Цели Стратегии ЦФО: разработка и реализация сбалансированного инвестиционного сценария, который бы учитывал преимущества всех регионов Округа; мобилизация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Advertisements

Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Территория «старой» Москвы 1090 кв.км Территория «новой» Москвы с учетом присоединения 1600 кв.км около 2700 кв. км Постоянное население Москвы 11,5 млн.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
Основные социально-экономические показатели (темп роста %) Отчет ОценкаПрогноз ВВП Производство промышленной продукции.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Промышленность Ярославской области Департамент промышленной политики Ярославской области Правительство Ярославской области.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Важнейшими секторами экономики края остаются : химическое и стекольное производства ; пищевая промышленность ; производство электрооборудования, электронного.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Транксрипт:

Цели Стратегии ЦФО: разработка и реализация сбалансированного инвестиционного сценария, который бы учитывал преимущества всех регионов Округа; мобилизация инвестиционных ресурсов в необходимых для этого масштабах и структуре; увеличение эффективности использования инвестиционных ресурсов. Инвестиционная стратегия ЦФО Содержание Стратегии: Предложение стратегий выхода регионов ЦФО на принципиально иное качество экономического роста, устойчивого в средне- и долгосрочной перспективе, предусматривающее рост уровня жизни населения и выравнивание условий между отдельными регионами. Оценка объемов потенциальных ресурсов. Условия и ограничения реализации Стратегии. 2

Регионы ЦФО для обеспечения собственного экономического развития могут использовать стратегии роста : Развитие московской агломерации – передача импульсов роста Стратегия выноса производств Стратегия замещения производств Стимулирующая стратегия Рост за счет спроса РФ Рост за счет спроса ЦФО (саморазвитие) Реализация реформ естественных монополий Реализация национальных программ Создание совместных производств Ключевыми элементами Инвестиционной стратегии ЦФО являются: оценка потенциального объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на инвестиции, анализ структуры их источников, набор мер, способствующих их увеличению. Инвестиционная стратегия ЦФО 3

В результате Инвестиционная стратегия ЦФО призвана: учесть конкурентные преимущества всех субъектов Федерации Округа, нейтрализовать негативные аспекты интенсивного роста Московской агломерации для периферийных регионов; максимизировать преимущества, которые предоставляются регионам в связи с вытеснением из центра производственного и сервисного бизнеса; оптимизировать конкуренцию периферийных регионов за инвестиционные ресурсы; способствовать выравниванию уровней социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности регионов ЦФО. Выравнивание социально-экономического развития регионов ЦФО достигается не бюджетными дотациями, а: адекватными откликами на формирующийся спрос, ростом производства и производительности труда за счет инвестиционной активности. Стратегия ориентирована на переход от модели развития ЦФО как Московского агломерата с прилегающими к нему регионами к модели сбалансированного роста всех 18 регионов Инвестиционная стратегия ЦФО 4

Округ занимает ведущие позиции в российской экономике по большинству показателей социально-экономического развития (здесь сосредоточена четверть основных фондов экономики страны и производится треть российского ВРП). Имеет широко диверсифицированную структуру экономики с высокой долей обрабатывающих производств, располагающих значительным потенциалом роста. Располагает мощным сельскохозяйственным производством (более 20% сельскохозяйственной продукции РФ) и благоприятными климатическими условиями и качественными почвенными ресурсами. Включает в себя Московский мегаполис, который существенным образом влияет на развитие ЦФО и РФ. Отличается высоким уровнем инфраструктурной освоенности, подкрепленной наличием крупнейших в стране транспортно- логистических центров. Обладает мощным научным потенциалом, формирующим базу для инновационного роста. Экономика ЦФО Общие характеристики 5

Крупнейший по численности федеральный округ с высокой плотностью заселения и высокой долей городского населения Население и кадровый потенциал ЦФО Основные тенденции: численность населения в трудоспособном возрасте в ЦФО начала сокращаться с 2006 г.; усиливается процесс демографического старения; уровень безработицы в ЦФО (4.1%) значительно ниже среднего по РФ показателя (7.2%); растет численность населения с высшим и средним профессиональным образованием при увеличении спроса экономики ЦФО на квалифицированных рабочих; миграционные потоки в ЦФО (без Москвы и Московской области) носят взаимопогашающий характер и не могут оказать существенного влияния на численность и структуру населения Округа. 6

