку на окружающую среду и получать финансовые преимущества.

Н ЕМНОГО О СТАНДАРТЕ ISO В ряде европейских стран (Дании, Ирландии, Швеции, Испании), а также в США и Южной Корее уже были приняты и успешно применяются национальные стандарты энергоменеджмента, ставшие основой для ISO Подготовленный экспертами рабочей группы ИСО/ТК 242 рабочий проект ISO воспроизводит американский подход, хотя учитывает, как южнокорейский стандарт KS A 4000, так и проект обсуждаемого общеевропейского стандарта EN Будущий стандарт будет применим ко всем типам организаций и предприятий, независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и вида собственности, подобно стандартам ISO 9001 и ISO

М ОДЕЛЬ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВА – ЦИКЛ PDCA

Модель процесса непрерывного совершенства – цикл PDCA

Н ЕМНОГО О СТАНДАРТЕ ISO Внедрение и функционирование системы Квалификация, обучение и компетентность. Оба проекта (и EN 16001, и ISO 50001) требуют от организации, чтобы она гарантировала, что любое лицо, выполняющее задачи для или от ее имени, которые связаны с использованием энергии, было компетентно на основе соответствующего образования, подготовки или опыта. Каждый уровень управленческого персонала должен быть соответствующим образом информирован и обучен в области энергоменеджмента, чтобы быть способным выполнять свои функции. Стадия проектирования. В отличие от EN вопросы энергосбережения на этой стадии включены в проект ISO отдельным пунктом. Так, организация должна оценивать и вести записи факторов существенного использования энергии при разработке спецификации, проектировании, модификации или реконструкции систем энергопотребления, оборудования и/или зданий. Оценка возможностей улучшения энергоэффективности должна быть включена в проектировочные действия на всех стадиях любого проекта. Контроллинг. В этой части оба стандарта требуют от организации верифицировать и планировать операции, которые связаны с факторами существенного использования энергии (в EN "существенными энергоаспектами") и могут гарантировать реализацию энергополитики, достижение энергоцелей и показателей. Управление документами. Общий элемент всех систем менеджмента и потому неизменный раздел всех стандартов на такие системы, в т.ч. ISO 9001, ISO 14001, OHSAS Будет он включен и в EN 16001, и в ISO Обычно в разделе излагается то, из чего должна состоять документация системы в бумажной или электронной форме, от каких факторов зависит степень документирования процессов и требований, устанавливается необходимость периодического обновления документации по мере необходимости и т.п.

Н ЕМНОГО О СТАНДАРТЕ ISO Разделение обязанностей. Все должностные лица, работающие для и от имени организации, должны получить обязанности в секторе энергоменеджмента. Это общая аксиома обеих стандартов: и EN 16001, и ISO Для выполнения этой цели путём распределения обязанностей должны быть установлены новые внутренние связи. Закупки. Проектом ISO предъявляются требования к приобретению только энергоэффективного оборудования. Организация должна определить и обеспечивать процедуры, позволяющие оценивать энергопотребление закупаемого оборудования и класс его энергетической эффективности. Вопросы покупки энергии, в т.ч. качества энергоресурсов. Организация должна определить и документировать технические требования и спецификации закупаемых энергоресурсов. Проверка эффективности системы Мониторинг и измерения. Как и в EN 16001, проект ISO требует от организации идентификации и описания требований, предъявляемые к измерениям и мониторингу.. Аудит системы энергоменеджмента. Подобно EN в проекте ISO предусмотрено, что в запланированные интервалы организация должна выполнять аудиты системы, чтобы гарантировать, что система соответствует требованию стандарта, является эффективной, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. График аудитов должен быть спланирован, учитывая статус и важность аудируемых процессов и областей, а также результаты предыдущих аудитов. Выбор аудиторов и проведения аудитов должен гарантировать объективность и беспристрастность процесса аудита. Анализ системы со стороны высшего руководства. Должен быть утверждён план анализа эффективности высшим руководством дееспособности системы энергоменеджмента.

О ЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ И УГРОЗ ДЛЯ У КРАИНЫ ОТ ВВОДА В ДЕЙСТВИЕ СТАНДАРТА ISO Сравнивая преимущества и угрозы от ввода в действие стандарта ISO для нашей страны, становится очевидным, что преимущества проявляются в будущие периоды, а угрозы концентрируются уже в ближайшие 5 лет в экспортно-ориентированном секторе промышленности Украины. УГРОЗЫ (с постепенным убыванием): Появление новых и действенных барьеров для ограничения сбыта на внешних рынках энергоёмкой продукции украинских предприятий. Существенное снижение поступлений в бюджет государства, пропорционально снижению сбыта на внешних рынках (металлопродукция, удобрения, машины и металлоёмкое оборудование). Падение конкурентоспособности экспортно-ориентированных предприятий на значительную перспективу в период общемирового роста цен на энергоносители. Стагнация процессов модернизации в промышленности из-за снижения доходности бизнеса. ПРЕИМУЩЕСТВА (с постепенным ростом): Переход на унифицированную модель менеджмента, общепринятую в мире. Слом множества барьеров, оставшихся от периода дешёвых энергоресурсов и централизованной экономики. Постепенное снижение энергоиздержек до общеевропейского уровня. Стимулирование модернизации предприятий и муниципалитетов Для снижения угроз нужно сократить адаптационный период страны по переходу украинской экономики на стандарт ISO 50001

П РИМЕРНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ К ОМИССИИ УСПП ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СТАНДАРТА ISO В ЭКОНОМИКУ У КРАИНЫ Создание Рабочей группы по подготовке национального стандарта Создание Рабочих групп по подготовке отраслевых стандартов Создание Рабочей группы по подготовке стандарта ЖКХ. Подготовка проекта национального стандарта Украины по энергоменеджменту на основе ISO (EN ). Подготовка проектов отраслевых стандартов Подготовка проектов корпоративных стандартов Подготовка проектов стандартов предприятия Подготовка проектов стандарта для муниципалитетов Подготовка пособия по организации работ при внедрении стандартов энергоменеджмента Подготовка пособий по проведению внешнего и внутреннего аудита корпораций, предприятий и муниципалитетов при подготовке внедрения стандартов энергоменеджмента

В РЕМЕННЫЙ РЕГЛАМЕНТ Существующие подходы на основе принудительного нормирования, а также нормативная база по энергоменеджменту в Украине сегодня в значительной степени не корреспондируется с новыми международными стандартами и рыночными механизмами энергосбережения, что привело к однобокому развитию ЭМ в Украине на фискальной и декларативной основе. Сегодня мы констатируем, что промышленность и ЖКХ Украины в течение 10 лет практически игнорировали, как сам подход к фискальному нормированию показателей энергоэффективности со стороны государства, так и декларативность нормативной базы ЭМ. В НАЕР сегодня разработан проект «Технічний регламент щодо раціонального використання енергії на промислових підприємствах (щодо енергетичного менеджменту промислових підприємств)». Этим документом предусматривается, в частности, обязательность энергетического менеджмента на предприятиях с годовым потреблением ТЭР более 3000 т.у.т, а предприятия, которые внедрили систему энергетического менеджмента, аттестованную в установленном порядке, сроком на пять лет не подлежат плановым проверкам Государственной инспекции по энергосбережению. В настоящее время этот документ находится на стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. Ввод в действие этого документа будет важным шагом на пути внедрения СЭМ и повышения эффективности использования ТЭР в Украине.

З АКЛЮЧЕНИЕ Вне всякого сомнения, украинские предприятия, так же, как и их зарубежные коллеги будут заинтересованы в скорейшем, даже опережающем внедрении стандарта энергоменеджмента и повышении своей эффективности и конкурентоспособности. УСПП, вместе с МинЖКХ, Минпромполитики, НАЭР, профильными министерствами, промышленными и муниципальными ассоциациями и объединениями может оказать корпорациям и предприятиям реальную помощь, став основным координатором быстрых и эффективных действий, осуществляя функции модератора и координатора совместно с правительством Украины. Предлагается придать вновь созданной Рабочей группе статус консультанта для украинских промышленных корпораций и предприятий по организации внедрения международного стандарта энергоменеджмента в экономику Украины.