Современные тенденции развития образования лиц с особенностями психофизического развития: интеграция, инклюзия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Из них более являются инвалидами Получение образования в специальном учреждении обучение участие во всех сферах жизнедеятельности участие во всех.
Advertisements

Получение образования в специальном учреждении обучение участие во всех сферах жизнедеятельности участие во всех сферах жизнедеятельности воспитание Получение.
Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема инновационной площадки: «Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного процесса»
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
А.Б.Сахаровская заместитель директора по социальной защите и охране прав детей ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII.
Инклюзивное образование 2011 г.. Инклюзивное включенное образование – процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками,
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Инклюзивное образование: возможности, преимущества, риски.
Директор ГБОУ ЦПМСС « Взаимодействие » Ковалев Евгений Валерьевич.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции магистрантка.
Инклюзивное образование: общая характеристика, принципы.
Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ.
начальное общее образование 4 чел. (легкая степень умственной отсталости) ; обучаются по 1-2 человека в общеобразовательном классе основное общее образование.
План: 1.Задачи разработки вариативных форм интегрированного обучения; 2.Условия интеграции; 3.Варианты организации интегрированного обучения. Модели интегрированного.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Системные изменения в области образования детей с ОВЗ.
Инструктивно-методическое письмо «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации Федерального.
Преемственность дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в реализации инклюзивного подхода Кузнецова Марина Владимировна, научный сотрудник.
Транксрипт:

Современные тенденции развития образования лиц с особенностями психофизического развития: интеграция, инклюзия

План 1. Введение. 2. Характеристика интегрированного обучения. 3. Варианты (модели) интегрированного обучения и воспитания. 4. Определение понятий «интеграция», «инклюзия». 5. Сравнительная характеристика процессов интеграции и инклюзии. 6. Актуальность инклюзивного обучения. 7.Заключение.

1. Введение Все большее распространение интегрированного обучения и воспитания, оптимизация учреждений специального образования приводят к необходимости создания специальных условий для обучения детей с ОПФР в учреждениях основного образования. В стране постепенно становится все больше учреждений общего среднего образования, в которых создана безбарьерная среда для разных категорий учащихся. В республике в каждом регионе определены опорные учреждения образования, на базе которых осуществляется интегрированное обучения и воспитание. В названных учреждениях создается необходимая образовательная среда, включающая свободный доступ как в учреждение образования, так и в его помещения.

2. Характеристика интегрированного обучения Все большее распространение получает интегрированное обучение и воспитание. Эта форма обучения позволяет усилить роль семьи в воспитании детей, включить детей с нарушениями в развитии в совместную со сверстниками деятельность, реализовать одну из основных целей специального образования – успешную адаптацию к условиям социальной среды, т.е. понимание и принятие целей, ценностей, правил, поведенческих норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Интеграционные процессы могут протекать внутри системы специального образования – интернальная форма интеграции (совместное обучение детей с нарушением слуха и детей с интеллектуальной недостаточностью, детей с нарушениями зрения и детей с трудностями в обучении, детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми речевыми нарушениями и др.), или предполагать взаимодействие специального и массового образования – экстернальная.

3. Варианты (модели) интегрированного обучения и воспитания В зависимости от временной продолжительности совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников различают следующие варианты (модели) интегрированного обучения и воспитания:комбинированная (дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога)частичная (дети с проблемами развития, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образованием, вливаются в массовые группы (классы) на часть дня);временная (все воспитанники специальных групп, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера);полная (ребенок с отклонениями в развитии постоянно воспитывается среди здоровых сверстников; коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

Выбор той или иной формы (модели) интеграции детерминируется типом учебного заведения (специального или массового), поскольку они обладают различным потенциалом в организации интегрированного обучения и воспитания. Важнейшей чертой для современной системы образования лиц с особенностями психофизического развития является движение по пути к инклюзивному образованию (включение в единую образовательную среду всех детей, независимо от нарушений, которые у них имеются, от пола, национальности, принадлежности к этнической группе, религии и т. д.).

4. Определение понятий «интеграция», «инклюзия» Если обратиться к словарю, то мы найдем определения: Интеграция (от лат. integratio – соединение) процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Инклюзия (калька с англ. inclusion) включение, добавление, прибавление, присоединение. Критический анализ содержания понятий говорит о более узком содержании именно термина «инклюзия». Однако, правильнее, по видимому, акцентировать внимание не столько на терминологических несовпадениях, сколько на сути осуществляемых преобразований.

5. Сравнительная характеристика процессов интеграции и инклюзии. Сравнивая процессы интеграции и инклюзии, исследователи указывают на их отличительные особенности. Отличие в подходах, т.о., состоит в признании необходимости изменения общества, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не только они адаптировались к требованиям общества. Белорусские исследователи, в частности, А.Н. Коноплева отмечает, что не следует рассматривать интеграцию и инклюзию в противопоставлении и строгой дифференциации. Действительно, «инклюзивный подход предполагает более широкий круг действий и инициатив. Следует согласиться с тем, что концепция интеграции отражает создание специальных условий для детей с особенностями развития в рамках существующей системы образования. Концепцией же включения предполагается создание школы для всех учащихся в соответствии с потребностями всех и каждого и создание обществом возможностей для наиболее полной реализации ими своих потребностей».

Т.о., правомерно рассматривать интеграцию и инклюзию как две фазы одного процесса. Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве.

6. Актуальность инклюзивного обучения Актуальность инклюзивного обучения всех детей обусловлена рядом таких факторов:реализация принципа гуманизации образования предполагает взгляд на личность каждого ребёнка (вне зависимости от её особенностей, в том числе и нарушений в развитии) как на высочайшую ценность и создание необходимых условий для её развития;обеспечение фундаментального принципа социальной политики государства в сфере образования предполагает свободу и право выбора каждым учащимся места и способа обучения, что для детей с особенностями психофизического развития означает возможность включения в образовательный процесс в учреждениях основного образования;развитие инклюзивных процессов в обществе и образовании делает необходимым расширение и углубление профессиональных компетенций педагогов, работающих в учреждениях основного образования.

В нашей стране ведется поступательная работа по переходу к инклюзивному образованию. Вносятся соответствующие изменения в Кодекс Республики Беларусь об образовании. Так, начальник управления специального образования А.М. Змушко указывает, что статью 14 «Специальное образование» предполагается назвать «Специальное и инклюзивное образование», будут вноситься изменения в отдельные пункты статьи. В Республике ведется работа над Концепцией развития инклюзивного образования. Таким образом, современная система образования направлена на возможно более полное включение детей в единое развивающее, «комфортное» для всех (психологически, физически, педагогически) образовательное пространство. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Задачи: -формировать понимание сущности инклюзивных процессов в социальном сообществе и системе образования; -обеспечивать принятие ценностей инклюзивного образования как основы инклюзивной педагогической культуры; -способствовать пониманию необходимости реализации гуманистического подхода в образовательном и социальном пространстве, развитию адекватной социальной перцепции, толерантного отношения будущих педагогов к участникам инклюзивного образовательного пространства; -формировать инклюзивное педагогическое мышление, психолого- педагогическую (инклюзивную) и социальную готовность к работе с детьми с особыми образовательными потребностями (в том числе и детьми с особенностями психофизического развития) в условиях основного (инклюзивного) образования; -обеспечивать овладение компетенциями, позволяющими эффективно организовывать и реализовывать образовательный процесс в условиях инклюзивного образования, взаимодействовать со всеми его участниками; -обеспечивать овладение педагогами необходимыми компетенциями для решения задач социализации «особых» детей, организации совместной деятельности, сотрудничества, общения всех детей, создания оптимальных условий для развития личности каждого ребёнка -организовывать эффективное социальное партнёрство педагогов, родителей, специалистов для решения задач обучения, воспитания, сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

Заключение В связи с чем хочется выразить надежду, что все мы, как участники образовательного процесса, будем содействовать воспитанию толерантности, соучастия, гуманности в отношении разных категорий людей с ОПФР как у самих себя, так и у наших учеников, студентов, коллег, окружающих людей. Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития. Переход к инклюзивному образованию стал основной мировой тенденцией в сфере образования лиц с ОПФР. Статья 24 Конвенции о правах инвалидов предусматривает обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. В 2014 году был опубликован проект Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического раз- вития) в Республике Беларусь, в котором указано, что к 2020 году любое (каждое) учреждение образования будет осуществлять инклюзивное образование.