Основные положения теории коммуникации 1. Понятие коммуникации. 2. Линейные и диалогические модели коммуникационных процессов. 3.Коммуникативный акт и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНОГО АКТА В ПРАГМАЛИНГВИСТИКЕ.
Advertisements

1 9. Межличностная коммуникация и ее особенности Фрик Т. Б. доцент каф. РЯЛ ИМОЯК ТПУ.
Психология общения. Введение Человек - «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает.
Информационно-коммуникативное обеспечение менеджмента Виды коммуникации Модель процесса коммуникации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Котлубанская средняя общеобразовательная школа Городищенского района Волгоградской области». Модели.
Коммуникации в менеджменте. происходит от лат. «communis» - общее процесс обмена информации (с помощью символов) КОММУНИКАЦИЯ субъекты отдельные личности.
1. Коммуникации и эффективность управления 2. Коммуникационный процесс 3. Коммуникационный менеджмент, сфера его применения 2.
По теме самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Коммуникативная компетентность – важная профессиональная ценность современного педагога.
Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Бихевиоралистская модель
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
Духовный мир человека Духовный мир личности (микрокосм человека) целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Потребность ребёнка в общении со взрослыми и со сверстниками Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения Приемлемое отношение.
Антонова Любовь Геннадьевна доктор педагогических наук, профессор Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского Кафедра теории.
Транксрипт:

Основные положения теории коммуникации 1. Понятие коммуникации. 2. Линейные и диалогические модели коммуникационных процессов. 3. Коммуникативный акт и его структура 4. Типология процессов коммуникации. 5. Понятие коммуникативной личности. 6. Национально-культурные особенности коммуникации. Основные положения теории коммуникации 1. Понятие коммуникации. 2. Линейные и диалогические модели коммуникационных процессов. 3. Коммуникативный акт и его структура 4. Типология процессов коммуникации. 5. Понятие коммуникативной личности. 6. Национально-культурные особенности коммуникации.

Коммуникация (от лат. сообщение, передача) - обмен значениями (информацией) между индивидами через общую систему символов (знаков), языковых знаков, в частности.

Изучение коммуникации ораторское искусство ( древние Афины )ораторское искусство ( древние Афины ) психология, социология и языкознание психология, социология и языкознание психолингвистика и социолингвистика ( вторая половина XX в.)психолингвистика и социолингвистика ( вторая половина XX в.) public speech ( нач. XX в.) public speech ( нач. XX в.) коммуникативистика (20- е гг. XX в.) коммуникативистика (20- е гг. XX в.)

Линейные модели коммуникации

акциональная модель послание С Р акциональная модель послание С Р

модель Лассвелла коммуникатор сообщение канал получатель последствия

Модель К.Шеннона и У.Уивера. источник информации передатчик канал передачи приемник конечная цель

Шум - внешние факторы, которые искажают сообщение и нарушают возможность восприятия

интеракциональная модель послание S R обратная связь

Транзакциональная модель У1 У2

Транзакциональная модель - диалогическая представляет коммуникацию как равноправный процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникантами

Особенности транзакциональной модели: одновременность ролей говорящего/слушающего для каждого из участников одновременность ролей говорящего/слушающего для каждого из участников интегративность и динамичность интегративность и динамичность субъективный, контекстно-обусловленный характер (реакции зависят от множества факторов) субъективный, контекстно-обусловленный характер (реакции зависят от множества факторов)

философия диалогизма (М.М.Бахтин) необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих время и место) всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих время и место)

Ролан Барт: слово не имеет значения, слово – только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как бы пишет свой собственный текст заново

Современный диалогический подход: коммуникация - сложная структура отношений, в которой личность обретает свое «Я» через связь с другими личностями и миром

Коммуникативный акт и его структура

коммуникативный акт - отдельный фрагмент или единица коммуникации

Последовательность коммуникативных актов составляет дискурс. Дискурс – это творимый в речи связный текст.

Компоненты коммуникативного акта Участники коммуникации (коммуниканты; отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения. Коммуниканты владеют коммуникативной компетенцией, специфичной относительно данной культуры Участники коммуникации (коммуниканты; отправитель и получатель), порождающие и интерпретирующие сообщения. Коммуниканты владеют коммуникативной компетенцией, специфичной относительно данной культуры

сообщение высказывание изображение физический предмет

кодирование - превращение сообщения в символическую или знаковую форму. декодирование - расшифровка сообщения, которая в результате различных помех может быть более или менее адекватной

канал – средство, с помощью которого передается сообщение

обратная связь – реакция получателя на принятое сообщение, изменения в знаниях, установках, поведении, возникшие в результате коммуникации.

контекст - социоречевые нормы, принятые в данном сообществе, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и т.д.

Типология процессов коммуникации

по характеру субъектов коммуникации Внутриличностная - осознание, оценка, рассуждение, убеждение, повторение. Внутриличностная - осознание, оценка, рассуждение, убеждение, повторение. Межличностная - общение с другими во множестве разнообразных контекстов. Межличностная - общение с другими во множестве разнообразных контекстов. Групповая (личностно-групповая, внутригрупповая, межгрупповая) - акцент на совместной деятельности, решении проблем, распределении ролей внутри группы, формировании групповых норм. Групповая (личностно-групповая, внутригрупповая, межгрупповая) - акцент на совместной деятельности, решении проблем, распределении ролей внутри группы, формировании групповых норм.

Массовая коммуникация характеризуется трансляцией социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Она происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Массовая коммуникация характеризуется трансляцией социально значимой информации, поддающейся целенаправленному порождению и регулированию. Она происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп. Межкультурная - общение с незнакомцами, ододинаковыми; неопределенность и тревожность как главные характеристики. Межкультурная - общение с незнакомцами, ододинаковыми; неопределенность и тревожность как главные характеристики.

по формам коммуникации вербальная коммуникация вербальная коммуникация невербальные средства невербальные средства визуальная визуальная тактильная тактильная

по функциям коммуникации информативная информативная аффективно-оценочная аффективно-оценочная рекреативная рекреативная ритуальная ритуальная убеждающая убеждающая

Функциональная модель коммуникации Р.О. Якобсона Эмотивная функция Конативная функция Референтивная функция Поэтическая функция Фатическая функция Метакоммуникативная функция

Понятие коммуникативной личности

Коммуникативная личность – совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных и семиотических предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

Параметры коммуникативной личности

Мотивационный параметр определяется коммуникативными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (с использованием различных средств коммуникации и тактик). На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (с использованием различных средств коммуникации и тактик).

Когнитивный параметр мировидение, стереотипы, знание коммуникативных кодов, мировидение, стереотипы, знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоанализ, умение осуществлять самонаблюдение и самоанализ, способность адекватной оценки партнера- коммуниканта. способность адекватной оценки партнера- коммуниканта.

Функциональный параметр - практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; - умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; - построение общения в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Национально-коммуникативное поведение совокупность норм и традиций общения различных национальных культур. совокупность норм и традиций общения различных национальных культур.

Модели изучения коммуникативного поведения Ситуативная модель Параметрическая модель