© Тольяттинская академия управления Технологии мышления Чтения Памяти Г.П.Щедровицкого 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. Зинченко Технология освоения проблематизации "Мышление начинается там, где создана проблемная ситуация».
Advertisements

© Тольяттинская академия управления Чтения 2008 Педагогика Г.П.Щедровицкого (СМД – педагогика в версии ТАУ)
© Тольяттинская академия управления А.Зинченко Сопоставление методологии управленческой мыследеятельности в традиции ММК и ОДИ с евро - американской (на.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Понятие «практика» и проблема анализа «методологической практики» Розин В.М. Доклад на XVI Чтениях памяти Г.П. Щедровицкого 23 февраля 2010 года.
Особенности методологического мышления и схематизация В.М. Розин Конференция по схематизации Москва 24 июня 2010.
А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ А. Буряк ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – СТЕРЖЕНЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ XIII чтения памяти Г.П. Щедровицкого.
© Тольяттинская академия управления Идея практики и практичности в традиции Г.П.Щедровицкого.
Щедровицкий Георгий Петрович родился в Москве 23 февраля 1929 года. Его первой страстью стала история, любовь и интерес к которой сохранились на всю жизнь.
Проблемы методологического обсуждения «института мышления» XXVII Чтения памяти Г.П.Щедровицкого Москва 23 февраля 2011 В.М. Розин.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Содержание и формы организации подготовки в Методологической школе управления Пестово Зинченко А.П.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
Транксрипт:

© Тольяттинская академия управления Технологии мышления Чтения Памяти Г.П.Щедровицкого 2007

© Тольяттинская академия управления К программе работ по технологизации мышления в ММК Задачи: Выделить и выразить в обобщенных правилах сокровенную сторону мышления, его приемы и способы, его технологию. Знать строение всех существующих видов знания, законы их развития и обобщения. Выделить мыслительные операции для изменения характера учебного процесса, для предельной рационализации его. Осуществить перестройку всех наук, рационализацию и объединение их на основе новых, более глубоких обобщений; устаревшее, архаичное будет выброшено, современное будет понято в своих принципах, люди начнут строить свою деятельность на знаниях методов современного мышления, и это будет означать, что техника мышления всего человечества поднимется на новую, более высокую ступень. (Известия ).

© Тольяттинская академия управления Понятие о технологии Типы технологий: - В материале природы (машины); - На людях (мегамашины); - В материале форм мысли (оперативные системы.

© Тольяттинская академия управления Разработчики и пользователи

© Тольяттинская академия управления Логика и топика разворачивания темы

© Тольяттинская академия управления Позиция: инженер-методолог

© Тольяттинская академия управления Принцип 1 «Философы лишь различным образом объясняли мир, а методологи, инженеры и управленцы изменяют его» – (по мотивам К.Маркса)

© Тольяттинская академия управления Принцип 2 О друг мой, Аркадий Николаич! воскликнул Базаров. Об одном прошу тебя: не говори красиво!

© Тольяттинская академия управления Принцип 3. Надо знать что получилось в результате исторического процесса, чтобы разобраться в сущности этого процесса, ибо последняя и состоит в результате. Созревшее существо сбрасывает историческое облачение, ставшее тесным и чуждым. (А.Зиновьев «Фактор понимания»)

А. Зинченко Технологии проблематизации в СМД методологии.

© Тольяттинская академия управления Тезис по теме «технология проблематизации». Для чего нужна, и где употребляется технология проблематизации? Каковы назначение и функции технологии проблематизации? Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы научиться работать задачно! То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.

© Тольяттинская академия управления И-29 «Проблемная и задачная организация ситуаций и систем профессинально-производственной и учебной мыследеятельности» (Залучье, Тверская область, ). –задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности; –проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы. Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт? Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?

© Тольяттинская академия управления К «большой» истории проблематизации

© Тольяттинская академия управления К «малой» истории проблематизации в работах ММК и ОДИ

© Тольяттинская академия управления Технологии СМД методологии Г.П. начинал с разработки метода исследования мышления (см. канд. дисс.) и всю последующую жизнь развивал эту тему. Мышление на первых этапах разработки бралось из текстов мыслителей прошлого. А вот метод конструировался отдельно и проверялся в приложении к различным текстам-размышлениям. Прорывы в понимании оформлялись в схемах для коммуникации, критики и трансляции. Сложилась следующая технологическая схема: - новое понимание социокультурной (практической) ситуации; - конструирование схемы-понятия, схватывающей понятое; - объективация – категориальная интерпретация и предметная проработка для включения схемы в корпус (музей) инструментов культуры и интеллекта; - употребление схемы в разработках и исследованиях в функции новой семиотической машины. В этих работах раскрыто устройство знания и это устройство оформлено в понятии. Методологическое знание – это знание о том, как конструировать понятия, организующие деятельность. Разработан ряд понятийных комплексов - понимающих машин: схема знания, схема научного предмета, схемы категории система, сферно-фокусная схема, схема акта МД, схема коллективной МД и многие другие.

