Вся жизнь - небу!

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Зовёт нас небо постоянно И защитить себя зовёт. И вот летит военный лётчик, Свершает славный свой полёт. Выполнил, используя материалы Интернета и помощь.
Advertisements

Проект «Подвиг лётчика Виктора Талалихина.» Выполнил ученик 5 а класса МБОУ КСОШ 2 Поляков Артем.
Герои Велико отеучественной войны
Родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в семье колхозника В 1941 году начал учиться в средней школе, но учёбу прервала.
АМЕТ - ХАН СУЛТАН Дважды Герой Советского Союза. Аметхан Султан родился 20 октября в 1920 году в Алупке. 40 фашистских самолетов сбиты им с начала войны.
50 лет со дня полёта Ю.Гагарина. Гагарин Юрий Алексеевич - пилот космического корабля (КК) «Восток», лётчик-космонавт СССР 1; первый космонавт планеты.
Презентация ученицы 5 «Б» класса МБОУ СОШ 3 г. Ардона Соболевой Анны Сергеевны.
Улица имени героя Подготовила: Смолко Анастасия Петровна ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж» студентка группы 19 л 3, лабораторная диагностика.
Чтобы сохранить долгую память о М.В.Симонове, музей школы выступил с инициативой о присвоении части улицы Шатурской, на которой расположена школа, его.
ГЕРОИ ЛЕНИНГРАДСКОГО НЕБА. Самолеты люфтваффе Один из самых универсальных самолетов войны : использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик,
ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ. Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ города Москвы СОШ «Школа здоровья» 384 им.Д.К.Корнеева Смирнов ой Д.М.
За годы своего существования наша школа выпустила много ребят. Некоторые из них добились больших успехов, стали теми путеводными звёздами, которыми хочется.
Герой России Нижний Новгород 2012 год. Беляков Александр Васильевич - советский летчик. Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского.
Он сказал: «Поехали!» Он взмахнул рукой. Словно вдоль по Питерской Пронесся над Землей… 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой.
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ МАРЕСЬЕВ. Советский военный летчик, герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года. Умер 18 мая 2001 года.
Ю. А. Гагарин – первопроходец Вселенной.. Первый космонавт планеты родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск. Сейчас этот город назван в честь своего.
Первый космонавт планеты Автор: Попова Е.В. библиотекарь сп СОШ 8 библиотекарь сп СОШ 8 г. Красновишерск 2012г.
Гагарин Юрий Алексеевич – первый в мире летчик- космонавт. Хачатрян Гаяне 7 Б г.
История моей семьи в истории моей страны Участие в Великой Отечественной войне моих прадеда и прабабушки.
Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в.
Транксрипт:

К 120-летию со дня рождения Михаила Михайловича Громова – лётчика-земляка, Героя Советского Союза Будовская сельская библиотека-филиал МБУК «Торжокская ЦБС» 2019 год

Родился Михаил Михайлович Громов 24 февраля 1899 года в Твери, в семье студента- медика Михаила Константиновича и акушерки Любови Игнатьевны Громовых. Дед и бабушка по матери будущего авиатора проживали в деревне Теребино, в 8 км от станции Кулицкая. К трем годам мальчик с родителями оказался в Калуге, куда перевели окончившего университет отца, он стал военным врачом. Жизнь военного человека подчинена приказам начальства, и вскоре военврач Громов переводится с семьей в Ржев. В Ржеве прожили недолго, отца снова переводят на новое место службы - в военный городок Мыза-Раево, неподалеку от станции Лосиноостровская. В 1907 году Михаила отправили учиться в Москву, в реальное училище. ЗЕМЛЯК

В 1910 году Михаил впервые услышал о первых полетах русских аэропланов на Ходынке и под влиянием соседа-инженера занялся авиамоделизмом. Однако первый аэроплан он увидел лишь в 1914 году вблизи фронта, когда матери с сыном разрешили навестить раненого отца в госпитале под Белостоком. Это был "Фарман-16 ". Аэроплан «Фарман» 1910 года

Вскоре Громов стал студентом Высшего технического училища (теперь МВТУ им. Баумана), занимался штангой, гирями, борьбой, в возрасте 17 лет даже был чемпионом Москвы в полутяжелом весе в жиме штанги. Занимался и рисованием, да так, что ему прочили судьбу художника- профессионала. Но ни спортсменом, ни художником Михаил не стал, неожиданно для всех и для самого себя стал авиатором, хотя желания быть военным за собой не замечал. Почти случайно Михаил Громов превратился в слушателя теоретических курсов авиации Жуковского, проходя военную подготовку... в телеграфном батальоне. Михаил Громов в юности

Первый полет Михаил Громов совершил в качестве пассажира у известного летчика- испытателя Б.И. Россинского на французском "Фармане-30" на летно- испытательной станции завода "Дукс" при Московском аэродроме. "Ощущение было такое, будто самолет совсем не движется, а повис в воздухе... Когда самолет кренился, то хотелось схватиться за борт, чтобы не упасть, как на телеге... Когда я вылез из самолета, то сразу заметил, что ничего не слышу", - вспоминал потом Громов. После курсов Жуковского Михаил Громов вместе с другими направляется для обучения летному искусству в Центральную московскую школу авиации, там Михаил освоил всю процедуру взлета, полета и посадки аэроплана. Он стал пилотом. Б.И.Россинский - один из первых русских пилотов-авиаторов, прозванный «дедушкой русской авиации»

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Шли годы. Михаил Громов осваивал новую технику. Формировал себя как личность, превратившись в известного летчика-испытателя. "Мне было одинаково интересно и просто летать на всех самолетах разных конструкторов, от самых маленьких до самых больших, вплоть до "Максима Горького". Ни величина, ни количество моторов меня не смущали. Все самолеты летают одинаково надежно и просто, если они устойчивы по всем осям, хотя все они, как и люди, наделены своей индивидуальностью. На каждой машине, как раньше говорили, взлет опасен, полет приятен, а спуск труден", - вспоминал Громов. Мемориальная доска в г.Жуковский

1932 год. Михаил Громов - шеф-пилот в КБ Андрея Туполева (тоже родившегося на тверской земле). Главный конструктор работает над личным заданием Иосифа Сталина создать самолет для побития мирового рекорда дальности полета, равного 9100 км, принадлежащего французам. И вот появился АНТ-25. Почти год готовились к побитию рекорда на маршруте Москва - Рязань - Тула - Харьков - Днепропетровск. 10 сентября 1934 года АНТ-25 поднялся в воздух, пробыл в воздухе трое суток, и через 75 часов 13 сентября 1934 года самолет приземлился в Харькове, налетав км. Это был мировой рекорд. Михаилу Громову присвоили звание Героя Советского Союза (звезда 8), А. Филин и И. Спирин получили по ордену Ленина. Громов стал первым тверским Героем Советского Союза.

ЧЕРЕЗ ПОЛЮС К 1937 году Громов испытал и подготовил к полету новую машину АНТ-35. В Кремле дали согласие на полет через Северный полюс сразу двух самолетов: Чкалова и Громова. Оба экипажа совершали предполетные испытания. 18 июня 1937 года В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков стартовали с подмосковного аэродрома и взяли курс на Северный полюс. Через 63 часа 16 минут, преодолев 8504 км, они приземлились в Ванкувере, США. Спустя некоторое время поднялся в воздух экипаж Михаила Громова: второй пилот Андрей Юмашев, штурман Сергей Данилин. Маршрут был запланирован через полуостров Колгуев, Новую Землю, Землю Франца-Иосифа, Северный полюс, Канаду, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Горючего хватило бы до Панамы, но по приказу надо было сесть на территории США. Что они и сделали в местечке Сан- Джасинто, напугав телят на лугу... Экипаж М.Громова

В воздухе экипаж пробыл 62 часа 17 минут, пролетели км. Это был мировой рекорд! Триумф и слава были сродни будущему полету Юрия Гагарина. Экипаж принял президент США Рузвельт, по возвращении в СССР в Кремле Громова по-грузински в плечо поцеловал Сталин и наградил орденом Ленина, а друзья Громова получили звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила экипаж медалью Анри де Лаво. После них такой же медалью был награжден только Ю. Гагарин.

