Подготовила ученица 8 класс Калинина Елена
Григорий Сокворода- ( ) самый известный ученик Козачинского. Будущий философ, гуманист, поэт, педагог, музыкант. В своих размышлениях особое внимание уделял тому, как человек может стать счастливым. Человек должен быть свободным и любой ценой отстоять свою независимость. Философ не имел ввиду активную борьбу, а необходимость избегать ненавистное миру зло.
В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял Бога («Высочайшее Существо») и «всеобщую мати нашу натуру». При этом натура определяется как «римское слово» синоним слов природа или естествоо, которое во всей своей целокупности также может быть названо миром. При этом мир этот безначалие, и символом его может быть назван змей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами».пантеизму Спинозеприродаестествоозмей, «в коло свитым, свой хвост своими жь держащим зубами» Мироздание он видел состоящим из трёх миров макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоего «символичного мира», связующего большой и малый миры, идеально их в себе отражающего (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух естество» видимой (тварной) и невидимой (Божественной), материи и форм ы, «сир ѣ чь плоть и дух»макрокосмавселеннаямикрокосмаматерииформ ы
Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа» [40][41].платонизма стоицизма Сократа [40][41]
Она:У греков звалась я София в древний век, А мудростью зовёт всяк русский человек, Но римлянин меня Минервою назвал, А христианин добр Христом мне имя дал. Он:Ей сто имён. Она, Однак, у россиян есть бестолковщин а. Оригинальный философский труд представляет поэтическое произведение Сковороды «Разговор о премудрости». В нём философ описывает диалог между человеком, страждущим снискать истину, и Софией. София следующим образом описывает себя: [47] [47] Далее человек, расспрашивая Софию, узнаёт, что у неё есть сестра: [48] [48] По ходу диалога человек начинает провоцировать Софию глупыми вопросами про китайцев, отчего София обвиняет его во лжи и глупости. Человек же обвиняет саму Софию во вранье, тем самым возникает подозрение в том, что это её сестра. Таким образом, читатель, полагавший вначале, что диалог разворачивается между человеком и Софией, в конце не может понять, кто перед ним: была ли то с самого начала София, или же её в диалоге не было вовсе. Так Григорий Сковорода раскрывает ускользающую природу безначальной истины, поиск который упирается в познание самого себя, так как если перед человеком и впрямь предстала София, то не её ли сестра сподвигла человека разувериться во встрече с истиной. Диалог о премудрости Сковороды представляет особый интерес в контексте истории русской философии, так как он предвещает Софиологию двоюродного правнука Сковороды Владимира Соловьёва.