Социально-экономическая политика и образовательная система: точки соприкосновения к.э.н., проректор по научной работе Клевцов Виталий Владимирович vklevcov@eoi.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Advertisements

Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Проблемы связанные с оценкой и реализацией ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВУЗА КАК СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Чекмарев Василий Владимирович, проректор по научной работе Костромского государственного.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 7 РАМОЧНОЙ ПРОГРАММЫ Основные тенденции в обществе и их последствия.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Информационное общество - этап развития общества, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства.
Роль университетов в разработке стратегии инновационного развития региона О.В. Григорьева, помощник проректора по международной деятельности, аспирант.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Транксрипт:

Социально-экономическая политика и образовательная система: точки соприкосновения к.э.н., проректор по научной работе Клевцов Виталий Владимирович Заместитель начальника организационно- правового управления Усова Елена Александровна

Актуальность вопроса Изменение государственной социально- экономической политики в условиях глобализации и модернизации требует анализа проблем ее взаимодействия с образовательной системой, инновационно-образовательными комплексами.

Трансформация и модернизация Критерии Процесс ТрансформацияМодернизация Основная цельПостроение рыночной экономики Достижение высокой конкурентоспособности системы ЗадачиПриватизация, финансовая стабилизация, либерализация Снижение издержек производства за счет генерации и внедрения инновационных технологий Характер и скорость изменений Преимущественно революционный, высокая скорость изменений Преимущественно эволюционный, постепенность и продолжительность изменений Устойчивость элементов системы Элементы системы неустойчивы. Кризис Элементы устойчивы, но требуют определенных взаимосвязей Виды структурных изменений Институциональные, изменения регулирующего механизма (план-рынок) Институциональные, технологические, инновационные, снижение сырьевого сектора Инновацион- ность изменений ОтсутствуетВысокая

Актуальность вопроса В настоящее время и в перспективе все в большей степени становятся взаимообусловленными две составляющие экономической системы государства: социально-экономическая политика в качестве фактора экономической стабильности и система высшего образования в качестве фактора экономического роста. Система образования в большей степени, чем какая-то другая, встроена в социально-экономическую жизнь общества. Роль образовательных услуг в экономическом росте национальной экономики возрастает в силу повышения ее наукоемкости.

Основной проблемой в России остается финансовое обеспечение социально- экономических процессов, которое определяется государственной политикой. Государственное регулирование социально- экономических процессов Экономичес- кий рост Условия и темпы роста Возможности регулирова- ния

Система мер/Комплекс Экономическая сфера Экономическая сфера Социальная Сфера Социальная Сфера Политическая сфера Политическая сфера Энергосбереж ение; Инновации; Новые институты развития. Энергосбереж ение; Инновации; Новые институты развития. Развитие человеческого капитала; Высокий уровень и качество жизни. Развитие человеческого капитала; Высокий уровень и качество жизни. Субъекты (агенты) модернизации: государство; бизнес; научные учреждения; государственные менеджеры. Субъекты (агенты) модернизации: государство; бизнес; научные учреждения; государственные менеджеры. Высокий уровень свободы; Демократия. Высокий уровень свободы; Демократия. Духовная сфера Духовная сфера Религия; Традиции; Этика; Идеология. Религия; Традиции; Этика; Идеология.

Переход от инерционного развития к модернизационному основывается на масштабных инновациях, основой которых выступают прорывные технологии. В этой связи критерии степени развитости инновационной экономики целесообразно определять с применением технологии Всемирного экономического форума, согласно которой все страны агрегируются в группы в зависимости от определяющих их развития факторов – так называемых традиционных факторов, факторов эффективности, или производственных, и инновационных, что характеризует соответствующий вектор эволюции экономических систем

Логика инновационной модернизации с точки зрения определяющих факторов Факторы запуска – традиционные Факторы эффективности Факторы эффективности Детерминанты, усиливающие эффективность Высшее образование и подготовка Эффективность рынка товаров и услуг Эффективность рынка труда Эффективность финансового рынка Технологическая готовность Размер рынка Детерминанты, усиливающие эффективность Высшее образование и подготовка Эффективность рынка товаров и услуг Эффективность рынка труда Эффективность финансового рынка Технологическая готовность Размер рынка Инновации и опыт Деловая эффективность Инновации Инновации и опыт Деловая эффективность Инновации Основные требования Институты Инфраструктура Макроэкономическая стабильность Здравоохранение и начальное образование Основные требования Институты Инфраструктура Макроэкономическая стабильность Здравоохранение и начальное образование Инновационные факторы Инновационные факторы

Специфика российской экономики, ее отсталость и сырьевая ориентированность предполагают структурированный механизм реализации модернизационной направленности, что выражается в поэтапном реформировании, включающем догоняющий этап, на котором развитие осуществляется за счет заимствования технологий и институциональной модернизации вплоть до выхода на технологическую границу, и этап, в рамках которого развитие осуществляется за счет самостоятельного генерирования инновационных технологий. Модель догоняющей модернизации российской экономики опирается на опыт развитых стран и имитацию их производственных и управленческих технологий на основе их адаптации к конкретным экономико- институциональным условиям, а при выходе на технологическую границу – проведение структурной, институциональной трансформаций

Логика модернизационного процесса Догоняющее развитие (заимствование инновационных технологий) Абсорбционная способность Догоняющее развитие (заимствование инновационных технологий) Абсорбционная способность Рост за счет инноваций (генерация инноваций) Национальная инновационная способность Рост за счет инноваций (генерация инноваций) Национальная инновационная способность «Технологическая граница» (граница множества производственных возможностей) Институциональная модернизация «Технологическая граница» (граница множества производственных возможностей) Институциональная модернизация МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Модели корреляции инноваций и региональных экономических показателей Инорегиона- льные инновации Инорегиона- льные инновации Темпы экономического роста Региональ- ные инновации Региональ- ные инновации Инвестиции в инновации Инвестиции в инновации Развитые регионы Развивающиеся регионы Депрессивные регионы Влияние инноваций на динамику региональных экономических показателей

Признак Классифика- ции Типы образовательной системы Государственная система Государственная «на входе» в образовательный процесс и рыночная «на выходе» Рыночная образова- тельная система Страны ШвецияВеликобританияСША ГерманияЯпония ФранцияКитай Россия- Типы образовательных систем

Механизмы государственного регулирования системы высшего образования, применяемые в различных корпоративных моделях управления Корпоративная модель управления Формы финансовой поддержки государством сектора высшего образования Англо- американская Государственное финансирование, программы поддержки малообеспеченных, стипендии, дотации, субсидии, гранты, кредиты, займы. НемецкаяГосударственное финансирование, стипендии, гранты, дотации, субсидии, кредиты, займы. ЯпонскаяПрограммы поддержки, кредиты, гранты, стипендии. Восточно- европейская Гранты, стипендии, дотации, субсидии, кредиты. Китайскаяльготы для инвесторов, стипендии, субсидии, гранты, займы, кредиты.

Разрабатывая государственную политику в сфере образования, необходимо учитывать, в какой фазе большого цикла находится национальная экономика. Это определяет приоритетность рычагов воздействия на образовательную среду. Своевременное применение экономических и правовых ограничений позволяет сгладить переходы между фазами цикла.

Зависимость, применяемой государством системы регуляторов от фазы деловой активности государства в социально- экономической системе Фаза роста деловой активности Фаза спада деловой активности Рычаги государственного воздействия 1. система правовых ограничений более децентрализованная 1. централизованная система правовых ограничений 2. образовательные кредиты 2. увеличение бюджетного финансирования 3. гранты3. льготная система налогообложения 4. программы поддержки малообеспеченных слоев населения 5. возвратное субсидирование граждан на образовательные цели

Нарушение соответствия применяемых государственных регуляторов фазам цикла развития экономики привело к тому, что в России в период с 1992 по 2002 гг., эти рычаги воздействия практически не работали (гранты, образовательные кредиты, система правовых ограничений). Это определило замедление экономического развития страны, последствием которого стала безработица. Максимальное число безработных с высшим образованием было зафиксировано в 1999г. (на 2002г. численность безработных с высшим образованием превышала уровень 1992г. в 1,7 раз).

