Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): акцент со знаний, умений и навыков переносится на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ МДОАУ «Детский сад 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска» «Коммуникативное развитие дошкольников через различные.
Advertisements

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
«Дидактические игры и пособия по речевому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Подготовила ст. воспитатель МКДОУ детский сад 2 Олейникова.
Теоретические аспекты введения ФГОС ДО по речевому развитию детей Заместитель заведующего МАДОУ 77 В. В. Родина ФГОС ДО.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образовательная область «Речевое развитие». Цели речевого развития в соответствии с ФГОС обогащение активного словаря развитие связной, грамматически.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
Тимофеева Н.С., воспитатель МДОУ д/с с. Тюбук. ОСНОВУ ИГРОВОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИТУАЦИИ СОСТАВЛЯЕТ СЦЕНАРИЙ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ. СЦЕНАРИЙ ОБЩЕНИЯ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
МАЛИНИНА Э.А., СТ.ВОСПИТАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ КРИВОВА А.С., ВОСПИТАТЕЛЬ, ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ «Организация воспитательно-образовательного.
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Развивающая предметно- пространственная среда как средство развития речи детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 155 комбинированного.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребёнка – детский сад 13» городского округа – город Галич Костромской области Презентация.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
План проведения 1. Вступительное слово. Консультант отдела мониторинга дошкольного образования Ярушкина Н.Н. 2.Развитие связной речи детей дошкольного.
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно - ролевой игре Подготовила воспитатель « Детский сад комбинированного вида « Солнышко.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Транксрипт:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались». Актуальность:

ОО «Речевое развитие» включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитателю необходимо помогать ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является игровая образовательная ситуация - одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, (по О. М. Ельцовой, А. Н. Тереховой), которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Ельцова О. М., Терехова А. Н. Основой игровой обучающей ситуации определяют сценарий активизирующего общения (ситуация общения.) - как специально проектируемую педагогом или возникающую спонтанно форму общения, направленную на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. - разговор воспитателя с детьми, - игры- путешествия, - игры-беседы, - игры-драматизации, - игры-импровизации. Педагог чаще всего находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) и т.д.

Например: 1. Ситуация общения на развитие коммуникативных умений «Что не так?» Цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования. (Каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком). 2. Ситуация общения на развитие коммуникативных умений «Улыбка». Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения. (Нужно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его). 3. Специально планируемые ситуации общения. Игры-викторины: – «Придумай загадку». Цель: упражнять детей в описании предметов. – «Кто лучше знает свой город». Цель: упражнять в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города. – «Из какой сказки вещи». Цель: упражнять в развитии объяснительной речи. – «Магазин волшебных вещей». Цель: упражнять в использовании средств языковой выразительности

Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия. К этим условиям можно отнести: -обогащение детей впечатлениями об окружающем мире, -привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр…), -активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. \ В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» Цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились» и др.);

О.М. Ельцова отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть:

В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.

. В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый-злой, честный-лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

Типы ИОС: Первый тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность. Литературная биография каждого из них позволяет использовать различные стороны их поведения. Второй тип ИОС – использование игрушек-аналогов. Построение игровой обучающей ситуации с игрушками - аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным моментам: внешнему облику, условиям жизни, способу функционирования, способу взаимодействия с ними. Третий тип ИОС включает в себя различные варианты игры в путешествие, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательной организации педагогу важно: во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности, во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей».

ИОС, характе­ризует следующее: 1)имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочно-литературного произве­дения, которое хорошо знакомо дошкольникам; 2) в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель и воспи­тательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сю­жет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.; 4) игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом; 5) воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Вывод: игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

Литература: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», Ельцова О.М., Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» Издательство: Детство-Пресс, с.

Литература: 4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" Сиротина В.Л. Использование игровых обучающих ситуаций в реализации образовательной области «Коммуникация» [Текст]: методическое пособие. – Челябинск, – 24 с. 7. Смирнова И. «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО» [Электронный ресурс] URL: