Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и творчество Александра Исаевича Солженицына Такой сосредоточенности на одном авторе, может быть, никакая литература не знала и не узнает никогда.
Advertisements

А.И.Солженцын «Один день Ивана Денисовича». «Остаться человеком …» (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»). 1. «…и чем дальше, тем крепче.
«Прошёл день, ничем не омрачённыё, почти счастливый»
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Лагерная тема. Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Александр Исаевич Солженицын - писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области.
«Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» А.Твардовский Жизнь и творчество Александра Солженицына Александра Солженицына.
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность. Александр Исаевич Солженицын Писатель. Общественный деятель. Личность.
«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Нравственная позиция Шухова» Учитель русского языка и литературы МОУ школы 45 г.о. Тольятти Каткова Тамара.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
ПоступокНравственность Поступок – это совершенное кем-нибудь действие. Нравственность– это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества,
Александр Исаевич Солженицы н Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске в крестьянской семье через несколько месяцев после смерти отца
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Тема: «Человек за колючей проволокой» Авторы-составители: Учитель литературы: Некрылова Е.Р. Учитель истории: Сорокина Е.Н. МОУ гимназия 13 ТЗР Г.Волгоград.
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
Александр Исаевич Солженицын Сане Солженицыну 6 лет Александр Солженицын студент Ростовского университета.
Целеполагание. О чем мы будем говорить? Добро и зло… За этими словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Добро и зло… За этими словами скрыта.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Из литературы Вятского края 20 века Творчество В. Н. Крупина Автор: Чайникова В.В., учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МКОУ.
Константин Воробьев «Убиты под Москвой». ...Нам свои боевые Не носить ордена. Вам все это, живые, Нам отрада одна: Что недаром боролись Мы за Родину-мать.
Транксрипт:

Александр Исаевич Солженицын ( ) Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Арест 9 февраля 1945 года арестован на командном пункте. Сначала он находится на Лубянке, затем Бутырская тюрьма. 25 июля 1946 года осужден на 8 лет лагерей по статье 58 п. 10 и год Солженицын попадает в Марфинскую «шаражку» под Москвой (сейчас район Москвы). Январь 1953 года освобождение на вечное ссыльнопоселение год, 6 февраля ПОЛНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ год, 6 февраля ПОЛНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ.

В лагере В лагере было пережито очень многое: смерть людей, болезни, голод и приобретена удивительная сила духа, которая помогла выжить, не сломаться, поставить цели и достичь их.

История создания Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем... достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все». Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтó отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано все». Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтó отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано все». Первоначальное название рассказа «Щ-854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения повесть. Первоначальное название рассказа «Щ-854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения повесть.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Игорь Шафаревич, «Наш современник», 1990 год: «Я очень хорошо помню свое впечатление, когда появился «Один день Ивана Денисовича». Как меня поразило то, насколько это традиционно русское произведение. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного – появился прекрасный русский писатель, он пишет в духе русской традиции. Но тогда это далеко не казалось так само собой очевидным». «Я очень хорошо помню свое впечатление, когда появился «Один день Ивана Денисовича». Как меня поразило то, насколько это традиционно русское произведение. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного – появился прекрасный русский писатель, он пишет в духе русской традиции. Но тогда это далеко не казалось так само собой очевидным». 11 «Нового мира» за 1962 год

Особенности рассказа: Совершенно новая тема. Совершенно новая тема. Совершенно новый подход, взгляд. Совершенно новый подход, взгляд. жизнь происходит СЕГОДНЯ и СЕЙЧАС. жизнь происходит СЕГОДНЯ и СЕЙЧАС. Утверждается вечное, общечеловеческое, непреходящее над приходящим, классовым. Утверждается вечное, общечеловеческое, непреходящее над приходящим, классовым. Солженицын расширяет, возвращает исконное для русской литературы понятие ГУМАНИЗМА. Солженицын расширяет, возвращает исконное для русской литературы понятие ГУМАНИЗМА. Солженицын утверждает идеи добра, справедливости, сострадания (но не абсолютного добра и сострадания) Солженицын утверждает идеи добра, справедливости, сострадания (но не абсолютного добра и сострадания)

Открытия А.И.Солженицына Картины лагерной жизни; Картины лагерной жизни; Правда о несправедливости и преступности власти; Правда о несправедливости и преступности власти; Правда о несчастье целого народа; Правда о несчастье целого народа; Правда о конкретных событиях эпохи. Правда о конкретных событиях эпохи.

Особенность композиции. Не делится на главы, пишется и читается на одном дыхании, единый поток повествования. Не делится на главы, пишется и читается на одном дыхании, единый поток повествования. Раскрытие диалектики души и психологии героя. Раскрытие диалектики души и психологии героя. Особенность языка. Своеобразен язык прозы Солженицына. Своеобразен язык прозы Солженицына. концентрированность, сжатость, лаконичность изображения. Нет характеристик героя, нет описательных повествований. концентрированность, сжатость, лаконичность изображения. Нет характеристик героя, нет описательных повествований. Жаргон вводится с целью подчеркнуть, создать художественное впечатление подлинности происходящего. Особое чувство меры, вкуса, лингвистического чутья. Жаргон вводится с целью подчеркнуть, создать художественное впечатление подлинности происходящего. Особое чувство меры, вкуса, лингвистического чутья.

