Всеобуч 2010 Зам. директора по УВР Долгих Э.Т. Школа-сад «Родничок»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства МДОУ 36 «Золотой петушок» 2013г.
Advertisements

ПЕДСОВЕТ 1 ОТ Г. МБДОУ Д/САД 16 П. ВЕЛИКОДВОРСКИЙ Развитие познавательных интересов детей через поисково- исследовательскую деятельность.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Звездочка» Детское экспериментирование - как средство.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». Захарова Елена Анатольевна.
Жизнь во всех её проявлениях становится всё разнообразнее и сложнее: она всё больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средне общеобразовательная школа 305 Педагогический проект Детское экспериментирование Работа воспитателей:
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. «ЛЮДИ, НАУЧИВШИЕСЯ НАБЛЮДЕНИЯМ И ОПЫТАМ, ПРИОБРЕТАЮТ СПОСОБНОСТЬ САМИМ СТАВИТЬ ВОПРОСЫ И ПОЛУЧАТЬ НА НИХ ФАКТИЧЕСКИЕ.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного.
Автор проекта : Перькова Нина Александровна Воспитатель МДОУ д / с 7 « Солнышко » г. Ершов Саратовская область 2010 год.
сканирование0001
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Фоменко Полины Ланиловны МКДОУ Краснозерский детский сад 4.
Ребята сделали скворечники. Выберите перелётных птиц. Скворец ГрачЛасточка Воспитание экологической культуры младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной.
Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ Воспитатель: Пшеничникова Т.Н.
Мелишникова Светлана Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад 48 «Пчелка»
Познавательно- исследовательские проекты в ДОУ. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника Особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
Т ЕМА : «П ОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ » Малышева Любовь Николаевна воспитатель МКДОУ.
Составители: Погаленко И.А зам.зав. по УВР, Гаврилова Э.И. воспитатель.
Тема опыта: «Использование элементарного экспериментирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста как средство ознакомления детей с качествами.
Я - исследователь. П ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Ограниченные возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания собственных.
Транксрипт:

Всеобуч 2010 Зам. директора по УВР Долгих Э.Т. Школа-сад «Родничок»

«Образовательный предел» - миф или реальность? «Образовательный предел» - миф или реальность? ВУЗ Средние УЗ школа Детский сад Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Необходимость развития познавательной активности детей в элементарной исследовательской деятельности Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Ребенок, научившийся реализовывать свой интеллектуально- творческий потенциал в дошкольном детстве, успешно продолжает путь личностной самореализации и на этапе обучения в начальной школе и имеет мотив к личностному росту в дальнейшем. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познава- тельных интеллектуальных способностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с законами и обстоятельствами, определяющими достижимость цели. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Дети получают знания не только на специальных занятиях, а в повседневной жизни и через различные виды деятельности. Опыт работы показывает ОУ, что познавательно- исследовательская деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно- пространственная среда. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играет семейное воспитание. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

