Предметом изучения современной психологии являются: Психические познавательные процессы Психические состояния личности Психические свойства личности ощущениеактивностьнаправленность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
Advertisements

Отрасли научной психологии : 1.Фундаментальная психология 2.Прикладная психология.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Проблема определения и классификации психических явлений.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Психология как наука. Цели урока Познакомиться с психологией как наукой и местом психологии в системе наук, Познакомиться с основными этапами ее развития,
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Психология как наука 900igr.net. Происхождение слова «психология» Психология = «Психе» (др.греч.- душа) + «Логос» (др.греч. - учение, наука)
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Студент Петрова Н. Курс 2 Группа ИПБПКЗ-11/12-С-2 Специальность Практический психолог.
Познавательные возможности учащихся при изучении истории.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Транксрипт:

Предметом изучения современной психологии являются: Психические познавательные процессы Психические состояния личности Психические свойства личности ощущение активность направленность восприятие уверенность мотивация представление пассивность темперамент память сомнения характер внимание устойчивый интерес способности мышление творческий подъем речь воображение Эмоционально- волевые: Чувства Эмоции Воля

Единство всех сторон психической жизни человека проявляется в его активности – это поведение и взаимодействие с окружающей средой. Формы проявления активности и ее виды: -общение -труд -учение -игра

Основные задачи современной психологии: - Изучение качественных структурных особенностей психических явлений и процессов; - Анализ формирования и развития психических явлений в деятельности и в условиях жизни в целом; - Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений. - Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику.

На современном этапе можно выделить: На современном этапе можно выделить: Житейскую психологию – составляет психологические знания, взятые из обыденной жизни. Каждый человек – психолог, т.к. имеет свой жизненный опыт. Житейскую психологию – составляет психологические знания, взятые из обыденной жизни. Каждый человек – психолог, т.к. имеет свой жизненный опыт. Научную психологию – система устойчивых психологических знаний, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования. Научную психологию – система устойчивых психологических знаний, полученных в процессе теоретического и экспериментального исследования.

Научная психология Фундаментальная Прикладная Общая психология Педагогическая психология Психология личности Клиническая психология Дифференциальная психология Юридическая психология Психофизиология Экономическая психология Нейропсихология Политическая психология Социальная психология Психология религии Возрастная психология Психология спорта Специальная психология:Психология труда - Сурдопсихология (нарушение слуха)Военная психология - Тифлопсихология (нарушение зрения)Космическая психология - Олигофренопсихология (нарушение интеллекта) - Патопсихология (психические заболевания) Зоопсихология Сравнительная психология

Социальная психология – изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп (инвалиды, пожилые люди). Возрастная психология – изучает общие закономерности психических процессов и качеств личности. В ней выделяют: -Детскую психологию -Психологию подростка -Психологию взрослого человека -Геронто психологию (психологию старости) (психологию старости)

Каждая наука опирается на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает – это методологические основы психологии. Каждая наука опирается на исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает – это методологические основы психологии.

В психологии сферой исследования является психика. Выделяют 3 уровня методологии психологии: 1. Общая методология – диалектико- материалистический подход. Подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем. 2. Специальная методология (принципы): - детерминизм(причинность) - единство сознания и деятельности - развития и личностного подхода подхода 3. Частная методология – конкретизация общих методологических подходов в связи со спецификой предмета отраслевой психологии.

Методы психологии. До начала XX в. в психологии ученые использовали субъективный метод, который заключался в самонаблюдении. Психология развивается и требует разработки объективных методов исследования. Методы психологии делятся на группы: Методы психологии делятся на группы:Объективные - наблюдение - эксперимент - тестирование - методы опроса (анкета, беседа) - контент-анализ Описательные - самонаблюдение - эмпатическое слушание - идентификация - диалогическая беседа - биографический метод - интуиция Методы психологической помощи: - индивидуальные - групповые - семейные – психотерапия, консультирование.,коррекция,реабилит.

Объективные методы позволяют получить результаты, которые не зависят от личности исследователя.

Виды наблюдения: Виды Характеристики По контакту-Непосредственное -Опосредованное По условиям деятельности -Полевое -Лабораторное По характеру взаимодействия с объектом -Открытое или скрытое -Включенное или не включенное По времени-Долговременное -Кратковременное По фиксации результата -Констатирующее -Оценивающее

Виды эксперимента: Характеристики Вид Характер экспериментальной ситуации -Естественный -Лабораторный Степень вмешательства экспериментатора -Констатирующий -Формирующий Специфика задач-Научно-исследовательский эксперимент -Эксперимент, ориентированный на решение практических задач Проверка гипотезы-Пилотажный -Решающий -Контрольный -Обучающий Логика доказательства гипотез-Последовательный -Параллельный -Перекрестный

Преимущества и недостатки эксперимента +- Исследователь сам вызывает интересующие его явления, а не ждет их наступления. В лабораторном эксперименте часто используется сложная аппаратура и приборы. Исследователь сам создает нужные условия, меняет их, может много раз повторить опыт. Объект исследования –человек, очень сложен и многогранен, не всегда бывает достаточно использование только эксперимента для его изучения. В естественном эксперименте сочетаются положительные стороны наблюдения, его естественность и эксперимента, его активность. Присутствует искусственность лабораторной ситуации, которая может привести к неправильным выводам.

Тесты используются при: -Изучении уровня усвоения знаний - При профессиональной ориентации и профессиональном отборе -При оказании психологической помощи -При изучении уровня индивидуального развития.

Основные виды тестов: Тесты достижений определяют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями и навыками Тесты интеллекта выявляют умственный потенциал. Критерием является набор понятий, терминов, логических отношений между ними. Тесты креативности оценивают творческие способности личности. Личностные тесты позволяют выявить различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные, межличностные свойства, типичные формы поведения. Проективные тесты позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке.

Метод опроса используется для получения необходимой информации на заранее подготовленные вопросы. Опросы бывают в виде анкетирования, беседы. Анкетирование может быть очным и заочным. а) Стандартизированная б) Нестандартизированная в) Индивидуальная г) Групповая

Опросы могут быть: -Экспертными -Массовыми -Выборочными -Сплошными Анализ результатов деятельности – целенаправленное исследование продуктов деятельности человека- рисунки, сочинения, стихи.

Описательные методы ориентированы на качественный анализ изучаемых явлений. Они субъективны, т.к. зависят от личности исследователя.

Методы психологической помощи – средства помощи человеку, возможность проникнуть в истинные стороны человеческой психики и отношений. Делятся на: -Индивидуальные -Групповые -Семейные -В работе с клиентами