Рост выпуска промышленности обеспечивается нестоличными регионами. Высокие темпы роста ВРП – Московской агломерацией (при отставании нестоличных регионов от среднероссийской динамики). Центры формирования ВРП ЦФО: торговля и прочие сервисные производства – для Москвы, промышленность – для нестоличных регионов ЦФО. Особенности экономического роста ЦФО Опережающий рост ВРП и промышленности ЦФО в сравнении со средними показателями по России 7

Означает более сильную зависимость темпов экономического роста от факторов текущего спроса – динамики потребительских расходов населения, а также от факторов, которые носят конъюнктурный характер, в первую очередь от экспорта. Вплоть до настоящего времени рост ВРП ЦФО слабо зависит от инвестиций, однако ресурс неинвестиционного роста близок к исчерпанию. Использование ВРП ЦФО: низкая доля валового накопления, высокая доля конечного потребления домашних хозяйств Комментарий Особенности экономического роста ЦФО 8

Особенности инвестиционной активности ЦФО 2002–2004 гг.2005–2007 гг. Среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал, к предыдущему году, в % РФ9,616,2 ЦФО13,011,0 в т.ч. Москва9,98,4 остальные регионы ЦФО16,013,2 Остальные федеральные округа8,418,0 Инвестиции в основной капитал к ВРП, % РФ20,320,6 ЦФО15,915,5 в т.ч. Москва12,511,2 остальные регионы ЦФО21,323,6 Остальные федеральные округа22,623,4 Реальностью последних лет является отставание ЦФО от других округов по темпам роста инвестиций 9

Отличительные направления инвестирования в экономику ЦФО: инфраструктура (для Москвы); обрабатывающие производства и сельское хозяйство (для нестоличных регионов). Особенности инвестиционной активности ЦФО 10

замедление инвестиционной активности в государственных предприятиях и предприятиях смешанной российской собственности; активный рост инвестиций предприятий частной, иностранной, а также совместной форм собственности (более 72% инвестиций в экономику нестоличных регионов в 2005–2006 гг.). Особенности инвестиционной активности ЦФО Инвестиции в основной капитал по формам собственности, 2005–2006 гг., % Главные тенденции структурных изменений инвестиционного процесса в ЦФО в последние годы: 11

Особенности инвестиционной активности ЦФО Структура финансирования инвестиций в основной капитал в 2006 г., в % бюджетных средств для Москвы – свыше 40% от их общего объема привлечено из городского бюджета; кредитов банков (для нестоличных регионов ЦФО) – 15.4% против 9.0% в РФ. Высокая зависимость инвестиций в экономику ЦФО от привлеченных средств (62.1% против 56.5% в РФ от общих инвестиций в 2006 г.) обусловлена высокой долей: 12

1.Локомотивы роста – производства, которые будут определять динамику региональных экономик. Это производства со средним и выше уровнем развития и темпами роста, опережающими средние в ЦФО. 2.Резерв роста – производства, теряющие свои лидирующие позиции в регионе, имеющие высокий вес в региональной экономике, но отстающие по темпам роста. Отсутствует потенциал роста вследствие ограничения рынка либо утраты их конкурентных преимуществ. Сохранение позиций в экономике требует серьезной модернизации и повышения конкурентоспособности. 3.Зона стагнации – производства с низким уровнем развития в регионе и низкими темпами роста. Выпуск таких производств будет постепенно сокращаться до объемов, минимально необходимых для регионов. Особенности экономического роста ЦФО: производственный аспект Современная структура специализации регионов ЦФО, уровень развития и темпы роста экономики позволяют выделить три группы производств: 13

