Проблемы инженерного образования на современном этапе развития экономики страны – доминирование фундаментальности и/или профессиональных компетенций проф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
Advertisements

«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
1 Роль и место вузов в национальной инновационной системе России Мартынюк Г.В. – начальник отдела Департамента государственной научно-технической политики.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
Б.А. Лёвин, В.М. Круглов, А.М. Давыдов 1. Стратегия развития транспортного университета (инновационный – исследовательский – предпринимательский) Управление.
Доклад к заседанию Ученого Совета О формировании инновационной системы «наукаобразованиепроизводство» Выступление проректора по научной работе д.э.н, профессора.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Корпоративный институт Владимирского государственного университета на учебно-производственной площадке ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
2 Под центром коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) понимается научно-организационная структура, обладающая сложным высокоточным научным.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Взаимодействие вузов Воронежской области и бизнес- сообщества Д.А. Ендовицкий.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Транксрипт:

Проблемы инженерного образования на современном этапе развития экономики страны – доминирование фундаментальности и/или профессиональных компетенций проф. Аракелян С.М., проректор по инновациям и стратегическому развитию ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г.Владимир, ул.Горького, Парламентские слушания на тему: «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» 12 мая 2011 г., Москва, Георгиевский пер., д.2, подъезд 10, Зал 830

Базовые принципы 2

Ландшафт для деятельности 5 приоритетов модернизации и технологического развития экономики России 27 технологических платформ Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям 05 апреля 2011 г. Основные научно- инновационные ФЦП и ведомственные программы Министерство образования и науки РФ Инновационные образовательные программы вузов – по всем уровням образования Инновационные образовательные программы вузов – по всем уровням образования ключевой пункт – развитие инженерного образования, включая дополнительное/опережающее образование из Послания Президента России Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. 3

4 Участие ВлГУ в реализации Стратегии социально- экономического развития Владимирской области до 2027 года и Среднесрочного плана развития Владимирской области на годы проекция на регион 1. «Промышленный сектор области в целом преодолел кризисные явления и вышел на траекторию устойчивого роста. Индекс промышленного производства составил 118,6 процента к уровню 2009 года, что соответствует 4-му месту в Центральном федеральном округе и существенно превышает среднероссийский показатель». 2. «Важнейшим положительным итогом прошлого года стало сохранение позитивного имиджа области как инвестиционно-привлекательного региона». 3. «По доле среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в численности работников всех предприятий и организаций в 2009 году Владимирская область заняла 1-е место в ЦФО». Губернатор Н.В.Виноградов ( г.): во Владимирской области (2010 г.) действующая модель ландшафта для МИП – профильные кластеры Мембранный/полимерный кластер – ВлГУ совместно с бизнес-партнерами – организация нового производства ЗАО «Фармацевтическая фирма «ЛЕККО», пос. Вольгинский

5 Приоритеты господдержки вуза Интегрированные структуры, объединяющие образование, науку и современное производство (полный инновационный цикл) Укрупнение/слияние университетов, в т.ч. с присоединением учреждений НПО/СПО (непрерывное профтехобразование) Сетевое взаимодействие партнеров с использованием достижений ИКТ (работа в удаленном доступе) центры превосходства для обеспечения повышения конкурентоспособности высокотехнологического сектора реальной экономики и решения задач импортозамещения Определяющая роль университета не только в подготовке кадров, но и в разработке новых технологий и их коммерциализации, в расширении сферы услуг

6 Позиция Министерства образования и науки РФ ВлГУ: обучение в процессе деятельности («бизнес-ангелы») ВлГУ: докризисный прогноз Цель объединения – повысить качество подготовки студентов за счет интеграции финансовых, материально- технических и интеллектуальных ресурсов Ведущие университеты Где учить ?

7 Корпоративные институты – обучение в процессе деятельности с площадками в вузе и у бизнес-партнеров, РЦ (компетентностный подход) НОЦ, ЦКП и КБ университета – обязательный компонент НИР/НИОКР для становления современного инженера (фундаментальные знания) Университет – учредитель малых инновационных предприятий, во главе которых – вузовская молодежь бакалавры (в т.ч. прикладные), инженеры магистры, инженеры инженер-предприниматель Механизмы/инструменты сотрудничества Реализация комплексных проектов в формате Постановлений Правительства РФ 218, 219, 220 от 09 апреля 2010г. Реализация комплексных проектов в формате Постановлений Правительства РФ 218, 219, 220 от 09 апреля 2010г. Участие в программах инновационного развития госкорпораций и предприятий с госучастием в соответствии с перечнем формируемых технологических платформ РФ инженер-производственникинженер-исследователь

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ (ПНР) Научно-образовательные центры (НОЦ) ресурсные центры (РЦ), центры коллективного пользования (ЦКП) и конструкторские бюро (КБ) университета для поддержки его инновационной инфраструктуры Научно-образовательные центры (НОЦ) ресурсные центры (РЦ), центры коллективного пользования (ЦКП) и конструкторские бюро (КБ) университета для поддержки его инновационной инфраструктуры ПНР1 Новые материалы, включая наноструктурированные материалы и покрытия, новые методы обработки и упрочнения материалов, высокоэффективные технологии для точного машиностроения ПНР2 Новые подходы к проектированию и моделированию сложных изделий и систем для ОПК (точное машиностроение, радиоэлектроника и телекоммуникации) ПНР3 Рациональное природопользование и экология человека, технологии снижения риска природных и техногенных катастроф; информационные технологии прогнозирования и моделирования экологических систем для целей ресурсосбережения ассоциация малых инновационных предприятий при ВлГУ – 29 участников 6 НОЦ, 2 ЦКП, 1 КБ 6 НОЦ, 1 ЦКП, 1 РЦ, 2 КБ 8 НОЦ, 1 ЦКП, 1 РЦ, 1 КБ структура высокотехнологичного малого предпринимательства в технопарковой зоне университета (spin- off) структура высокотехнологичного малого предпринимательства в технопарковой зоне университета (spin- off) Нанотехнологии и лазерная техника НПП «НАНОтех» *, ООО «ЛазерТек» ***, ООО «Нанометр» *, ООО «ВладЛит» Нанотехнологии и лазерная техника НПП «НАНОтех» *, ООО «ЛазерТек» ***, ООО «Нанометр» *, ООО «ВладЛит» Новые материалы ООО «Техфлюс», «НПП Алюмоматричные материалы», ООО «Трибо», ООО «Термопанели» Новые материалы ООО «Техфлюс», «НПП Алюмоматричные материалы», ООО «Трибо», ООО «Термопанели» IT-сервис и технологии ООО «Бизнес.РФ», ООО «Айти – сервис» ООО «НПП СофтПроект» *, ООО «ЦБИС» * IT-сервис и технологии ООО «Бизнес.РФ», ООО «Айти – сервис» ООО «НПП СофтПроект» *, ООО «ЦБИС» * Мехатроника ООО «МВ-Модуль», ООО «Арсенал технологий» Мехатроника ООО «МВ-Модуль», ООО «Арсенал технологий» Энергоэффективность ООО «НПФ «Поиск», ООО «Энерго- Мастер», ** ООО «Пульсар», ООО «Альтен», ** ООО НИЦ АТМ» **, ООО «Аквагеоэнегросистемы» **, ООО «Армада-Сервис», ** ООО НТЦ «БиоТехнология» **, ООО «Энергия» * Энергоэффективность ООО «НПФ «Поиск», ООО «Энерго- Мастер», ** ООО «Пульсар», ООО «Альтен», ** ООО НИЦ АТМ» **, ООО «Аквагеоэнегросистемы» **, ООО «Армада-Сервис», ** ООО НТЦ «БиоТехнология» **, ООО «Энергия» * Биомедицинская инженерия ООО «Альфа Медикал» Биомедицинская инженерия ООО «Альфа Медикал» Экология ООО «НО «Экотехнологии», ООО «МЦ СиС», ООО «Эколог М» * Экология ООО «НО «Экотехнологии», ООО «МЦ СиС», ООО «Эколог М» * Предприятия, созданные в соответствии с ФЗ-217 (*) – 8 шт., с учредительством Ассоциации выпускников ВлГУ (**) – 6 шт., и Фонда развития ВлГУ ( ***) – 1 шт. прикладные проблемы точного машиностроения и ресурсосбережения, включая ОПК 8

независимые институты для общественно-профессиональной экспертизы инженерных инновационных программ в вузах и механизмов их поддержки 9 Обеспечение мотивации современной молодежи к получению инженерного образования, в т.ч. и для решения амбициозной задачи вхождения в управленческую и научно-техническую элиту страны современные и комфортные условия учебы и работы предоставление социального пакета, включая жилье, хотя бы служебное интересная тема научное руководство и наставничество уникальное оборудование и автоматизированное рабочее место (в т.ч. САПР и др.) достойная зарплата информация о сценариях социально-экономического и общественного развития страны/конкретной территории на основе долгосрочного прогнозирования инвестиционные проекты в рамках реализации партнерства государства и бизнеса знание своей перспективы и карьерного роста с учетом приоритетов государства