В группах и классах созданы исследовательские уголки. Там есть различные материалы для исследований: образцы песка, глины, опилок; образцы полезных ископаемых нашего края; камни (гранит, галька, гравий, керамзит); медь, железо, уголь, магнит; смола, асфальт, мел, резина, каучук; семена цветов, деревьев (шишки, желуди, орехи, крылатки и др.), зерновых культур (пшеница, рожь, овес, рис, греча и др.); семена огородных культур; гербарий (растения, произрастающие в нашем крае); виды тканей и бумаги; коллекции ; схемы для проведения опытов. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование: разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; увеличительные стекла, лупы (микроскоп); измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька; компас, бинокль; пилочки, наждачная бумага, пипетки; губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.; микроскопы, глобус. Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Для активизации детской исследовательской деятельности используется оборудование: разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.); шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито; увеличительные стекла, лупы (микроскоп); измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр и пр.); фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька; компас, бинокль; пилочки, наждачная бумага, пипетки; губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.; микроскопы, глобус. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Вместе с детьми можно выращивать разнообразные комнатные растения, заниматься опытной пересадкой цветов с клумб осенью (календула, петуния и др.), посадкой растений зимой на подоконнике и весной на опытном участке. Наблюдать за развитием живых объектов: хомячком, свинкой, канарейкой. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Вместе с детьми собирайте и изучайте познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), рассказы, сказки, пословицы, загадки и пр.; исторические сведения о родном крае и т.д. Тематическая подборка книг должна соответствовать изучаемым проблемам. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Вместе с детьми разработайте семейные ритуалы: утренние и вечерние беседы (планирование); путешествия по родному краю; доброе дело: посадить, вылечить, оказать помощь! Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Определенный период посвящайте определенной познавательной теме: «Домашние животные», «Цветы», «Мир растений», «Средства передвижения», «Человек» и др., ведите работу над ней поэтапно. Определенный период посвящайте определенной познавательной теме: «Домашние животные», «Цветы», «Мир растений», «Средства передвижения», «Человек» и др., ведите работу над ней поэтапно. 1-й этап выбор исследуемого объекта. 2-й этап «постановка вопросов»: 1. Какие бывают виды исследуемого объекта? 2. Какие функции выполняют данные объекты? 3. Какими свойствами и качествами обладают? 4. На что влияют? 3-й этап проведение исследования. Ребёнок,с помощью взрослого, собирает информацию и зарисовывает ее символами на листочках (в альбоме, тетради ит.д.) или подбирают картинки, содержащие информацию, делает записи. 4-й этап подведение итогов. 1-й этап выбор исследуемого объекта. 2-й этап «постановка вопросов»: 1. Какие бывают виды исследуемого объекта? 2. Какие функции выполняют данные объекты? 3. Какими свойствами и качествами обладают? 4. На что влияют? 3-й этап проведение исследования. Ребёнок,с помощью взрослого, собирает информацию и зарисовывает ее символами на листочках (в альбоме, тетради ит.д.) или подбирают картинки, содержащие информацию, делает записи. 4-й этап подведение итогов. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Факты, собранные детьми анализируются и готовится сообщение, с которым можно познакомить других детей в детском саду или в школе на НПК. Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо продумать план действий. Подумав, дети говорят о том, что знают о данном объекте. Ответы фиксируются символами. Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Факты, собранные детьми анализируются и готовится сообщение, с которым можно познакомить других детей в детском саду или в школе на НПК. Очень важен момент сбора информации. Детям необходимо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо продумать план действий. Подумав, дети говорят о том, что знают о данном объекте. Ответы фиксируются символами. Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Следующий метод «Спросить у другого человека». Научить ребенка спрашивать и воспринимать информацию одна из важнейших целей исследовательской деятельности. Специалисты в области психологии считают, что умение поставить вопрос часто ценится больше, чем умение его решить. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Используется и метод «Узнать из книг». Необходимо заранее подобрать литературу. Договориться с детьми о том, чтобы они учились подбирать нужную литературу и читали нужную информацию об исследуемом объекте из справочника, энциклопедий. Нужную информацию читаем, при этом фиксируем ее в символах (схемах) или записываем. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Метод «Наблюдение и эксперимент». Проводя наблюдения, например, за растениями, необходимо отметить их особенности, из чего они состоят, какой формы, цвета, размера, каковы на ощупь, какие запахи и звуки издают (задействуем все анализаторы). Можно провести эксперимент. «Что необходимо для роста, в каких условиях быстрее прорастает семя, с чем это связано?» Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Алгоритм построения познавательных занятий с детьми 1. Интересное начало точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.). 3. Сообщения детей. 4 Опытно-экспериментальная деятельность. 5. Умозаключения детей на основе опытов. 6. Решение проблемных задач, ситуаций. 7. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание). Алгоритм построения познавательных занятий с детьми 1. Интересное начало точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.). 3. Сообщения детей. 4 Опытно-экспериментальная деятельность. 5. Умозаключения детей на основе опытов. 6. Решение проблемных задач, ситуаций. 7. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание). Такой алгоритм деятельности позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Алгоритм проведения эвристической беседы Где живет? (Собака, курица, кошка и пр.). Из чего они состоят? (Части тела). Как выглядит их жилье? (Из чего состоит). Чем питаются? Какие приспособления для кормления придумал человек? Что умеют делать? Чего боятся? Польза и вред. Как за ними ухаживать? Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Важнейший вид поисковой деятельности экспериментирование. Детское экспериментирование особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков). Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов в специальные стаканчики, дети могут наблюдать за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений нужно заносить в специально разработанный календарь. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов. Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Организация исследовательской деятельности в процессе наблюдений И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты: определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит; разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных разные формы поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Организация исследовательской деятельности в процессе наблюдений И.П.Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. В содержание наблюдений за объектами природы включаются следующие моменты: определение строения растений и животных, выделение целостного объекта и частей, из которых он состоит; разнообразные проявления живых существ (способы функционирования, для животных разные формы поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у детей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях. Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у детей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Например, цикл наблюдений за рыбкой может включать в себя следующие направления: 1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбки, водоросли, камешки и пр.). Какие они? 2. В каких условиях живет рыбка? (Где она плавает, чем дышит). 3. Что и как ест рыбка? 4. Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т.д.). Почему такое обтекаемое тело? 5. Рыбка живая. Как о ней надо заботиться? 6. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро). 7. Как рыбка отдыхает? 8. Аквариум с рыбками это красиво. Например, цикл наблюдений за рыбкой может включать в себя следующие направления: 1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбки, водоросли, камешки и пр.). Какие они? 2. В каких условиях живет рыбка? (Где она плавает, чем дышит). 3. Что и как ест рыбка? 4. Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т.д.). Почему такое обтекаемое тело? 5. Рыбка живая. Как о ней надо заботиться? 6. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро). 7. Как рыбка отдыхает? 8. Аквариум с рыбками это красиво. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.

Через исследовательскую деятельность дети учатся: - видеть проблемы; - задавать вопросы; - выдвигать гипотезы; - давать определения понятиям; - классифицировать; - наблюдать; - проводить эксперимент; - структурировать полученный в ходе исследования материал; - делать выводы и умозаключения; - доказывать и защищать свои идеи. Зам. директора по УВР Долгих Э.Т.