Ценовая дискриминация, виды ценовой дискриминации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Advertisements

Монополия - 2 Налоговое регулирование монополии Ценовая дискриминация I типа Ценовая дискриминация III типа.
Монополия - 4 Иллюстрация разницы между дискриминацией I и II типов Методы ценовой дискриминации: двухчастный тариф и продажи комплектами.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Управленческая экономика Рыночные структуры несовершенной конкуренции.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Монополия - 3 Ценовая дискриминация II типа – самоотбор покупателей в условиях несовершенной информации.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Поведение фирмы в условиях монополии Цель урока: показать чем отличается фирма - монополист от фирмы, функционирующей с условиях совершенной конкуренции.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Тема 10. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА Бизнес – это организация, определяющим фактором существования или разрушения которой является квалификация ее сотрудников.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
Существование единственного продавца ( производителя ) товара и множества его покупателей Отсутствие близких заменителей у товара, поставляемого монополистом.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Фирма в условиях совершенной конкуренции. Функционирование рынка совершенной конкуренции основано на ряде допущений: Однородность рынка. Малость и множественность.
Микроэкономика. Налог Пигу
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Транксрипт:

Ценовая дискриминация, виды ценовой дискриминации

Содержание Понятие ценовой дискриминации Виды ценовой дискриминации Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ЦД) Ценовая дискриминация второй степени Ценовая дискриминация третьей степени Условия рынка для проведения ценовой дискриминации Заключение Список литературы

Понятие ценовой дискриминации Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – установление разных цен на один и тот же товар при условии что различие в ценах не связаны с различными издержками.

Виды ценовой дискриминации Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ЦД) Ценовая дискриминация второй степени Ценовая дискриминация третьей степени

Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ЦД) Ценовая дискриминация первой степени (совершенная ЦД) – практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как, врачи, юристы, бухгалтеры или архитекторы, которые имеют возможность более-менее точно оценить сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить счет. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Оптимальный выпуск монополии находится в точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который при совершенной конкуренции, при объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем. Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей. Рис 1. Совершенная ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация второй степени Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом. При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

На рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3. Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис. 2 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист. Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок. Рис 2. Ценовая дискриминация второй степени.

Ценовая дискриминация третьей степени Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи

Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен. Рис 3. Ценовая дискриминация третьей степени

Условия рынка для проведения ценовой дискриминации Чтобы фирма монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям: Продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса и блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чем спрос эластичен – более низкая. Блага не могут перепродаваться покупателям (или продавцам) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с дешевого рынка недорогой приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации. Покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы, иначе разделение рынка невозможно.

Заключение Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы, объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой – монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться. К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.