Сибирь 17 века. Народы Сибири интегрированный урок истории и географии 7 класс Шалагина Е.И. учитель истории МОУ СОШ 1 Г. Йошкар-Ола, 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Завоевание» или «присоединение» Сибири? Распространение русского владычества и русской колонизации в Сибири, прерванное Смутой началось с утверждением.
Advertisements

Карта Сибири. . В Сибири жило немало племен, но численность населения была невысокой. Там были суровые климатические условия и поэтому мешали освоению.
В пёструю среду племён и народов, языков и вер, обычаев и культур Сибири русские люди пришли в конце XVI и в XVII столетии. Раздоры, войны и грабежи постоянно.
Поход Ермака 1582 г. Выход казаков Ивана Москвитина на побережье Тихого океана 1639 г.
Грибанова Ольга Михайловна учитель истории МОУ Русановская ООШ 2009 г.
Параграф 7 В течение XVII в. русские продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов. Стремительное движение.
Освоение Земли Иркутской в XVII веке, в период освоения русскими землепроходцами Сибири и Дальнего Востока.
Тема урока: Немеркнущий подвиг землепроходцев жив в памяти потомков.
РУССКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ И ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ В XVII В Выполнила ученица 7 «Б» Лапыгина Учитель Боросова Татьяна Николаевна.
Сиби́рь обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока Тихим океаном, с севера Северным.
ОСВОЕНИЕ СИБИРИ. Освоение Сибири в веках Первая волна освоения Сибири пришлась на столетия В этот период Сибирь считалась колонией Московского.
1645 – 1676 гг.. Ограниче- ние власти Боярской Думы – создание приказа Тайных дел (с 1654) Соборное уложение 1649 г. Государств енное закрепо- щение крестьян.
Внешняя политика России XVII век. Задачи На западном направлении: Возвратила Смоленские и Чернигово- Северские земли Присоединила Левобережную Украину.
Русские путешественники СЕМЕН ДЕЖНЕВ 2013 г. Выполнила Усик И. В., учитель географии.
Дягилев Сергей. Родился Семён Иванович Дежнёв в Великом Устюге. Работал сборщиком дани, но мечтал попасть в дальние края, о которых слышал много рассказов.
Коваленко Н.А., учитель географии МБОУ СОШ 191 г. Новосибирска.
Дайте определение понятиям : централизованное государство сословно - представительная монархия Земский собор приказы кормления дворяне.
История заселения территории России Автор: Ежова С.В., учитель химии, географии МБОУ СОШ 11, г. Кемерово.
Меню План урока 1.Управление новыми территориями. 2.Православная церковь в Поволжье. 3.Татары на русской службе. 4.Колонизация края русскими. 5.Казань.
1 Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII веке «Встреча солнца»
Транксрипт:

Сибирь 17 века. Народы Сибири интегрированный урок истории и географии 7 класс Шалагина Е.И. учитель истории МОУ СОШ 1 Г. Йошкар-Ола, 2010 г

Сибирь в 17 веке интегрированный урок истории и географии /7 класс/

Сибирь 17 века. Народы Сибири. Цели урока: 1. Раскрыть особенности развития народов Сибири в 17 веке. 2. Познакомить с историей освоения Сибири. Показать относительно мирный характер колонизации Сибири. 3. Показать способность русских « находить почву для сближения с другими народами» 4. Значение присоединения Сибири к России. «Российское могущество прирастать будет Сибирью …» М.В.Ломоносов

Москва 17 века Правление первых Романовых

«Завоевание» или «присоединение» Сибири? Распространение русского владычества и русской колонизации в Сибири, прерванное Смутой началось с утверждением на престоле царя Михаила( г.г.) В его царствование русские люди по притокам Енисея и Лены быстро прошли до самого Охотского моря и по р. Лене – до Ледовитого океана. При Алексее( г.г.) русские утвердились в Анадырьском крае, в Забайкалье и на Амуре. Продолжались поиски новых земель для великого государя и, кроме того совершались походы в обследованные,но еще не покоренные области. На этом огромном пространстве было основано 40 острогов. Русские владения выросли в 3 раза/целое государство./ В этих пунктах поселялся прежде всего разный вольный люд- казаки,стрельцы,и другие служилые люди.Одновременно с ними селилось духовенство,а позже крестьяне и посадские люди. Столицей Сибири был город Тобольск.

