В ЫПОЛНИЛА :Р ОВЕНКО В ИКТОРИЯ В ИКТОРОВНА Р УКОВОДИТЕЛЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ П РЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ Ф АМИЛИЯ И МЯ О ТЧЕСТВО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФИЗИОЛОГИЯ И ЭТОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ: Курс лекций Профессор В.И. Максимов (ФГБОУ ВПО МГАВМиБ им. К.И. Скрябина) Лекция 4 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРИНЦИПУ.
Advertisements

Кафедра нормальной физиологии КрасГМА ВВЕДЕНИЕ В КУРС НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ГОМЕОСТАЗЕ И МЕХАНИЗМАХ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
Презентация на тему: «Строение и функции нервной системы» Ученицы 9-Б класса Донецкого УВК 78 Лизуновой Марины 2014.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Строение и функции нервной системы. Эволюция нервной системы Разлитая - диффузная.
Нервная система сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать.
Н ЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНА : Нервной тканью, которая состоит из нервных клеток – нейронов и мелких клеток – спутников.
Работу выполнила: Студентка группы д 961 у Сагъдиева Л.И.
Строение нейрона. Синапс.. Что такое нейрон? Нейрон это структурно- функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко.
Функции нервной системы Нервная ткань и нейроны 1.Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма 2.Осуществляет ориентацию организма.
§ 46. Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс биология.
Нервная система.Рефлекс.Инстинкт. Презентация к уроку биологии 7 класс. Подготовила Кольцова Ольга Павловна, учитель биологии ГБОУ СОШ 372, Московского.
Строение и значение нервной системы «Собраться вместе это начало. Держаться вместе это прогресс. Работать вместе это успех» Генри Форд.
«Значение, строение и функционирование нервной системы» Учитель биологии-химии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Хорова Людмила Владимировна.
Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные.
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Выполнил: Кочетков Данил 7 «Г».
Открытый урок по биологии в 8 «Б» классе Учитель биологии Набатова Е. В.
ТЕМА: ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЦНС) ПЛАН: 1.Роль ЦНС в интегративной, приспособительной деятельности организма. 2.Нейрон - как структурная и функциональная.
Транксрипт:

В ЫПОЛНИЛА :Р ОВЕНКО В ИКТОРИЯ В ИКТОРОВНА Р УКОВОДИТЕЛЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ П РЕПОДАВАТЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ Ф АМИЛИЯ И МЯ О ТЧЕСТВО

Цель работы: Изучить сущность содержания теории функциональной системы П.К. Анохина. 2

Задачи исследования: 1) Ознакомиться с нервной системой человека, как основной функциональной системой организма. 2) Изучить теорию функциональных систем П.К. Анохина. 3

Метод исследования: изучение и анализ научной литературы. 4

Нейрон (нервная клетка) - основной структурный и функциональный элемент нервной системы; у человека насчитывается более ста миллиардов нейронов. Нейрон состоит из тела и отростков, обычно одного длинного отростка - аксона и нескольких коротких разветвленных отростков - дендритов. По дендритам импульсы следуют к телу клетки, по аксону - от тела клетки к другим нейронам, мышцам или железам. Благодаря отросткам нейроны контактируют друг с другом и образуют нейронные сети и круги, по которым циркулируют нервные импульсы. Нейрон - это функциональная единица нервной системы. Нейроны восприимчивы к раздражению, то есть способны возбуждаться и передавать электрические импульсы от рецепторов к эффекторам. По направлению передачи импульса различают афферентные нейроны (сенсорные нейроны), эфферентные нейроны (двигательные нейроны) и вставочные нейроны. Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает: 1) функциональное единство всех органов и систем человека; 2) связь всего организма с окружающей средой. 5

Пётр Кузьми́ч Ано́хин Родился в 1898 году. В 1921 поступил в Ленинградский государственный институт медицинских знаний. Одновременно с учебой работал в лаборатории И.П. Павлова. В 1935 году П. К. Анохиным вводится понятие «санкционирующая афферентациия» (с 1952 г. «обратная афферентациия»; позже, в кибернетике, «обратная связь»). Тогда же, в предисловии к коллективной монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности», П. К. Анохин дает первое определение функциональной системы. 6

