Правотворчество и законотворчество Выполнила: Кузнецова Валентина Игоревна студентка группы ДБ профиль: математика Проверил: Айдаров Константин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правотворчество и процесс формирования права. Понятие и виды правотворчества Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций,
Advertisements

Нимерницкая Ирина Андреевна. ЦСТАиПО «Ясенево». Москва.
Правотворчество и процесс формирования права Никитина Г.Р. Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ 84» Советского района г.Казани.
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Тема «ПРАВОТВОРЧЕСТВО» Правотворчество – это завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества.
Как рождаются законы Законодательная система РФ. Конституция РФ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство.
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Барабинский медицинский колледж» Подготовлено.
Вносят законопроект только в Государственную Думу ; Совет Федерации одобряет или отклоняет закон.
Правотворчество. Правотворчество – процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов в соответствии.
Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию России. Кашенов А.Т., к.и.н., доцент кафедры Теории права ЮФ ИИ ТУСУР.
Принятие и вступление в силу законов. План: Стадии законодательного процесса Механизм принятия законов Участие граждан законотворческой деятельности.
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Понятие, сущность и структура Конституции России Основные принципы и юридические свойства Конституции России Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
«Порядок работы Совета Федерации РФ» Выполнил: студент группы ДГЮ-403 Гагиев Б. М.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства Prezentacii.com.
100 лет ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ. Парламент - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Российской Федерации Совет Федерации Государственная Дума (450 депутатов) Комитеты и комиссии.
Источники (формы) права.. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА – ЭТО СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ВОВНЕ ГОСУДАРСТВКННОЙ ВОЛИ, ЮРИДИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ. НОРМАТИВНЫЙ АКТ ( КОНСТИТУЦИЯ,
Тема 2 1 Источники конституционного права (2 час.)
1 Тема 2 Источники конституционного права (2 час.)
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
Транксрипт:

Правотворчество и законотворчество Выполнила: Кузнецова Валентина Игоревна студентка группы ДБ профиль: математика Проверил: Айдаров Константин Александрович старший преподаватель кафедры истории и методики преподавания истории

Вопросы: 1. Что такое правотворчество и чем оно отличается от преобразования? 2. Назовите принципы правотворчества и раскройте их содержание 3. Охарактеризуйте законотворчество как особую разновидность правотворческого процесса. 4. Дайте характеристику законодательному процессу в Российской Федерации.

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену [1, с 165]. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования [1, с 165]. Правотворчество – специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования [1, с 165]. 1. Что такое правотворчество и чем оно отличается от преобразования?

Правотворчество является составной частью более широкого процесса преобразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний [3, с. 14]. ! Правотворчество выступает как завершающий этап преобразования [3, с. 14]. Правообразование – это процесс формирование государственной воли в законе [1, с 165].

2. Назовите принципы правотворчества и раскройте их содержание Принципы правотворчества основополагающие требования, принципы, выступающие методологической основой подготовки нормативных правовых актов [2, с 17]. Принципы правотворчества: Принцип гуманизма (что принимаемые правовые акты должны защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь). [2, с 17]. Принцип демократизма (привлечение граждан к правотворческой деятельности, обсуждению законопроектов и иных нормативных актов) [2, с 17]. Принцип научности (в процессе подготовки нормативных правовых актов изучаются социально- экономические, политические, культурные и иные факторы) [2, с 18]. Принцип законности (нормативные правовые акты издаются правомочными на то органами и должностными лицами; принимаются при учете принципа разделения властей; соответствуют принятой в стране конституции; принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами и т. д.) [2, с 18]. Принцип обеспеченности (использование в правотворческой практике различных средств организации деятельности субъекта правотворчества по принятию нормативных правовых актов) [2, с 19].

3. Охарактеризуйте законотворчество как особую разновидность правотворческого процесса. Виды правотворчества: 1)Подзаконное правотворчество (нормы права принимаются и вводятся в действие Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти); 2)Правотворчество органов местного самоуправления (органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы) 3)Непосредственное правотворчество граждан (осуществляется посредством референдума); 4)Договорное правотворчество (деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров); 5)Локальное правотворчество (создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих обществ); 6)Законотворчество [1, с 166].

Законотворчество правотворчество высших законодательных (представительных) органов власти парламентов, в процессе которого принимаются нормативные правовые акты высшей юридической силы законы, принимаемые в соответствии с особым процедурным регламентом [2, с 19]. Законотворчество – процесс создания закона [1, с 167]. Виды законотворчества : a)Принятие закона Российской Федерации; b)Принятие федерального конституционного закона; c)Принятие федерального закона; d)Принятие закона субъекта Российской Федерации [1, с 167].