Модель регионального инновационно- образовательного комплекса Региональный инновационно-образовательный комплекс Сектор образования Сектор науки Сектор производства Знания, навыки, творческий потенциал Знания, навыки, творческий потенциал Фундаментальны е и прикладные исследования Фундаментальны е и прикладные исследования Производствен- ные инновации Производствен- ные инновации Организационные взаимосвязи и интеграционный потенциал Механизм инновационной динамики региональной экономики

Типология инновационно-образовательных комплексов ВЕРТИКАЛЬНО- ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИННОВАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВПО РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАУЧНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЕНЧУРНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНО- ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ИННОВАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС АГРЕГИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ВНЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННО- НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ

При формировании инновационно- образовательных комплексов необходимо учитывать следующие особенности их функционирования и развития. 1. По доминантной сфере инновационно- образовательный комплекс может быть либо преимущественно инновационной, либо преимущественно образовательной, однако оптимальный вариант выражен именно их сочетанием, что и порождает региональную институцию инновационно-образовательного характера.

2. В системе современного образования происходят радикальные изменения: - закрытая образовательная среда заменяется открытой; - «возрастная» структура образования сменяется «способностной»; - самообразование (самообучение) превращается в ведущую форму образования; - на смену традиционной образовательной системе (одностороннего обучения студента преподавателем) приходит новая образовательная система, в которой преподаватель действует как консультант; - в ходе внедрения современных информационных технологий происходит становление новой образовательной системы - ориентация на созидающее знание образование; - формирование системы образования, которая нацелена на получение его в течение всей жизни индивида.

3. В новой системе функции образования выполняют самые различные социальные институты (включая предприятия). Поэтому главной особенностью управления образованием в современных условиях является необходимость привлечения к решению проблем образования предприятия и семьи, а также пересмотр роли самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

4. Для новой образовательной системы характерно утверждение рыночных механизмов - формирование рынка образовательных продуктов и услуг. Для эффективного функционирования этой системы государство вынуждено способствовать развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. 5. Реализуется принцип автономности учебных заведений (возможности самостоятельно определять основные характеристики образовательного процесса, в частности, используемые методы и технологии, структуру кадрового потенциала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.). Развивается принцип децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями.

6. Государственные органы управления образованием выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений. Функции этих органов перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В результате создается насыщенный рынок обра­зовательных услуг..

Инновационно-ориентированный конкурентоспособный ВУЗ инновационных образовательных технологий (Технологические инновации) инновационных образовательных технологий (Технологические инновации) это образовательное учреждение высшего профессионального образования, представляющее собой единство это образовательное учреждение высшего профессионального образования, представляющее собой единство новых методов и приемов преподавания и обучения (Педагогические инновации) новых методов и приемов преподавания и обучения (Педагогические инновации) Организацион- ных структур (Организацион- ные инновации) Организацион- ных структур (Организацион- ные инновации) новых финансово- экономических механизмов (Экономические инновации) новых финансово- экономических механизмов (Экономические инновации) Результаты инновационной научно-образовательной деятельности Генерация и трансфер новых знаний Подготовка инновационно- ориентирован- ных специалистов Развитие человеческого капитала ППС, аспирантов, студентов Развитие человеческого капитала ППС, аспирантов, студентов Разработка Образователь- ных инноваций Разработка Образователь- ных инноваций Улучшение финансово- экономического состояния ВУЗа Улучшение финансово- экономического состояния ВУЗа

Если есть время… Разная степень остроты жилищной проблемы в субъектах Российской Федерации приобретает общий облик пространственной проблемы: низкая степень доступности жилья для людей со средним уровнем доходов. Термин «доступное жилье», которым также оперирует соответствующий национальный проект, означает вовсе не его дешевизну, а наличие реальных механизмов, позволяющих населению приобретать объекты жилой недвижимости. И задача государства заключается не только в том, чтобы строить дешевое жилье, но и в том, чтобы его приобретение стало возможным для большинства граждан.

Классификация регионов по уровню развития ипотечного кредитования

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! к.э.н., проректор по научной работе Клевцов Виталий Владимирович Заместитель начальника организационно- правового управления Усова Елена Александровна