МАДОУ «Детский сад 268» г. Барнаул Информационный практикум для родителей « «МОЯ СЕМЬЯ» Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РИСУНОЧНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Учитель начальных классов Хальзунова Н.А.
Advertisements

1 этап- от 0 - 1,5 лет ( формируется базовое доверие, решительность, уверенность в себе) 2 этап- от 1,5 - 3 лет ( самоконтроль, позитивная самооценка,
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ ОБЩЕНИЯ РИСУНОК СЕМЬИ.
Игры с марионетками Кукла – обобщенный образ человека. Играя с ней дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека. Дети хорошо отожествляют.
ПСИХОЛОГИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЕ С ТАРТОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Авторы: Зотова Анастасия Неклеонова Елена.
Рефлексия в ДОУ МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД 8 «ОГОНЕК» Морозова Т.А.
О чем расскажет детский рисунок?. Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого.
Особенности анализа рисунка. 2. Сюжет рисунка. 3. Последовательность расположения членов семьи. 4. Размеры фигур членов семьи. 5. Величина пространства.
Использование цвета и музыки в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
Тема работы «Что можно узнать о первоклассниках из их рисунков» Автор (коллектив авторов) Забродина Ольга Фото автора Район, город (село) Рыбинский район,
Проективные методики. Журналы и Интернет- страницы пестрят заголовками: «Протестируйте своего ребенка». А как можно протестировать, к примеру, 4х-летнего.
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Урок цветоведения. Учитель ИЗО МБОУ «СОШ 2» г. Меленки, Владимирской обл. Сорокина А.И.
Магия музыки. проект Выполнил ученик 6 класса Ганиев Даниил.
Цель: Повысить профессиональные, образовательные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме личностно-ориентированного взаимодействия с.
Изобразительное творчество дошкольников Зачетная работа Головиной Елены Викторовны Куратор группы: Челак Е.Н.
Цель данной работы: исследование особенностей эмоционального состояния младших школьников. Объект исследования : состояние эмоциональной сферы младшего.
Что такое цвет? Почему одни предметы оранжевые, а другие зелёные? Причиной является солнце или другой источник света, вернее световые лучи, которые озаряют.
Руководитель проекта Педагог-психолог МОУ «СОШ 5» Гурская Ирина Владимировна.
Транксрипт:

МАДОУ «Детский сад 268» г. Барнаул Информационный практикум для родителей « «МОЯ СЕМЬЯ» Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. педагог-психолог Андреева С.Л.

Методика позволяет выявить следующее: Иерархию отношений. Семейные роли. Внутрисемейные контакты. Конфликтные отношения в семье. Агрессию в семейных отношениях

В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа: "А брата я просто забыл нарисовать" или "Сестра у меня не получилась" должны потерять для вас значение. * последовательность выполнения задания; * сюжет рисунка; * как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга; * место нахождения ребенка среди них; * с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого "забыл" изобразить, кого "добавил"; * кто выше ростом и кто ниже, кто как одет; * кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д. Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей:

1. Степень развития изобразительной культуры. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки. 2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. п., тогда как большие размеры, применение-ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления. 3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье. Можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции). На основании особенностей изображения можно определить:

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса) Нажим карандаша Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия. Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность. Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность. Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка. Значение линий и штриховки Широкие штрихи, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка. Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка. Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость. Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка. Расположение рисунка Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке. Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве. 2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей. 3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны. 4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем. 5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним. 6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку. 7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову. Интерпретация рисунка

8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи. 9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье. 10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других. 11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек. 12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни. 13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку. 14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка 1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью. 2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту. 3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения. 4. Если применяется легкая или минимальная штриховка. 5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки. 6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона. Симптомокомплексы детского рисунка семьи

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях 1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания. 2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми. 3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями. 4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье. 5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи. 6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно. 8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности. 9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отсутствия дружбы, общности в семье. 10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье. 11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя. 12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии. 13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги. 14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Чувство неполноценности самого автора в семейной ситуации 1. Автор рисунка непропорционально маленький. 2. Расположение фигур на нижней части листа. 3. Изоляция автора от других. 4. Все фигуры маленькие. 5. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора. 6. Отсутствие автора. 7. Автор стоит спиной. Враждебность в семейной ситуации 1. Агрессивная позиция фигуры. 2. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа. 3. Зачеркнутая фигура. 4. Деформированная фигура. 5. Обратный профиль. 6. Руки раскинуты в стороны. 7. Непропорционально большие кисти рук.

Цвет в рисунке Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок? 1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм. 2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка. 3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию. 4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность. 5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.

Чёрный, серый, коричневый – сниженное настроение, тревога, агрессия (особенно в сочетании с красным) Красный – агрессия, стеничность, напористость Розовый – инфантильность Жёлтый, оранжевый – оптимизм, веселье Зелёный – уравновешенность, спокойствие Синий – мужские черты, гармония Фиолетовый – тревога Однотонный рисунок – скрытность, «страх самопредъявления»

Наличие других деталей на рисунке 1. Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье. 2. Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком. 3. Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье. 4.Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка. 5. Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.

Методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы. Лист А4 и простой карандаш, можно использовать и цветные. Инструкция: «Нарисуйте кактус - таким, каким вы его себе представляете»

Агрессивность - большое количество иголок. Особенно сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок в центре листа. Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок внизу листа. Демонстративность, открытость – выступающие отростки в кактусе, необычные формы. Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. Оптимизм – «радостный» и разноцветный кактус. Тревожность – штриховка, прерывистые линии, тёмных цвета. Женственность - мягкие линии, украшения, цветы. Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов. Интровертированность - на рисунке изображён только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – кактус в цветочном горшке, домашний кактус. Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - дикорастущий, пустынный кактус. Дополнительные вопросы 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растёт один или с каким-то растением по соседству? Если растёт с соседом, то, какое это растение? 5. Когда кактус подрастёт, то, как он изменится?