10 НИР/НИОКР и МИП в университете – конкуренция и/или взаимная дополнительность мифы «start-up/«seed»» и/или реалии «spin-off» Условия для закрепления молодежи – ОПЫТ «ЗАПАДА» – «OUTSOURCING» Собственный бизнес молодежи – личная мотивация Требования системного подхода (1) интересная тема, (2) наставник, (3) современное оборудование и АРМ, (4) достойная зарплата 1.Первый этап – зарождение идеи и ее оформление, в т.ч. патентование, – регистрация малого предприятия. 2.Второй этап – доработка идеи – стадия НИР. 3.Третий этап – стадия ОКР – изготовление опытного образца; проведение сдаточных испытаний. 4.Четвертый этап – изготовление промышленного образца и продвижение его на рынок/маркетинг продукции или услуг. 5.Пятый этап – организация мелкосерийного/ среднесерийного выпуска инновационной продукции. Структура сметы расходов (2-ой год работы) – Оборот в год – 6 млн. руб. Операционная прибыль в год – 2 млн. руб. (30%) В среднем в месяц – не менее 40 тыс. руб./чел. региональный «start-up» грант – 300 тыс. руб. не учеба и наука инвентаризуются на предмет инноваций, и не существующее производство ориентируется на науку и образование, а изначально совместная деятельность образования, науки и производства нацелена на взаимодействие и сотрудничество, т.е. поддерживается только то, что определяет результаты и достижения такой единой триады (развитие интегрированных структур) – формирование нового рынка продукции и услуг, включая образовательные услуги, на базе фундаментальных знаний лучшая практика Стандарт университета Типовое МИП ВлГУ (3-5 человек)

11 Инженер – это звучит гордо! Top-manager всех времен и народов (мнение высокопоставленных чиновников США, 1981 г.) Николай Константинович Байбаков Председатель Госплана СССР (с 1965г. по 1985г.) в 1932 году окончил Азербайджанский индустриальный институт по специальности «горный инженер по нефтепромыслам». PR – возвращение к советским истокам Достижение советской школы инженеров, которым восхищаются до сих пор американцы – объединенная энергосистема «МИР» европейских стран/членов СЭВ (создана в гг.) обеспечивает лучшее снабжение электроэнергией районов и стран, испытывающих недостаток энергоресурсов, позволяет рационально объединить работу ТЭС и ГЭС, способствует выравниванию пиковых нагрузок, повышению устойчивости и надёжности работы энергосистем при одновременной экономии за счёт уменьшения потерь в сети и снижения обязательных резервов энергомощностей.

Предложения в проект рекомендаций для Комитета Госдумы по образованию 12

13 Восстановить в гг. финансирование по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» ( годы) перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд в годы, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, в части строительства студенческих общежитий для вузов, поименованных в инвестиционных проектах в редакции данной программы (2008 г.) и представленных к выделению средств еще в 2010 году. Предложение 1 1

14 Осуществлять в годах государственную поддержку вузов, внедряющих инженерные инновационные образовательные программы по аналогии с конкурсами гг. инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». При этом реализовывать в этих университетах консолидацию всех уровней профессионального образования. Предложение 2 2

15 Обеспечить свободное поле деятельности ведущим университетам в каждом субъекте РФ в развитии инновационного пояса университета в его технопарковой зоне с предоставлением широких преференций/налоговых каникул/особого режима хозяйственной деятельности на 3-5 лет с учетом развития малых инновационных предприятий, в которых университет является соучредителем. При этом полную персональную ответственность за результаты деятельности университета на этот период несет ректор под контролем Минобрнауки. Предложение 3 3

16 Для вузов, в которых ведется инженерная подготовка в рамках реализации комплексных проектов в условиях партнерства государства и бизнеса, приостановить действие 94-ФЗ до введения нового закона о федеральной контрактной системе при условии, что ректор несет персональную ответственность за проводимые закупки и что закупаемое оборудование ставится на баланс университета. Контроль должно осуществлять Минобрнауки. Предложение 4 4

17 Для вузов, осуществляющих капитализацию технологий по инженерным направлениям в соответствии с перечнем технологических платформ РФ, широко внедрять принципы «ноу-хау» и практику двусторонних/многосторонних договоров между непосредственными участниками инновационного процесса, приостановив на 3-5 лет законодательные акты и положения о правовой охране использования результатов интеллектуальной деятельности в части, касающейся зарубежных правообладателей (до полноценного вступления России в ВТО). Эффективность этой деятельности оценивать по результатам востребованности технологий и продукции профильным бизнес-сообществом и запросами рынка. Предложение 5 5

18 Спасибо за внимание!