Действующие персонажи: «стукачи»; «стукачи»; «шестёрки»; «шестёрки»; «придурки»; «придурки»; «шакалы»(Фетюков); «шакалы»(Фетюков); гордец капитан Буйновский; гордец капитан Буйновский; Алёша-баптист; Алёша-баптист; интеллигент Цезарь; интеллигент Цезарь; бригадир Тюрин; бригадир Тюрин; Старик Ю-81 ; Старик Ю-81 ; И.Д.Шухов И.Д.Шухов

Герой Щ -854; Щ -854; причина ареста: окружение, плен; причина ареста: окружение, плен; Привычка к труду становится почти нравственной категорией. Это помогает герою выжить Привычка к труду становится почти нравственной категорией. Это помогает герою выжить Шухов не борец, но может с его терпением очень много. Шухов не борец, но может с его терпением очень много. (Какого героя классической русской литературы он вам напоминает своим взглядом на жизнь?)

Как выживает Шухов? Шухов никогда не просыпал подъема, всегда вставал по нему -- до развода было часа полтора времени своего, не казенного, и кто знает лагерную жизнь, всегда может подработать: шить кому- нибудь из старой подкладки чехол на рукавички; богатому бригаднику подать сухие валенки прямо на койку, чтоб ему босиком не топтаться вкруг кучи, не выбирать; или пробежать по каптеркам, где кому надо услужить, подмести или поднести что-нибудь; или идти в столовую собирать миски со столов и сносить их горками в посудомойку – тоже накормят, но там охотников много, отбою нет, а главное -- если в миске что осталось, не удержишься, начнешь миски лизать. А Шухову крепко запомнились слова его первого бригадира Кузёмина -- старый был лагерный волк, сидел к девятьсот сорок третьему году уже двенадцать лет и своему пополнению, привезенному с фронта, как-то на голой просеке у костра сказал: -- Здесь, ребята, закон -- тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать. Насчет кума -- это, конечно, он загнул. Те-то себя сберегают. Только береженье их -- на чужой крови.

Принципы жизни героя в лагере: Миски не лизать; Миски не лизать; На санчасть не надеяться; На санчасть не надеяться; Не «стучать»; Не «стучать»; Не мог себя допустить есть в шапке; Не мог себя допустить есть в шапке; Не клянчить окурки («Он бы себя не уронил и в рот бы не смотрел») Не клянчить окурки («Он бы себя не уронил и в рот бы не смотрел») Шухов никого не обижал, Шухов никого не обижал, Помогал другим, выручал. Помогал другим, выручал. Хлеб носил в чистой тряпочке; Хлеб носил в чистой тряпочке; Зарабатывал честным трудом. Зарабатывал честным трудом.

К выводу: Сопоставьте и прокомментируйте два заключительные абзаца в рассказе. Сопоставьте и прокомментируйте два заключительные абзаца в рассказе. Равнозначны ли они по тональности? Равнозначны ли они по тональности? Как вы понимаете смысл названия рассказа? Как вы понимаете смысл названия рассказа?

«Засыпал Шухов, вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. Ине заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось...»

Иллюстрации народного народного художника РСФСР И.П.Обросова

Нобелевская премия А.И.Солженицын был исключён из Союза советских писателей, а вскоре после этого, в 1970 году, удостоен Нобелевской премии по литературе «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Нобелевская премия

Последние годы жизни

Тема Дома и образ праведника в повести «Матренин двор» Эпиграф «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам» Сократ «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам» Сократ Материалы взяты из работы учителя Котыновой Елены Юрьевны, г. Великие Луки.

«Дом там, где наше сердце.» Плиний «Дом там, где наше сердце.» Плиний «Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие – неправильные снаружи, но жить которых так уютно. То же самое и люди».В.Федорович «Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие – неправильные снаружи, но жить которых так уютно. То же самое и люди».В.Федорович «Дом человека – его замок.» Э. Коук «Дом человека – его замок.» Э. Коук «Тот – счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрёл мир в собственном доме.» И.Гёте «Тот – счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрёл мир в собственном доме.» И.Гёте «Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там.» Д.Мур «Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там.» Д.Мур

Почему же дом – святое из святых - стал разрушаться? Кто виноват в таком положении людей? (Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию): форс – мажорные обстоятельства (две войны, революция) форс – мажорные обстоятельства (две войны, революция) сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из неё вырваться сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из неё вырваться бесконечная покорность и терпение народа бесконечная покорность и терпение народа равнодушие, злоба среди людей равнодушие, злоба среди людей государственное устройство, власть, для которой простые люди - крепостные государственное устройство, власть, для которой простые люди - крепостные изуродованные отношения между родственниками изуродованные отношения между родственниками

1. «Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Сократ 2. «Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию». Цицерон 3. «Только сердце делает человеком – всё остальное вздор». Петроний Гай 4. «Человек хуже зверя, когда он зверь». Рабиндранат Тагор 5. «Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой деятельности». Гегель 6. «Алчная душа всем злым делам начало». Иоанн Дамаскин 7. «Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил». Гелий Авл 8. «Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя». Аттар Фарид Ад-дин 9. «Побудительные причины – вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно». Лабрюйер 10. «Когда исходят из выгоды, то множат злобу». Конфуций 11. «Сильные люди всегда просты». Л.Толстой

Домашнее задание. « Нужны ли такие люди, как Матрёна, моим современникам? » Домашнее задание. « Нужны ли такие люди, как Матрёна, моим современникам? » Материалы взяты из работы учителя Котыновой Елены Юрьевны, г. Великие Луки.