© Тольяттинская академия управления Понятийно-фокусная схема проблематизации ( ОДИ -16 – 1983)

© Тольяттинская академия управления Технологическая проработка позволяет говорить о смене форм проблематизации в управленческой мыследеятельности.

© Тольяттинская академия управления Проблематизация и проектирование Условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные представления деятельности и мышления, поэтому можно вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно- функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления. Можно проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы и таким образом формировать знание о том, чего мы не знаем и что знаем плохо. Можно делать выводы: я плохо представляю себе цели этой работы, имею слишком смутное представление о необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п. Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает управленец и благодаря им проблематизация приобретает позитивную форму. Г.П.Щедровицкий

© Тольяттинская академия управления Принципиальная схема проблематизации

© Тольяттинская академия управления Постановка техник проблематизации в режиме ПАС (проектно- аналитической сессии).

А. Зинченко Технология онтологизации в СМД методологии.

© Тольяттинская академия управления Тезис по теме «технология онтологизации». Для чего нужна, и где употребляется технология онтологизации? Каковы назначение и функции технологии онтологизации? Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы осуществлять системно- структурное мышление! То есть - овладеть современными формами понимания сути дела.

© Тольяттинская академия управления Понимание в ММК Г.П. построил новое понятие о знании, которое в идее «восхождения» и в категори «система» предполагает «соединение истин в целое» (В.Розанов). Технику организации понимания – метод топов или мест – начал разрабатывать Аристотель. Знание всегда предметно и конкретно, а топика есть чистая организация с незаполненными местами. И есть две культуры – мыслительная и понимающая. Нельзя обсуждать понимание в терминах мышления и знания. Г.П. нарабатывал техники и инструменты понимания, понимал это, но «вывернуть» свою работу в новую действительность времени и смелости не хватило. Поэтому СМД – подход построен на принципах организации МД и представления о понимании разворачиваются здесь на базе лингвистики и теории коммуникации.

© Тольяттинская академия управления Из опыта собственной практики онтологизации Системно-структурное мышление (в версии ММК и ОДИ) невозможно вне схем. Назначение и функции схем в мышлении – изображение существа дела, над которым строится размышление - поля деятельности (планкарты, топики), условий его разворачивания (машинная, инфраструктурная, сетевая и прочие формы организации), системы управления, технического и кадрового обеспечения. Эти изображения должны обеспечить «единство сущего и существующего» и тем самым практичность и успешность дела. Они и задают онтологию мыследеятельности.

© Тольяттинская академия управления Устройство работы понимания

© Тольяттинская академия управления Формы мысли и материал деятельностиРабота означкования. Типы на различном материале.

© Тольяттинская академия управления Сокрытие сути дела системами управления для обеспечения манипуляций массовой деятельностью

© Тольяттинская академия управления Онтологический фон – пространство рефлексии.

А. Зинченко Технологии схематизации в СМД методологии.

© Тольяттинская академия управления Г.П.Щ.: Структурно-системное мышление в словесном языке невозможно. Схемы в отличие от словесных текстов есть та специфическая форма, знаковая форма, которая позволяет нам строить и осуществлять структурно-системное мышление, а вместе с тем и структурно-системное понимание. Именно появление сложных, неоднородных и многоплановых схем (все схемы являются именно такими, поэтому можно сказать: именно появление схем) сделало возможным структурно-системное мышление. Схемы дают нам возможность изображать делаемое. Методологи впервые начали изображать то, что мы делаем в мышлении. Работа со знаковой формой стала включаться в саму знаковую форму. В традиционном мышлении, как обыденном, так и научном, работа со знаковыми формами знаний никогда не включается в саму знаковую форму. И это порождает массу удивительных вещей: в частности новые возможности для саморазвития мышления.

