IDEF0 IDEF0 и IDEF3 С точки зрения функциональности системы. В рамках методологии IDEF0 бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методика моделирования IDEF3. Попытка сделать выводы Так как же работать с DFD???
Advertisements

Описание и моделирование бизнес-процессов Группа: 461-мСтудент: Шлыков С.А.
Методология моделирования процессов IDEF3. Основные вопросы Понятие динамического моделирования Методология IDEF3 Основные элементы динамической модели.
Microsoft Solutions Framework Технологии программирования. Курс на базе Microsoft Solutions Framework Семинар 2. Знакомство с построением диаграмм вариантов.
Функциональное моделирование Стандарт IDEF 0. © 2002 ГОУ ГМЦ CALS-технологий Функциональное моделирование §Методология IDEF0 позволяет моделировать всю.
Разработка объектно- ориентированного ПО Итеративная модель разработки (развитие водопадной модели) анализ проектирование кодирование тестирование.
Диаграммы UML Диаграмма классов (Class Diagram). Основные вопросы Что такое диаграмма классов Компоненты диаграммы классов и их назначение Пример диаграммы.
Этап моделирования предметной области в методологии RUP.
Лекция 2: Диаграммы потоков данных(DFD). Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) DFD описывает: функции обработки информации (работы); функции.
8. Моделирование логической структуры системы Диаграмма классов Диаграмма классов служит для моделирования классов и отношений между ними.
2. UML – унифицированный язык моделирования систем.
Методология моделирования потоков данных DFD. Назначение диаграмм потоков данных Так же, как и диаграммы IDEF0, диаграммы потоков данных моделируют систему.
Стандарт IDEF3 Предназначение IDEF3 Предназначение IDEF3 IDEF3 является стандартом документирования технологических процессов, происходящих на предприятии,
Унифицированный язык моделирования UML является графическим языком для визуализации, конструирования и документирования систем, в которых большая роль.
Методология IDEF1X (IDEF1 Extended) – язык для семантического моделирования данных, основанных на концепции « сущность - связь ». Является расширением.
1 Диаграммы реализации (implementation diagrams).
Диаграммы UML Диаграмма вариантов использования. Основные вопросы Назначение диаграммы вариантов использования Компоненты диаграммы вариантов использования.
Структурно- ориентированный подход к проектированию Информационных Систем.
4. Моделирование функциональных требований к системе.
Технология программирования в историческом аспекте.
Транксрипт:

IDEF0

IDEF0 и IDEF3 С точки зрения функциональности системы. В рамках методологии IDEF0 бизнес-процесс представляется в виде набора элементов-работ, которые взаимодействуют между собой, а также показывается информационные, человеческие и производственные ресурсы, потребляемые каждой работой. С точки зрения последовательности выполняемых работ. Более точную картину можно получить, дополнив модель диаграммами IDEF3. Этот метод привлекает внимание к очередности выполнения событий. В IDEF3 включены элементы логики, что позволяет моделировать и анализировать альтернативные сценарии развития бизнес- процесса.

IDEF0 IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling) - методология функционального моделирования. Основные понятия IDEF0 В основе IDEF0 методологии лежит понятие блока, который отображает некоторую бизнес- функцию. Четыре стороны блока имеют разную роль: левая сторона имеет значение "входа", правая - "выхода", верхняя - "управления", нижняя - "механизма".

Функциональный блок

Принципы моделирования в IDEF0 Принцип функциональной декомпозиции. Представляет собой способ моделирования типовой ситуации, когда любое действие, операция, функция могут быть разбиты (декомпозированы) на более простые действия, операции, функции. Принцип ограничения сложности. Количество блоков на диаграмме должно быть не менее двух и не более шести. Принцип контекста. Моделирование делового процесса начинается с построения контекстной диаграммы.

Декомпозиция

Нумерация функциональных блоков

Стрелки (Arrow) Связь по входу (output-input) Обратная связь по входу (output-input feedback)

Стрелки (Arrow) Обратная связь по управлению (output-control feedback)

Разветвляющиеся и сливающиеся стрелки

Контекстная диаграмма

Диаграмма первого уровня декомпозиции

IDEF3

Основные понятия IDEF3 Диаграммы. Диаграмма является основной единицей описания в IDEF3. Единицы работы - Unit of Work (UOW). Имеют имя, выраженное отглагольным существительным, одиночным или в составе фразы, обозначающим процесс действия, и номер (идентификатор); другое имя существительное в составе той же фразы обычно отображает основной выход (результат) работы, например, "Изготовление изделия".

Основные понятия IDEF3 Связи. Связи показывают взаимоотношения работ. Все связи в IDEF3 однонаправлены и могут быть направлены куда угодно, но обычно диаграммы IDEF3 стараются построить так, чтобы связи были направлены слева направо.

Основные понятия IDEF3 Перекрестки (Junction). Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении, или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. Различают перекрестки для слияния (Fan-in Junction) и разветвления (Fan-out Junction) стрелок. Обознач ение Наименование Смысл в случае слияния стрелок (Fan-in Junction) Смысл в случае разветвления стрелок (Fan-out Junction) Asynchrono us AND Все предшествующие процессы должны быть завершены Все следующие процессы должны быть запущены Synchronou s AND Все предшествующие процессы завершены одновременно Все следующие процессы запускаются одновременно Asynchrono us OR Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены Один или несколько следующих процессов должны быть запущены Synchronou s OR Один или несколько предшествующих процессов завершены одновременно Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно XOR (Exclusive OR) Только один предшествующий процесс завершен Только один следующий процесс запускается

Перекрестки для слияния (Fan-in Junction) и разветвления (Fan-out Junction) стрелок

Типы перекрестков Тип перекрестка обозначается на элементе как: & - логический И O - логический ИЛИ X – логический перекресток НЕЭКВИВАЛЕНТНОСТИ

Пример 1

Пример 2

Пример 2 (продолжение )

UML

Типы визуальных диаграмм Рис. 1. Интегрированная модель сложной системы в нотации UML

Диаграмма вариантов использования (use case diagram)

Связь включения ( « include » ) применяется в тех ситуациях, когда имеется какой-либо фрагмент поведения системы, который повторяется более чем в одном варианте использования. С помощью таких связей обычно моделируют многократно используемую функциональность. Связь расширения ( « extend » ) применяется при описании изменений в нормальном поведении системы. Она позволяет варианту использования только при необходимости использовать функциональные возможности другого. Диаграмма вариантов использования (use case diagram)

На диаграммах класс изображается в виде прямоугольника со сплошной границей, разделенного горизонтальными линиями на 3 секции: Верхняя секция (секция имени) содержит имя класса и другие общие свойства (в частности, стереотип). В средней секции содержится список атрибутов В нижней - список операций класса, отражающих его поведение (действия, выполняемые классом). Диаграмма классов (class diagram)

- Ассоциация (association) - отношение между классами, являющееся способом описания взаимодействия объектов этих классов; - Наследование (inheritance) - отношение между классами, с помощью которого можно в отдельный класс вынести общие свойства нескольких классов. Это отношение аналогично наследованию в объектно-ориентированных языках программирования; - Зависимость (dependency) между элементами модели. Например, между классом и интерфейсом может быть установлена зависимость "uses", означающая, что класс использует интерфейс; - Агрегация (aggregations) представляет собой более тесную форму ассоциации. Агрегация – это связь между целым и его частью. Диаграмма классов (class diagram)

Примеры заданий

При помощи программного средства BPwin построить функциональную модель программного обеспечения, управляющее работой цифрового диктофона. Цифровой диктофон – это бытовое электронное устройство, предназначенное для записи и воспроизведения речи. Звуковые сообщения записываются через встроенный микрофон и сохраняются в памяти устройства. Сообщения воспроизводятся через встроенный громкоговоритель. Работа устройства осуществляется под управлением центрального процессора. Пример задания по IDEF

Внешний вид диктофона Пример задания по IDEF

Диктофон хранит до 10 звуковых сообщений. Длина каждого сообщения ограничена размером свободной памяти. Диктофон осуществляет прямой (по номеру сообщения) доступ к любому сообщению из памяти. Пользователь имеет возможность воспроизводить сообщения, хранящиеся в памяти диктофона, стирать их, записывать новые. Интерфейс с пользователем осуществляется при помощи экранного меню и управляющих кнопок на корпусе диктофона. При помощи кнопок-стрелок осуществляется навигация по пунктам меню. Кнопки «Да», «Нет» служат для подтверждения или отмены пользователем выбора той или иной опции меню. Имеются также кнопки «Воспроизведение», «Пауза» и «Запись» для работы со звуковыми сообщениями. Пример задания по IDEF

Во время записи сообщения на экране отображается время, в течение которого ведется запись, при воспроизведении – длительность воспроизведенной части сообщения. Если диктофон не используется, через 30 секунд он автоматически переходит в режим сбережения энергии. В этом режиме никакие операции над звуковыми сообщениями не возможны. Энергия расходуется только на сохранение памяти диктофона в неизменном состоянии. Переход из режима сбережения энергии в обычный режим осуществляется при нажатии пользователем любой кнопки. В диктофоне имеется датчик уровня заряда батарей. При падении уровня заряда ниже установленного предела диктофон автоматически переходит в режим сбережения энергии (независимо от того используется он в данный момент или нет). Переход в обычный режим становится возможным только после восстановления нормального уровня заряда батарей. Пример задания по IDEF

Задание 1 Построить контекстную диаграмму и диаграмму 1 го уровня в нотации IDEF0. Диаграммы должны отражать весь указанный в описании функционал. Диаграмма 1 го уровня должна содержать не менее 5 функциональных блоков. Задание 2 Построить контекстную диаграмму в нотации IDEF0. Построить диаграмму 1 го уровня в нотации IDEF3. Диаграммы должны отражать весь указанный в описании функционал. Диаграмма 1 го уровня должна содержать не менее 5 функциональных блоков и не менее 3 х перекрестков.

Пример задания по UML Описание предметной области. Например Учебная деятельность факультета.

Пример задания по UML Задание 1 Построить диаграмму вариантов использования (либо несколько диаграмм) в соответствии с представленным описанием. Диаграмма должна содержать не менее 3 актеров и не менее 5 вариантов использования для каждого из них. Задание 2 Построить диаграмму классов в соответствии с представленным описанием. Диаграмма должна содержать не менее 5 классов, большинство классов должны содержать как атрибуты, так и методы.

Вопросы?