"Мне трудно сейчас судить, чем я сильнее владел в то время - знанием технической эксплуатации самолетов и моторов или же знанием физиологии и психологии, которое привело меня к важнейшему выводу: чтобы управлять техникой, нужно научиться управлять и владеть собой". Михаил Громов не был только технарем. Его можно назвать пилотом-философом, предтечей специалистов технической кибернетики.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА Первые месяцы войны Михаил Громов командовал двумя группами летного состава во главе с А. Юмашевым и Г. Байдуковым, которые должны были переправлять из США четырехмоторные "летающие крепости" "Боинг-17" через Канаду, Аляску, Сибирь, Урал. Для этого Громов снова слетал в США, был принят Рузвельтом, но требуемых самолетов нам не дали, предлагая другие похуже - В-25. Американцы готовились к войне с Японией. М.Громов с А.Юмашевым и Г.Байдуковым

4 декабря 1941 года Громова принял Сталин и дал согласие на его назначение в 31-ю дивизию 3-й воздушной армии Калининского фронта. Штаб дивизии готовился передислоцироваться в деревню Будово. Дивизия была оснащена бомбардировщиками Пе-2 и истребителями Як-1. Вскоре ими стали командовать соратники Громова, соответственно, Юмашев и Байдуков. Михаил Громов снова вернулся на родную землю. Самолёт ПЕ-2 М.Громов на Калининском фронте

«Я прибыл в 31-ю смешанную авиадивизию в тот же день и застал её в готовности к передислокации в Будово, большую деревню по Ленинградскому шоссе, недалеко от Торжка. Там была возможность хорошей маскировки как для бомбардировщиков Пе-2, так и для истребителей Як-1, которыми была укомплектована дивизия. Интенсивной боевой работы в тот момент не было, но боевые действия всё же продолжались. Противник был отброшен от Калинина к Ржеву За мою бытность командиром авиадивизии было два интересных эпизода. Аэродром Будово был большим по размерам, с укатанными снежными дорожками. Однажды, возвращаясь с боевого задания, один из лётчиков-бомбардировщиков, обычно хорошо выполняющий боевые задания, зашёл на посадку и... вместо того, чтобы сесть на укатанную дорожку, обсаженную с двух сторон еловыми ветками, сел значительно правее дорожки прямо в сугроб. Конечно, последовал "полный капот" (т.е. самолёт перевернулся). Ни сам лётчик, ни кто другой не мог объяснить причины такого "затмения" сознания. Есть только версии. Во время выполнения боевого задания его ведомый был сбит немецкой зениткой. Мне думается, что это и повлияло на ведущего. Я остановился на этом случае потому, что меня всегда интересовала психологическая сторона работы лётчика.

Второй интересный случай произошёл на этом же аэродроме. Истребители и бомбардировщики были выведены на линейку на краю аэродрома для выполнения боевого задания. Осталось ждать сигнала: "Все по самолётам!". Высота облачности была не более 200 метров. Я ехал на машине вдоль самолётов и вдруг увидел, как лётный состав, находящийся возле самолётов, с необычайной проворностью бросается под самолёты. Я остановил машину, открыл дверцу и увидел, как "Юнкерс-88" начинает разворачиваться над серединой аэродрома, собираясь обстрелять наши самолёты. Но в этот момент он получил с земли очередь из крупнокалиберного пулемёта. Видимо, пули попали в баллон с кислородом, так как "Юнкерс" взорвался и у него отвалился хвост. Самолёт беспорядочно упал с высоты 50 метров. Это был тот самый "Юнкерс-88", который как-то подбил наш По-2 в километрах тридцати от аэродрома. Все три члена экипажа "Юнкерса" погибли при падении самолёта. Пример самообладания пулемётчика!» (Из кн. М.Громов «На земле и в небе»)

Это были трудные месяцы Ржевской битвы. Взаимодействие авиации с другими войсками оставляло желать лучшего, и, пользуясь расположением Сталина, Михаил Громов в письме высказал свои соображения по более эффективному использованию авиационных соединений в боевых операциях. В марте 1942 года его вызывают в Москву, выслушивают и назначают командующим 3-й воздушной армией на Калининском фронте, которая была сформирована к маю 1942 года.

Видимо, опыт командования Громовым 3-й армией показался Ставке достаточно высоким, и его в мае 1943 года переводят на Западный фронт командовать 1-й воздушной армией. Генерал-лейтенант авиации Михаил Громов со своими летчиками прикрывал с воздуха войска Красной Армии в Курской битве, в операциях "Багратион" и других по освобождению Белоруссии. В июле 1944 года его отзывают с фронта и назначают начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации.

НАСТОЯЩИЙ ПИЛОТ КУЕТ СЕБЯ САМ Полная книга об авиаторе Громове еще не написана. Мы можем лишь по его воспоминаниям пытаться понять, как тверской мальчишка, поначалу увлекавшийся тяжелой атлетикой, затем рисованием, стал впоследствии повелителем воздушных кораблей, командующим крупными воинскими соединениями. Огромное влияние на М.Громова оказали труды наших выдающихся учёных И. Сеченова и И.Павлова. Вот из чего состоит основной стержень его теории становления авиатора, как его сформулировал сам Громов:

- самоконтроль: если человек лишен самокритичности, если он не может анализировать свою деятельность, свое поведение, он никогда не сможет быть хорошим летчиком; - организованность: умение предвидеть и осуществить порядок, взаимосвязь и последовательность действий без пустой, бессодержательной, ненужной потери времени; - работа над собой: непрерывное совершенствование своей психической деятельности, так как "всякая без исключения психическая деятельность заканчивается мышечным движением" - эту цитату из И.М. Сеченова Громов приводил не раз; - автоматизация движений: любое управление, будь то управление лошадью или самолетом, есть внешнее проявление психической деятельности управляющего человека; - искать ошибки только в себе. Это одно из необходимейших качеств опытного пилота, который не ссылается на стечение обстоятельств, а анализирует прежде всего себя.

Как своеобразный вывод Михаил Громов советует: "Психологический курок всегда должен быть взведен в человеке для молниеносного "выстрела" в момент опасности". Это писалось еще тогда, когда не было компьютеров, а полеты в космос происходили только в мечтах.

Много внимания М.М.Громов уделял научным вопросам безопасности полётов самолётов, в том числе поддержал инициативу создания Лётно- исследовательского института и в 1941 г. стал его первым начальником. После войны они продолжил службу в Советской армии, а по увольнении в запас работал в авиационной промышленности и занимался общественной деятельностью: заместитель командующего Дальней авиацией начальник Управления лётной службы МАП СССР. C 1955 года в запасе председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР. Депутат Верховного Совета СССР первого созыва Мемориальная доска на доме в Москве, в котором жил М.М.Громов

М.М.Громов скончался 22 января 1985 года в возрасте 85 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. - Именем Громова названы улицы в: Твери, Москве, Минске, Махачкале, Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, Владивостоке,Ярославле, Туле, площадь в Жуковском - Имя лётчика носит Лётно- исследовательский институт в подмосковном Жуковском, в 2011 году в институте в качестве высшей корпоративной награды учреждена медаль М.М. Громова. - Имя Громова присвоена школам в Жуковском и Киеве, тверскому аэроклубу. - Пассажирский широкофюзеляжный самолёт Ил RA российской авиакомпании «Аэрофлот» и сверхзвуковой стратегический бомбардировщик- ракетоносец Ту-160 названы именем лётчика.

- Бюсты Громова установлены в Твери, Ржеве, Жуковском (на территории ЛИИ им. М.М Громова), на аллее славы города Щелково (пос. Чкаловский). - Мемориальная доска памяти М. М. Громова на первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском. - На историческом первом ангаре ЛИИ им. М. М. Громова, где работал М. М. Громов, установлена мемориальная доска. - В США до сих пор действует «Громовский комитет», состоящий из лётчиков и членов семей, встречавших в 1937 году советский экипаж. В мэрии Сан-Джасинто на почётном месте установлен портрет Громова. Бюст М.М.Громова в городе Ржеве

Медаль «М.М.Громов» ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ - Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»: И ребятам есть одна забота: Подрасти бы только поскорей, Чтоб водить, как Громов, самолёты, Быть бойцом Республики своей. - После выхода в 1943 году фильма «Воздушный извозчик» актёры Михаил Жаров и Людмила Целиковская провели три месяца в расположении 3-й воздушной армии Громова, выступая перед лётчиками. Громов показал Жарову ложный аэродром армии, который вошёл впоследствии как сюжет фильма «Беспокойное хозяйство». - М.М.Громов получил звание профессора и написал несколько книг о своём пути и профессии лётчика.

По материалам: php Презентацию подготовила М.В.Мурзенкова «Чтобы научиться управлять самолётом, надо научиться управлять собой». М.М.Громов