© Тольяттинская академия управления СМД понятие схемы Мысль (понятое) фиксируется и передается в схеме. Назначение схематизации – представить мир как объекты оперирования мысли.

© Тольяттинская академия управления Функция схем в обучении: Изображение действия, в которое нужно вставить новичка (понимающего ученика).

© Тольяттинская академия управления Назначение и функции схем в методологической работе - Конструирование поля деятельности и способов действия; - Инструмент технологизации интеллектуальных работ и организации действий в категории «система»: пять типов употреблений.

© Тольяттинская академия управления Техники схематизации (конструирование понятий для организации МД) конструкция «ВЕРСТАК» Цели и задачи Положение дел (ситуация) Инструменты

© Тольяттинская академия управления Суть инженерии: все понимать и уметь конструировать Витрувий (П век до н.э.) сформулировал свод требований к архитектору (инженеру): «Он не обязан, да и не может быть таким грамматиком, каким был Аристарх, - лишь бы не был безграмотным; ни музыкантом, как Аристоксен, лишь бы не был несведущ в музыке; ни живописцем, как Апеллес, лишь бы не был неопытен в рисовании; ни ваятелем, подобно Мирону или Поликлету, лишь бы не был невеждою в области ваяния; ни опять-таки врачом, как Гиппократ, лишь бы он не был несведущ в медицине; также и в остальных науках не должен быть он знатоком, лишь бы не был в них невеждою".

© Тольяттинская академия управления Инженерное дело: формы организации Мастерская - (изготовление и пробы инструмента) – ММК. Цех – КБ + опытное производство – (изделия для испытаний на разных полигонах) - ОДИ. Инженерный центр - мастерские, КБ, опытное производство, подготовка смены (подмастерьев и мастеров).

© Тольяттинская академия управления Критерии оценки схемы Ухватывает ли конструкция схемы суть дела, о котором вам необходимо рассказать (проанализировать). Указывает ли схема на устройство объекта размышлений – процессы и механизмы его превращений и преобразований. Позволяет ли схема строить планы стратегических и тактических действий по отношению к объекту. Позволяет ил схема указать на экономическую эффективность (по отношению к существующему положению или к будущему – социальная, техническая и прочая эффективность). Операции проработки схемы Понять задачу (руководитель не имеет права не понимать). Занять позицию. Обозначить подход (задачный – проблемный). Ухватить суть дела в конструкции (взять схему напрокат). Сконструировать устройство схемы: перенос опыта; система управления; поле деятельности (рынок); технология; финансы; персонал; территория; акционеры; государство. Развернуть схему в будущее. Просчитать последствия принятия решений. Работа со схемой

© Тольяттинская академия управления Устройство мастерской

© Тольяттинская академия управления Что и в каких технологиях употребляется нашей командой (ТАУ) из запаса СМД методологии? –Организация понимания. –Техники схематизации. –Приемы управленческой антропотехники. –Метод накопления опыта и формирования управленческого инструментального несессера.

© Тольяттинская академия управления Воспроизводство инженерного дела: институционализация и дессеминация.

© Тольяттинская академия управления Корпус тренажеров для обучения схематизации.

Д и с ц и п л и н а у м а « Н У П » МТМУ Финансовый «мейнстрим» Управленч. «мейнстрим» ИТ «мейнстрим» Проектно-Аналитические работы Ст2Ст1Проф. практика КР ВКР Траектория 3 Траектория 1 Траектория 2 Самоорганизация Бакалавр Магистр ИУУ ТТС Самоопределение Учебный план управленческой подготовки

© Тольяттинская академия управления Устройство образовательного учреждения

© Тольяттинская академия управления Какие проблемы мы решаем, обучая схематизации? проблема подготовки к мышлению (на фоне разрушенной школы). проблема освоения проектного подхода и расширения «настоящего». проблема «связывания» мышления в деятельности или реализации в практической деятельности мыслительных конструкций.

© Тольяттинская академия управления Антропотехника в категориях «система» – «сфера».

© Тольяттинская академия управления Наши конкуренты Современные разработки по технологизации мышления. Примеры интеллектуальных технологий «развивающегося человечества»: 1) ААR, 2) Карты памяти, 3) Проектирование, маркетинг и стратегирование, 4) Коллективная МД – командные работы, 5) Полиэкранная организация (Windows), 6) Инженерно организованная мыследеятельность (TPS – Toyota production system), 7) Прогнозирование – фьючерсы, 8) Управление знаниями (knowledge management), 9) Think tanks, 10) Другие.