Народы Сибири в 17 веке В Сибири в начале 17 века проживало очень редкое, малочисленное население- менее 300 тысяч человек. Тем неменее малочисленные сибирские народы имели свою сложную историю, сильно различались по языку, хозяйственным занятиям, общественному развитию. Низкорослые, одетые в меховую одежду,внешне они,казалось были похожи друг на друга, но каждая даже малочисленная народность имела свои особенности,традиции и таланты. Название народа Район обитания численность Ненцы Район тундры./по рекам Оби и Енисею/ 8 тысяч Якуты Бассейн реки Лены и ее притоков 28 тысяч Буряты Прибайкалье 25 тысяч Эвенки/тунгусы/От Енисея до Тихого океана 30 тысяч Чукчи,ительмены, коряки, Чукотский полуостров,Камчатка 28 тысяч

Исторические источники нам сообщают, что сибирские «иноземцы» постоянно « воются меж собой», что у них «род на род войною ходят и дерутся». Такие столкновения происходили очень часто. Почти все сибирские народы, даже жившие в условиях родового строя, имели какое-то количество рабов, захваченных во время вооруженных столкновений с соседями. Кровавые межродовые распри, истребительские межплеменные войны, грабеж, оттеснение на худшие земли и ассимиляция одних народов другими- все это было обыденным делом в сибирской жизни с древнейших времен.

Тобольс к 1587 г г. 10 церквей, 325 дворов служилых людей, 53 двора посадских людей и 9 дворов пашенных крестьян

Покорители Сибири казаки стрельцы крестьяне купцы духовенств о

Цели освоения Сибири Расширение государственной территории и увеличение податного населения Поиск полезных ископаемых Овладение пушным богатством Сибири Развитие торговли

Из, наказа якутскому воеводе о ясачных людях 1651 года «Да и в иные землицы по великой реке Лене и по иным рекам посылать для проведования и приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) собирать… ласкою, а не жестокостью… и к присяге их привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонять… Коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не вывозить, чтоб Сибирская, Ленская земля пространялась, а не пустела.» ??? к документу : 1. Каковы мотивы появления этого документа? 2. Какую заботу проявляло правительство о коренных жителях ?

Якутск

Семен Иванович Дежнев Ерофей Павлович Хабаров Открыл пролив между Азией и Америкой 1648 г. Исследование Приамурья гг.

куница Богатство Сибири

Енисей

Байкал

В Сибири со всей полнотой раскрылось одно из давно подмеченных качеств русского человека- способность уживаться с другими народами. «Русский человек, - писал дореволюционный историк П.Н. Буцинский, - легко ориентируется в каждой новой местности, умеет приспосабливаться ко всякой природе, способен перенести всякий климат и вместе с тем умеет ужиться со всякой народностью…» Причиной этой уживчивости многие видят в особенностях русского национального характера. «Отсутствие высокомерного презрения и вражды к населению колонизируемых стран» и их «житейская уступчивость». Способность русских «находить почву для сближения с другими народами» поражала и иностранных наблюдателей, обращавших внимание на отсутствие у русского человека чувства высокомерного превосходства по отношению к населению колонизируемых территорий, столь обычно свойственного западноевропейским переселенцам. В Северной Америке во времена появления там англичан было 2 миллиона индейцев. К началу 20 века их число уменьшилось в 10 раз. А в нашей Сибири писцовые книги в это время говорят о неуклонном росте коренного населения.

Итоги присоединения Сибири 1. Сибирь вошла в состав более развитого государства. 2. Определилась основная территория Российского государства, вырос ее международный авторитет. 3. За Россией были закреплены богатые земли, которые дали колоссальный приток средств. 4. Русское купечество получило возможность для расширения торговли. 5. Россия стала обладательницей природных богатств, крайне важных для нее в будущем.

было интересно… сегодня я узнал… урок дал мне для жизни… я выполнял задания… я понял, что… мне захотелось … я почувствовал, что…