Нестоличные регионы ЦФОМосква Локомотив роста изделия медицинской техники, средства измерений, оптические приборы и аппаратура; машины и оборудование; суда, летательные и космические аппараты изделия из кожи и обувь; строительные материалы; готовые металлические изделия, обработка древесины и изделия из дерева и пробки, кроме мебели; целлюлоза, древесная масса, бумага, картон; автомобили, прицепы и полуприцепы офисное оборудование и вычислительная техника; издательская и полиграфическая деятельность; аппаратуры для радио, телевидения и связи; мебель; резиновые и пластмассовые изделия; автомобили, прицепы и полуприцепы Резерв роста пищевые продукты; текстиль; мебель; резиновые и пластмассовые изделия; электрические машины и электрооборудование; аппаратура для радио, телевидения и связи; добыча металлических руд; химическое производство целлюлоза, древесная масса, бумага, картон; электрические машины и электрооборудование; кожа и изделия из кожи Зона стагнации добыча прочих полезных ископаемых; добыча каменного угля, бурого угля и торфа; кокс текстиль; химическое производство; строительные материалы; машины и оборудование Особенности экономического роста ЦФО: производственный аспект Виды промышленной продукции в зависимости от перспектив роста выпуска в ЦФО 14

Исходя из сложившихся уровней экономического развития, специализации и набора конкурентных преимуществ, регионы ЦФО можно разделить на: Регионы будут конкурировать друг с другом за инвестиционные ресурсы Их успех в привлечении инвестиций и ускорении роста экономики будет определяться реализацией индивидуальных конкурентных преимуществ Особенности экономического роста ЦФО: региональный аспект с титульной специализацией: развитые, но медленно растущие регионы, с выраженными конкурентными преимуществами для развития ряда видов деятельности (Белгородская, Курская, Липецкая, Ярославская области). Важнейшее конкурентное преимущество – наличие уникального ресурса (сырьевого или производственного) регионы – «локомотивы роста»: регионы с высоким уровнем развития, высокими темпами роста и высокой инвестиционной привлекательностью (Москва, Московская область); и регионы с диверсифицированной экономикой: регионы с различными уровнями социально-экономического развития и набором конкурентных преимуществ, допускающим развитие разнообразных видов экономической деятельности (остальные регионы ЦФО). Общее конкурентное преимущество – возможности запуска производств, относящихся к различным видам экономической деятельности 15

Стратегии роста экономики ЦФО Московская агломерация: передача импульсов роста Доминирование Москвы обусловлено его ролью как крупнейшего административного, финансового, производственного и транспортного центра. Важнейшими задачами, на решение которых будет ориентировано развитие Москвы в средне- и долгосрочной перспективе, являются: 1.Традиционные задачи – развитие Москвы как крупнейшего экономического центра, концентрирующего управленческие функции, координирующего товарные и транспортные потоки, превращение Москвы в крупный туристический центр. 2.Новые задачи – усиление роли Москвы как международного финансового центра (финансовая сфера), развитие Москвы как инновационного центра (образование, наука, институты коммерциализации научных разработок). Ускоренное развитие Москвы объективно предоставляет регионам ЦФО дополнительные стимулы для собственного развития за счет: растущего спроса Москвы на товары и услуги; невозможности сохранения в Москве существующего набора промышленных и сервисных производств. 16

Стратегия выноса производств Перевод ряда производств (за границы Москвы и Московской области) в нестоличные регионы ЦФО Стратегия замещения производств Создание в нестоличных регионах ЦФО аналогов производств, закрываемых в Москве Стимулирующая стратегия Развитие смежных производств в нестоличных регионах Стратегии роста экономики ЦФО Московская агломерация: передача импульсов роста Выбор стратегий будет осуществляться собственниками бизнеса и потенциальными инвесторами. Администрации регионов ЦФО должны содействовать максимально эффективной для региона и Округа стратегии. Результатом является фактический перенос производств востребованной продукции в нестоличные регионы. Важно! 17

Стратегии роста экономики ЦФО Московская агломерация: передача импульсов роста Стратегия выноса производств Содержание: Перевод ряда производств (за границы Москвы и Московской области) в нестоличные регионы ЦФО. Последствия: Регионы получат производственные мощности одновременно с долей рынка по этим группам товаров. Произойдет умеренная модернизация производственных фондов в регионах и их расширение. Будут созданы дополнительные рабочие места. В силу меньших издержек возрастут рентабельность выпуска и конкурентоспособность выпускаемой продукции. 18

Стратегии роста экономики ЦФО Московская агломерация: передача импульсов роста Стратегия замещения производств Содержание: Создание в нестоличных регионах ЦФО аналогов производств, закрываемых в Москве. Последствия: Позволит заместить выбывающие московские производства, не отличавшиеся достаточным уровнем конкурентоспособности, современными производствами, размещаемыми в нестоличных регионах. Относительно более низкая стоимость земли, помещений, коммуникаций, рабочей силы, а также лучшее качество основных фондов будут определять более высокую конкурентоспособность производимой продукции по цене- качеству, что позволит расширить сегмент рынка. 19

Стратегии роста экономики ЦФО Московская агломерация: передача импульсов роста Стимулирующая стратегия Содержание: Развитие смежных производств в нестоличных регионах. Последствия: Развитие экономики Московской агломерации будет стимулировать развитие смежных производств в нестоличных регионах ЦФО. Данные направления связаны с ростом спроса на основные группы товаров: инвестиционного и промежуточного спроса, а также товаров конечного потребления. 20

Стратегии роста экономики ЦФО Рост за счет спроса РФ Консервация негативных проявлений в экономике и фактическое отсутствие организационных и финансовых инициатив на федеральном уровне тем не менее позволяют поддерживать рост российской экономики на уровне 4%. Предприятия ЦФО имеют шансы на дальнейшее развитие в случае увеличения конкурентоспособности товаров на внутреннем рынке – как в конкуренции с импортом, так и с товарами других округов. Приоритетным направлением инвестиционной активности выступает модернизация основных фондов, в том числе выносимых из столичного региона. Придание динамизма инвестиционной деятельности и реализация конкурентных преимуществ регионов могут заметно ускорить рост экономики ЦФО даже в рамках инерционного сценария МЭР. Долгосрочная программа социально-экономического развития МЭР гг гг гг гг. варианты Среднегодовые темпы роста ВРП ЦФО5,76,9 3,15,86,33,04,86,23,75,76,4 РФ5,56,2 3,25,76,33,25,06,63,75,66,4 Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал ЦФО7,911,5 2,77,98,53,55,99,44,27,99,5 РФ8,712,0 2,99,210,24,37,410,14,89,110,6 ( 1 - инерционный вариант, 2 – энергосырьевой вариант, 3 – инновационный вариант). Источник: МЭР 21

Стратегии роста экономики ЦФО Рост за счет спроса ЦФО (саморазвитие) ! Содержание: Рост потребительского спроса в регионах ЦФО создает предпосылки для динамичного развития видов деятельности, обслуживающих непосредственно население Округа. Приоритетными направлениями инвестиций выступают следующие: малый и средний бизнес в сфере услуг и производства потребительских товаров; современное сельскохозяйственное производство и переработка; производство строительных материалов, строительство и операции с недвижимостью, инженерная и транспортная инфраструктура, ЖКХ, использование рекреационного потенциала и развитие индустрии туризма. Реальной угрозой для ускорения инвестиционных процессов могут стать низкие темпы улучшения качества жизни и дальнейшее усиление дифференциации населения в ЦФО. 22

Стратегии роста экономики ЦФО Реализация реформ естественных монополий Реализация инвестиционных программ естественных монополий и формирование ими перспективного спроса на продукцию и услуги являются важными ресурсами роста экономики ЦФО. Задачами региональных властей и бизнеса являются: индикативное планирование; оперативное реагирование на растущий спрос; формирование условий для максимизации стимулирующего эффекта для экономики регионов. Сводная инвестиционная программа компаний, образованных в результате реформирования холдинга ОАО РАО "ЕЭС России", на 2008–2012 гг. составляет порядка 4,4 трлн. руб., из них более половины (2,4 трлн. руб.) планируется направить на модернизацию и увеличение мощностей генерирующих компаний. Стоимость программы развития РЖД до 2030 г. превышает 10 трлн. руб. и предполагает синхронизацию развития железнодорожного транспорта с развитием транспортного машиностроения и всем промышленным комплексом, поставляющим продукцию для железнодорожного транспорта. Комментарий Спрос на товары и услуги в рамках реализации инвестиционных программ может стать значимым фактором роста обрабатывающих производств и сервисного сектора при возможности производителей соответствовать требуемому качеству. 23

Стратегии роста экономики ЦФО Реализация национальных программ Финансирование за счет федерального бюджета, млрд. руб. 2006–2007 гг.2008 г. Приоритетный национальный проект «Образование»78,1645,49 Приоритетный национальный проект «Здоровье»222,45145,8 Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 84,7 (+49,6 госгарантий) 32,4(+28,0 госгарантий) Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» 47,3377,0 Итого по четырем проектам 432,6 (+49,6 госгарантий) 300,7 (+28,0 госгарантий) Активное участие в реализации приоритетных национальных проектов может стать значимым ресурсом повышения качества жизни в регионах ЦФО, ускорения экономического роста и улучшения структуры экономики. Приоритетные национальные проекты и их финансирование из федерального бюджета 24

Стратегии роста экономики ЦФО Создание совместных производств Содержание: Создание совместных с иностранными компаниями производств. Основания: Расширение внутреннего спроса на импортозамещающую продукцию. Действия региональных властей. Обеспечение режима максимального благоприятствования для иностранного капитала. Инвестиции в инфраструктуру. Содействие конкурентоспособности продукции. 25

Ключевые элементы Инвестиционной стратегии ЦФО: Оценка потенциального объема финансовых ресурсов для инвестиций. Анализ структуры источников финансирования. Выработка мер, способствующих увеличению инвестиций. Источники финансовых ресурсов для инвестиций в ЦФО: Собственные средства предприятий: прибыль предприятий; амортизация. Привлеченные средства: банковские кредиты; средства федерального бюджета; средства региональных бюджетов; средства от эмиссии акций (внешние и внутренние); иностранные инвестиции (портфельные и прочие); внутренние портфельные инвестиции. Источники финансовых ресурсов для инвестиций в ЦФО 26

Инвестиции в основной капитал из собственных источников в ЦФО (инерционный прогноз) могут составить в 2008–2011 гг. порядка 4,3 трлн. руб.: 2.8 трлн. руб. из прибыли; 1.5 трлн. руб. за счет амортизации. В случае благоприятного инвестиционного климата предприятия ЦФО смогут ежегодно инвестировать в основной капитал примерно на треть больше средств, чем в 2007 г г.2006 г.2007 г. РФ ЦФО ЦФО (без Москвы) ,0 Несмотря на интенсивное развитие российской банковской системы и финансовых рынков, доля собственных средств предприятий ЦФО в финансировании инвестиций остается высокой. Предприятиями ЦФО было направлено на инвестиции около 20% прибыли. Собственные ресурсы и в дальнейшем будут играть значимую роль в формировании инвестиционного процесса. Важным преимуществом ЦФО являются относительно большие возможности финансирования инвестиций из привлеченных источников. Собственные средства предприятий Доля собственных средств предприятий в инвестициях, в % к итогу 27

Привлеченные средства Банковские кредиты Особенности развития банковской системы Сейчас – использование части сбережений ЦФО для кредитов другим округам. В перспективе – расширение кредитования предприятий ЦФО за счет сбережений ЦФО (при сокращении доли кредитов прочим регионам). Сегодня в ЦФО порядка 10% банковских кредитов используется для финансирования капитальных инвестиций Оценка потенциала финансирования инвестиций в ЦФО за счет банковского кредитования совпадает с прогнозом развития банковской системы РФ Активы коммерческих банков на территории ЦФО составляют 66% от РФ. Банков, зарегистрированных в ЦФО, – 85% от общих активов российской банковской системы. В случае сохранения данного уровня за счет банковских кредитов может быть профинансировано 1300–1500 млрд. руб. капитальных инвестиций в 2008–2011 гг. Главная проблема развития российской банковской системы недостаток внутренних сбережений Прирост объема кредитов нефинансовому сектору (корпорации и физические лица) превысит прирост финансовых ресурсов, привлеченных от корпоративных и частных клиентов: более 5 трлн. руб. за 2008–2011 гг. Ключевой вопрос об источниках финансирования данного разрыва: за счет средств государства; привлечения ресурсов на мировых рынках капитала; снижения кредитования предприятий и населения. Важно! 28

Доля бюджетных средств в финансировании инвестиций в ЦФО составляла 28-29% от их общего объема в 2005–2007 гг. Доля средств федерального бюджета в финансировании инвестиций на территории ЦФО снизится с 5.9–6.2% в 2005–2007 гг. до 5.4% к 2012 г. Оценки финансирования инвестиций за счет федерального бюджета в ЦФО в 2008–2011 гг. составляют 380 млрд. руб. Привлеченные средства Ресурсы бюджетов Согласно Закону о бюджете на гг. инвестиционные расходы федерального бюджета на территории ЦФО будут сконцентрированы на приоритетных направлениях социально-экономического развития (инновации и инвестиции) и почти исключительно в Москве и Московской области. Ключевая роль в финансировании социальной и инженерной инфраструктуры, поддержке инвестиционных процессов на территории регионов ЦФО отводится региональным бюджетам. Комментарий 29

Привлеченные средства Ресурсы бюджетов Можно ожидать, что региональные бюджеты ЦФО профинансируют инвестиции в объеме 1850 млрд. руб. в период 2008–2011 гг. Учитывая рост социальной нагрузки на регионы, доля средств бюджетов субъектов в финансировании инвестиций на территории ЦФО будет постепенно снижаться с 21–22% в 2005–2007 гг. до 18,4% к 2012 г. Проблема Доля бюджетных средств в финансировании инвестиций в ЦФО, в % 30

Во второй половине десятилетия роль прямых иностранных инвестиций возрастает, их объем (согласно прогнозу МЭР) в зависимости от сценариев должен составить 55–65 млрд. долл. в год в период 2008–2011 гг. Достижение столь амбициозных планов потребует значительных усилий не только от федеральных, но и от региональных властей. Объем ПИИ в ЦФО в последние пять лет был нестабильным и зависел как от усилий администраций регионов, так и от реализации конкретных крупных проектов с участием иностранного капитала. ПИИ, которые могут поступить в ЦФО в гг., можно оценить в 300 млрд. руб. Привлеченные средства Прямые иностранные инвестиции ПИИ в РФ и ЦФО, млрд. долл. 31

Портфельные и прочие иностранные инвестиции являются пока большим по объему и менее устойчивым источником для инвестиций. Сравнительно новым источником инвестиций может стать размещение части акций предприятий ЦФО на рынке (первичное размещение, или IPO). В 2007 г. объем IPO в РФ превысил 32 млрд. долл., в 2008 г. ожидается снижение данного показателя до 20 млрд. долл. (в силу глобального финансового кризиса; до его начала ожидалось размещение на уровне 55 млрд. долл.). Наиболее консервативные прогнозы предполагают объем первичных размещений в РФ в гг. на уровне млрд. долл. Объем средств для капитальных инвестиций в ЦФО в гг. за счет портфельных и прочих иностранных инвестиций может составить 400 млрд. руб. Привлеченные средства Портфельные и прочие иностранные инвестиции Портфельные и прочие иностранные инвестиции, млрд. долл. 32

Привлеченные средства Население По состоянию на начало 2008 г. Было открыто более 500 тыс. индивидуальных счетов в торговых системах на рынке ценных бумаг. Сбережения населения в ценных бумагах составляли млрд. руб., увеличившись за 2007 г. на млрд. руб. В среднесрочной перспективе можно ожидать, по меньшей мере, сохранения активности населения в области прямых инвестиций. Самые общие оценки позволяют ожидать прироста сбережений населения ЦФО в ценных бумагах на 200–300 млрд. руб. в 2008–2011 гг. 33

млрд. руб.2006 г.2007 г.2008–2011 гг. Собственные средства Прибыль предприятий Амортизация Привлеченные средства в том числе: Банковские кредиты Банковские вложения в ценные бумаги предприятий Бюджетные средства федеральный бюджет 71,594,4380 региональные бюджеты 242, Институты развития 110 Иностранные инвестиции иностранные портфельные и прочие инвестиции прямые иностранные инвестиции Население Всего инвестиций Оценка объема и структуры финансовых ресурсов для инвестиций в ЦФО 34

Стабильность фундаментальных экономических показателей сохранение положительных темпов роста экономики (5–7%); последовательное снижение инфляции; улучшение инвестиционного климата (и повышение кредитных рейтингов РФ, регионов и крупнейших предприятий). Создает условия для: увеличения притока внешних ресурсов; расширения внутренних сбережения (как потенциала для инвестиций); снижения рисков в банковской системе и увеличения доли инвестиционных кредитов. Успешная реализация инвестиционных программ естественных монополий Позволит сформировать отрасли устойчивого (гарантированного) роста в среднесрочном периоде Предприятия указанных отраслей, фактически обладающие перспективным спросом на свою продукцию, будут в состоянии привлекать финансовые ресурсы для модернизации действующего и закупки нового оборудования. При этом источниками финансирования инвестиций выступят как долгосрочные кредиты, так и размещение акций уставного капитала. Стабильность региональных бюджетов ЦФО Сохранение устойчивого поступления доходов, которые определяются экономической активностью в большей степени, чем внешней конъюнктурой. Формирование объемов и структуры расходов, отвечающих целям социальной политики, но не подвергающих бюджеты риску долгового кризиса. Макроусловия для увеличения инвестиционной активности 35

Меры по увеличению инвестиционной активности Данные действия позволят: увеличить объем инвестиций предприятий за счет собственных средств; увеличить долю банковских кредитов, направляемых на инвестиции (с 10 до, по крайней мере, 20%); увеличить банковские вложения в ценные бумаги предприятий; расширить привлечение иностранных инвестиций; повысить склонность населения к сбережению и прямую инвестиционную активность. Дополнительный импульс инвестиционной активности может придать реализация государственной программы создания в Москве международного финансового центра. МерыРеализация Поддержка роста доходов предприятий и увеличения доли прибыли, направляемой на инвестиции в основной капитал, в том числе и на модернизацию основных фондов содействие администрации ЦФО и региональным властям в области межрегиональной кооперации; продвижение продукции предприятий ЦФО на внутренний российский рынок и экспорт; снижение налоговой нагрузки Стимулирование инвестиций за счет бюджетов неувеличение прямых расходов бюджетов на инвестиции, а также рост инвестиций в инфраструктуру и предоставление гарантий Снижение рисков инвестирования улучшение инвестиционного климата; создание системы индикативного планирования (предоставления информации о спросе на продукцию и услуги, рынке труда); регулярный мониторинг состояния экономики и среднесрочного прогноза 36

высокотехнологичные производства, сочетающие в себе высокий уровень добавленной стоимости и инновативность, обеспечивающие глубокую переработку сырья, снижение энергоемкости и трудоемкости; производство продукции высокой степени переработки, конкурентоспособной на мировом рынке и выигрывающей в конкуренции с импортными аналогами на российском рынке; использование уникальных местных сырьевых ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической безопасности; формирование современного сельскохозяйственного производства и комплекса переработки различных видов продукции сельского хозяйства; более полное использование рекреационного потенциала и развитие индустрии туризма. Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса Разработка и реализация областной адресной инвестиционной программы Выделение приоритетных направлений развития экономики и направлений преимущественного роста инвестиций: 37

Эффективная административная и налоговая поддержка инвестиционной деятельности предоставление льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита; предоставление инвесторам субсидий из областного бюджета на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций; предоставление на конкурсной основе государственных (областных) гарантий по инвестиционным проектам; предоставление залогового обеспечения; предоставление бюджетных кредитов в соответствии с действующим законодательством; предоставление инвесторам помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности, в аренду на льготных условиях; предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; участие в финансировании инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством; софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры; обеспечение информационного сопровождения инвестиционной деятельности. Универсальность и распространенность этих форм поддержки в условиях ужесточающейся конкуренции регионов за инвестиционные ресурсы выдвигает на первый план задачи повышения эффективности непосредственной работы с потенциальными инвесторами и формирования устойчиво положительного инвестиционного имиджа регионов. Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса 38

Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса Повышение эффективности взаимодействия государственных органов с инвесторами: совместное участие в разработке инвестиционных проектов инвесторов и региональных властей; информационная поддержка на всех стадиях разработки и реализации инвестиционных проектов; формирование дружественной административной среды, содействие инвесторам в реализации инвестиционных проектов, включая: взаимодействие с органами государственной власти, юридические консультации, маркетинговые исследования, кадровый рекрутинг, выполнение функций заказчика-застройщика; создание в регионах межведомственных органов по вопросам реализации инвестиционных проектов, включающих в себя специалистов правовой, финансово-экономической, хозяйственной и других областей, в компетенцию которых входит решение широкого спектра вопросов, относящихся к различным аспектам деятельности инвестора и реализации инвестиционных программ (инфраструктурным, налоговым, административным и т.д.). 39

Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса Увеличение прозрачности и стабильности правового и налогового режимов: формализация процедур, обеспечивающих эффективную реализацию норм государственной поддержки инвесторов: определение приоритетных направлений инвестирования, порядок получения государственной поддержки, процедуры согласования инвестиционных проектов, оказание содействия в реализации инвестиционных проектов, порядок предоставления преференций и льгот, механизм контроля за соблюдением условий инвестиционных соглашений; введение гарантий от неблагоприятного изменения регионального законодательства – в случае принятия нормативных правовых актов, содержащих нормы, ухудшающие положение инвесторов и условия их хозяйствования; соответствующие нормы этих актов должны применяться в отношении инвесторов, уже осуществляющих инвестиционную деятельность, только по истечении срока действия договора об условиях реализации инвестиционного проекта; формирование конкурентной среды, действующей как на стадии выбора инвестора социально и экономически значимых проектов, так и на стадиях реализации инвестиционного проекта – при выборе им поставщиков и подрядчиков; снижение административных барьеров. 40

Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса Достижение большей инфраструктурной обеспеченности регионов: развитие инженерной инфраструктуры для размещения новых предприятий; развитие жилой и коммерческой недвижимости; развитие социальной инфраструктуры, формирование современной системы медицинского обслуживания, конкурентоспособного сектора отдыха и развлечений, сектора туризма; формирование современной системы профессионального образования. Данное направление предполагает современный уровень обеспеченности не только технической инфраструктурой для развития бизнеса, но и целый комплекс мер по улучшению качества жизни в регионе, что обеспечит необходимое для развития бизнеса предложение кадров. 41

Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов: создание действенной системы государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности посредством предоставления государственных гарантий, обеспечения залогов и т.д.; создание региональных фондов софинансирования инвестиционных программ, распределение средств между инвестиционными проектами в соответствии с целевыми приоритетами регионов и на конкурсной основе; развитие механизмов ГЧП, взаимодействие с кредитными организациями; вовлечение в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности. Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса 42

Основные направления формирования благоприятного инвестиционного климата и активизации инвестиционного процесса Меры по улучшению условий для развития бизнеса: активизация внешнеэкономических и межрегиональных связей с целью расширения рынков сбыта продукции и технологического перевооружения предприятий региона; стимулирование повышения инновационной компоненты развития – активизация использования имеющегося научно- технического потенциала для внедрения имеющихся и разработки новых технологий; развитие новых территорий и создание в них новых центров экономической активности; формирование инвестиционных площадок, технопарков, особых экономических зон, создание кластеров, имеющих целью достижение качественно нового уровня конкурентоспособности продукции и ускорение социально-экономического развития регионов. 43