Понятие «Функциональные системы» возникло на основе систематических исследований процессов компенсации нарушенных функций (например, наложение гетерогенных нервных анастомозов и наблюдение за ходом восстановления функций, пересадка мышц с целью придания им нового функционального значения, их деафферентациия и т. д.). Физиологическая суть компенсаторных приспособлений состоит в том, что каждая попытка человека или животного исправить имеющийся «дефект» должна быть оценена немедленно по ее результату. Это значит, что любой следующий этап компенсации может наступить только тогда, когда произошла оценка предыдущего этапа. Таким образом, в каждом отдельном этапе компенсаторного процесса имеется оценка полученного результата и степени его полезности для организма, а цепь «положительных результатов» компенсации обеспечивает полное восстановление утраченной функции. 7

В соответствии с теорией системно-динамической локализации высших психических функций функциональная система рассматривается как морфофизиологическая основа высших психических функций, как совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов. Функциональной системой, согласно П.К. Анохину, является всякая организация нервных процессов, в которой отдаленные и разнообразные импульсы нервной системы объединяются на основе одновременного и соподчиненного функционирования, заканчивающегося полезным приспособительным эффектом для организма. 8

С точки зрения академика Анохина функциональные системы (пищеварения, выделения, кровообращения) – это динамические саморегулирующиеся организации всех составляющих элементов, деятельность которых подчинена получению жизненно важных для организма приспособительных результатов. Условно выделяются три группы приспособительных результатов: 9

1. Ведущие показатели внутренней среды, определяющие нормальный метаболизм тканей (сохранение констант внутренней среды, гомеостазис); 2. Результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие основные биологические потребности (взаимодействие особи со средой обитания, поиск пищи); 3. Результаты стадной деятельности животных, удовлетворяющие потребности сообщества (сохранение вида); Для человека характерна и четвертая группа результатов: 4. Результаты социальной деятельности человека, удовлетворяющие его социальные потребности, обусловленные его положением в определенной общественно-экономической формации. 10

Состав функциональной системы не определяется топографической близостью структур или их принадлежностью к какому-либо разделу анатомической классификации. В функциональной системе могут быть избирательно вовлечены как близко, так и отдаленно расположенные структуры организма. Она может вовлекать дробные разделы любых цельных в анатомическом отношении систем и даже частные детали отдельных органов. Единственным фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура функции, в отдельных случаях даже и ее механика. Единственным же критерием полноценности этих объединений является конечный приспособительный эффект для целого организма, наступающий при развертывании процессов в данной функциональной системе. 11

Постулат первый: ведущим системообразующим фактором функциональных систем любого уровня организации является полезный для жизнедеятельности организма приспособительный результат. Постулат второй: любая функциональная система организма строится на основе принципа саморегуляции: отклонение результата от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, посредством деятельности соответствующей функциональной системы само является причиной восстановления оптимального уровня этого результата. Постулат третий: функциональные системы являются центрально периферическими образованиями, избирательно объединяющими различные органы и ткани для достижения полезных для организма приспособительных результатов. 12

Постулат четвёртый: функциональные системы различного уровня характеризуются изоморфной организацией: они имеют однотипную архитектонику. Постулат пятый: отдельные элементы в функциональных системах взаимодействуют достижению их полезных для организма результатов. Постулат шестой: функциональные системы и их отдельные части избирательно созревают в процессе онтогенеза, отражая тем самым общие закономерности системогенеза. 13

14 1. Принцип сужения афферентации. 2. Принцип ведущей афферентациии 3. Принцип санкционирующей афферентациии

15 Теория функциональных систем П.К. Анохина изменила стратегию исследования человека в различных сферах науки, в том числе в психофизиологии: в попытках соотнести различные психофизиологические индивидуальные свойства со структурными элементами единого целого, а также использование системного подхода в изучению нейрофизиологических основ психики и нового направления в психологии - системной психофизиологии. Данная теория показала, что работа всего организма обусловлена взаимодействием нескольких функциональных систем. Эти функциональные системы могут быть различны по своим уровням, различных по своему строению и предназначению.

16 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