Культурологический подход в формировании культурологической компетенции Выполнила студентка 1 курса магистратуры, Факультета гуманитарных технологий группы 612 м, Урсу Анна.
Основные понятия Поликультурная личность – личность, способная ориентироваться в социокультурной, этнокультурной и индивидуально-культурной концептосферах, эффективно взаимодействовать с представителями поликультурного пространства.
Основные понятия Культурологический подход, по мнению И. Е. Видт, Е. В. Бондаревской, М. В. Кларина, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой, О. С. Газман, В. В. Серикова, И. С. Якиманской, предполагает рассмотрение педагогических понятий как культурных, способствующих успешной социализации личности, посредством трансляции определенных норм, установок, ценностей, смыслов, накопленных человечеством.
Основные понятия Культурологический подход в педагогике - это понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
Цель системы образования с позиции культурологического подхода - формирование человека как субъекта культурно- исторического процесса, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем А.С.Арсеньев.
«…Если человек живет среди людей, то он уже не может отрешиться от культуры, - культура придает ему форму или, напротив, уродует его, традиция захватывает его и формирует его голову, формирует члены его тела. Какова культура, насколько податлив материал, от этого зависит, каким станет человек, какой облик примет он…». И.Г. Гердер
Культурологический подход в обучении РКИ *Художественные тексты *Прецедентные тексты *Аудиовизуальные материалы *Экранизации
Культурологическая компетенция -осознание себя как носителя национальных ценностей и культуры, восприятие себя как части свое культуры, истории своей страны и народа, так и всего человечества; -развитая коммуникативная культура, взаимодействие между людьми разных культур; -толерантное отношение к представителям других культур, готовность к восприятию ценностей других культур; -потребность в самообразовании и самообучении.
Текст как инструмент культурологического подхода в преподавании РКИ Художественный текст можно рассматривать как артефакт культуры – в таких текстах можно увидеть ментальные особенности представителей русской культуры, отраженные в языке.
Русская безэквивалентная лексика Тайга Болото окрошка Крестины Край боярин губернатор выносить сор из избы кашу маслом не испортишь красна девица добрый молодец Петр Первый
Прецедентные тексты – те, которые имеют большое познавательное и эмоциональное значение для учащегося, и при том хорошо известные в культуре изучаемого языка. Прецедентные тексты являются сложными по форме, включают в себя множество устойчивых словосочетаний, фразеологизмов, слов.
Примеры Словарный запас английского сводился к самым необходимым выражениям и ненамного превосходил набор Эллочки-людоедки. [Андреев О. Отель. С. 48 ] А у наших соседей посадил дед коноплю. Выросла конопля большая- пребольшая. Позвал дед бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку... Тянут они коноплю, потянут... Ко роче, жили они долго и весело...
Работа с прецедентным текстом 1. Формирование навыков узнавания прецедентного текста. 2. Понимание значения прецедентного текста. 3. Навыки использования прецедентного текста на занятиях. 4. Использование прецедентных текстов в коммуникативных ситуациях.