4. Дайте характеристику законодательному процессу в Российской Федерации. Стадии законодательного процесса в Российской Федерации: 1)Законодательная инициатива: Внесение в законодательный орган проекта нормативного правового акта. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения [4]; Этапы правотворческого процесса: 1. Предварительное выражение воли 2. Выражение воли в тексте правового акта [4].

С момента внесения проекта нормативно - правового акта на рассмотрение Государственной Думы РФ, начинается законодательный процесс [4]. В приложение законопроекта должен быть предоставлен ряд сопроводительных документов: Финансово - экономическое обоснование (пояснительная записка); Ряд нормативно-правовых актов, на которые может повлиять законопроект (то, что нужно изменить, отменить и т. д.) [4]. При отсутствии какого-либо сопроводительного документа данного законопроекта, совет Государственной Думы имеет право отказать в рассмотрении данного законопроекта [4].

2) Принятие законопроекта : а) принятие закона Государственной Думой: Первое чтение: обсуждается концепция закона, его замысел (используется пояснительная записка, где в сжатом виде представлены основные цели данного закона). Если законопроект одобряется депутатами Государственной Думы, то он переходит в «постатейную работу» Второе чтение: в текст законопроекта вносятся поправки, корректировки; Третье чтение: в текст законопроекта поправки вносить нельзя, на данном этапе закон голосуется в том виде, в котором он есть [ 4 ]; ! На первом и втором чтении Ответственный комитет (профильный комитет внутри законодательного органа) «ведет» законопроект, вносит все поправки и корректировки, находит противоречия и соответствия и т. д.) [ 4 ]; Закон может быть принят на любом чтении в зависимости от того, как на закон отреагирую депутаты Государственной Думы РФ [4];

б) одобрение закона Советом Федерации: В Конституции РФ есть перечень законов, которые обязательно подлежат рассмотрению Советом Федерации (например ни один Конституционный закон не может быть принят без одобрения Совета Федерации) [4]. После рассмотрения закона Советом Федерации, происходит голосование. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты [3, с.14]. Любые другие законы проходят процедуру «молчаливого согласия». В течении 14 дней Совету Федерации дается время для принятия решения относительно данного закона (т. е. есть ли у Совета Федерации желание, потребности или другие мотивы к рассмотрению данного закона). Если по истечении 14 дней Совет Федерации не сообщил о своем решении, то закон считается одобренным Советом Федерации [4]. ! Если Совет Федерации берется за рассмотрение закона, то он проходит все те же этапы рассмотрения и одобрения, что и законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации [4].

! В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой [3, с.14]. ! В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы [3, с. 14].

в) подписание закона Президентом РФ: После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение 5 дней поступает на подпись Президенту России [4]. ! После принятия Государственной Думой закона, либо его отклонения, она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона [3, с. 14]. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона либо подписывает закон и обнародует его, либо отклоняет закон, т. е накладывает вето [4].

3) Опубликование закона (вступление в силу): Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ [3, с 14]. ! Неопубликованные законы не считаются юридически действующими [4]. Законы обязаны опубликовать во всех нижеперечисленных источниках: В «Российской газете» В «Парламентской газете» В журнале «Собрание законодательства Российской федерации» [4]. ! Любое другое печатное издание может опубликовать текст закона, но публикация в данных изданиях не даст закону юридическую силу. После прохождения всех этапов и выполнения всех требований закон считается юридически действующим [4]. [5]. [6]. [7].

1. Бошно С. В. Правоведение. Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, – 432 с. – Российское юридическое образование. 2. Альбов А. П., Николюкин С. В. Правотворчество [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. : Издательство Юрайт, с. Серия: Бакалавр и магистр. Модуль, shop.ru/product/pdf/223/ pdf shop.ru/product/pdf/223/ pdf 3. Шибаев Д. В. Краткий курс лекций теории государства и права, ( ) Бошно С. В. Правотворчество, законодательный процесс и юридическая техника [Видеоблог], ( ). 5. Российская газета, Интернет-портал, ФГБУ «Редакция «Российской газеты», , ( ) Парламентская газета, Электронное периодическое издание, , ( ) Собрание законодательства Российской федерации, официальные электронные версии бюллетеней, , ( ). Источники: