Лекция 7 Психодиагностика интеллекта. Невербальные тесты интеллекта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4 Психодиагностика нарушений развития в специальной психологии Лектор: Скоробач Т.В.
Advertisements

Выполнила: студентка факультета психологии Кузнецова Екатерина, 204 группа.
Способности План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные,
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Диагностика готовности ребёнка к школе Дети поступающие в школу обязательно проходят собеседование, иногда тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
ИНТЕЛЛЕКТ Интеллект качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ.
Первый вопрос для обсуждения: Существует две крайние точки зрения: «Все дети являются одаренными» и «Одаренные дети встречаются крайне редко». Существует.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Проблемы, методы и формы диагностики воспитанности учащихся. Выполнили студенты 21 гр ФТО студенты 21 гр ФТО Ергер Е. Береснев Д.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Интеллектуальное развитие младших школьников Цупренко Светлана Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 51» г. Улан-Удэ.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Активизация мыслительной активности ребенка в развивающих математических играх. Мамкова С.В.
«ОДАРЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ,ПРИЗНАКИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Транксрипт:

Лекция 7 Психодиагностика интеллекта

Невербальные тесты интеллекта

Вербальные и невербальные тесты интеллекта По форме стимульного материала выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. По форме стимульного материала выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта. Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, – это слова, высказывания, тексты. Вербальные тесты интеллекта состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме, – это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Дают показатели словесного логического мышления. Дают показатели словесного логического мышления. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и пр.). С помощью невербальных тестов оценивается наглядно- образное и наглядно-действенное логическое мышление. С помощью невербальных тестов оценивается наглядно- образное и наглядно-действенное логическое мышление.

В зарубежной психодиагностике по форме стимульного материала психодиагностические методики делятся на: 1. Тесты действия – требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких- либо движений на бумаге; с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких- либо движений на бумаге; 2. Неязыковые тесты – разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста; ни от испытуемого, ни от диагноста; 3. Невербальные тесты – не требуют умений читать и писать.

Тесты действия 1. «Тест воспроизведения прежнего порядка на доске», разработанный врачом Э.Сегеном в 1866 году 2. «Лабиринтные тесты», (первый был разработан в 1914 (первый был разработан в 1914 году С.Портеусом) году С.Портеусом)

«Прогрессивные матрицы» – типичный и широко распространенный невербальный тест интеллекта (авторы Л.Пенроуз и Дж.Равен, 1936 ) Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Первая форма теста – Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (SPM) – предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Вторая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – предназначена для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Вторая форма теста – Цветовые прогрессивные матрицы (CPM) – предназначена для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Третья форма теста – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития. Третья форма теста – Прогрессивные матрицы повышенной сложности (APM) – специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.

«Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры» – невербальный тест, разработанный Р.Кеттеллом (1958) Первый вариант предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Первый вариант предназначен для детей от 4 до 8 лет и умственно отсталых взрослых. Второй вариант – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Второй вариант – для детей от 8 до 13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования. Третий вариант – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием. Третий вариант – для детей от 10 до 16 лет и взрослых с высшим образованием.

«Тест интеллекта» Д.Векслера Wechsler – Bellevue Scale был опубликован в 1939 году был опубликован в 1939 году и стандартизирован на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет Существуют три варианта теста – Существуют три варианта теста – WAIS, WISC и WPPSI В нашей стране используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году В нашей стране используется модификация теста WAIS – шкала интеллекта взрослых, вышедшая в свет в 1955 году

Причины популярности Шкал измерения интеллекта Д.Векслера 1. Охватывают большой возрастной диапазон (от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении (от 3 до 74 лет), что позволяет проследить изменение интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека; почти всей жизни человека; 2. Используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза; диагноза; 3. Наличие как вербальных, так и невербальных субтестов, что позволяет оценивать разные субтестов, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития – понятийное стороны интеллектуального развития – понятийное и наглядное мышление, а также особенности и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память. координацию, внимание, память.

Групповые тесты 1. «Тест структуры интеллекта» Р.Амтхауэра (1953) предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года 2. «Групповой интеллектуальный тест» Дж.Ваны

Основные подходы к пониманию сущности интеллекта 1. интеллект – это способность к обучению (А.Бине, Ч.Спирмен, С.Колвин, Г.Вудроу и др.); 2. интеллект – это способность оперировать абстракциями (Л.Термен, Р.Торндайк, Дж.Петерсон и др.); 3. интеллект – это способность адаптироваться к новым условиям (В.Штерн, Л.Терстоун, Эд.Клапаред, Ж.Пиаже и др.).

Д.Векслер исходил из следующего понимания интеллекта: « Интеллект – это комплексная глобальная способность индивидуума целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой»

Представления о структуре интеллекта Факторно-аналитические модели: 1. Ч.Спирмен – двухфакторная теория организации свойств (всякая интеллектуальная деятельность содержит общий «G» – и специфический «S» – факторы). 2. Л.Терстоун – многофакторная теория (12 факторов – «первичные умственные способности»). 3. Р.Кеттелл – систематизация когнитивных факторов первого и второго порядков («флюидный» и «кристаллизованный» интеллекты). 4. Ф.Вернон – выделение в интеллекте двух групповых факторов (вербально-образовательные и практико-механические способности) 5. Дж.Гилфорд – гипотеза о существовании трех измерений, комбинация которых определяет разные типы интеллектуальных способностей.

Недостатки факторно-аналитических моделей структуры интеллекта 1. ничего не говорят о мыслительных процессах, лежащих в основе интеллектуальных действий; 2. получение факторов путем использования специальных математических методов; 3. факторы не всегда верно отражают зависимости между психическими особенностями; 4. отсутствие воспроизводимости одного и того же набора факторов одного и того же набора факторов при использовании тех же тестов. при использовании тех же тестов.

Важность факторно-аналитических исследований Определение оптимальной системы факторов, Определение оптимальной системы факторов, которая может однозначно объяснить всю совокупность интеллектуальных достижений

Проблема диагностики интеллекта

Способы измерения интеллекта в ХХ веке 1. решение абстрактных мыслительных заданий, так как они не встречаются в реальной жизни и свободны от знаний, приобретенных в прошлом; 2. отсутствие «искусственных, нежизненных конструкций» в заданиях; 3. решение невербальных заданий; 4. решение вербальных заданий, так как они тесно связаны с языковыми способностями.

Современное положение В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты не оправдали В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты не оправдали себя как средство измерения интеллекта. Они пригодны лишь для измерения некоторых особенностей мыслительной деятельности человека, а также для выявления объема и содержания его знаний в некоторых областях. Интеллект можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя, каким образом он добивается успеха в разных видах деятельности.

Вывод На протяжении первой половины ХХ века область исследований интеллекта характеризовалась смещением фокуса внимания в сторону измерения, диагностики интеллекта в ущерб изучению его сущности