САМОАНАЛИЗ УРОКА. Актуальность заключается в : необходимости представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации ; умении осуществлять рефлексию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боброва Н.А учитель математики МАОУ «СОШ7». I.Требования к самоанализу современного урока Изменения, связанные с введением ФГОС, касаются не только деятельности.
Advertisements

Cамоанализ современного урока в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Самоанализ занятия Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот.
Кто не стремится, Тот не достигает. Кто не дерзает, Тот не получает. В. Г. Белинский.
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
Методика определения результативности урока. Анализ и самоанализ урока. Заместитель директора по учебной работе ГУО «Ольховская средняя школа» Савко Людмила.
Методические рекомендации для проведения анализа современного урока.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Анализ и самоанализ урока русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 26 Рыжков И.П.
Самоанализ урока. Самоанализ Самоанализ- это степень осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока; Самоанализ- это оценка учителем.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Презентация по теме: «Повышение компетентности педагогов - путь повышения компетентности обучающихся» Выполнила учитель иностранных языков МАОУ СОШ 18.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Подготовила преподаватель химии ААТК Плиева Э. П г.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Транксрипт:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Актуальность заключается в : необходимости представлять результаты своей работы, при прохождении аттестации ; умении осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности ; ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить неиспользованные резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

САМОАНАЛИЗ традиционного урока 1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели. 2. Организация урока : а ) тип урока ; б ) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени ; соответствие построения урока его содержанию и цели ; в ) подготовленность класса к уроку ; г ) организация учащихся для активной работы на уроке ; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы ; д ) плотность урока ; рациональное использование времени. 3. Содержание урока : а ) научность материала ; б ) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся ; в ) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель ; г ) воспитательная направленность урока ; д ) связь теории с практикой ; раскрытие практической значимости знаний ; обучение учащихся применению своих знаний на практике ; е ) связь изучаемого материала с ранее пройденным ; приемы повторения ; ж ) межпредметные связи ; з ) речь учителя : грамотность, эмоциональность, лексическое богатство ; и ) качество знаний учащихся, их умений и навыков ; к ) речь учащихся. 4. Методика проведения урока : а ) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока ; б ) методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока ; в ) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов ; г ) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов ; д ) работа с отстающими и слабоуспевающими ; е ) владение методами активного обучения ; целесообразность их применения на данном уроке ; ж ) система оценки знаний, ее педагогическая ценность. 5. Общение на уроке : тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми. 6. Работа и поведение учащихся на уроке : а ) активность класса и отдельных учащихся ; б ) заинтересованность учащихся материалом урока ; отношение к уроку ; в ) отношение к учителю ; г ) дисциплинированность и организованность ; д ) речь учащихся, их вопросы. 7. Общие выводы по уроку. 8. Как будет учтен опыт урока в вашей дальнейшей работе ?

Методика системного подхода к самоанализу учителем урока развивающего обучения I. Краткая общая характеристика класса 1. Общая подготовленность класса к коллективно - распределенной деятельности : - умение работать в парах ; - умение работать в малых группах ; - умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать ; - умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга. 2. Общая характеристика общения. Что преобладает : соперничество или сотрудничество ? Проблема лидеров и аутсайдеров. 3. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе. 4. Общая характеристика освоения программы к этому времени. II. Анализ эффективности проекта урока 1. Реальность цели урока. 2. Каким образом организовать на уроке коллективно - распределенную деятельность ? 3. Что проектировалось изучить ? Зачем ? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал ? 4. Какие ( ое ) понятия были намечены для усвоения учащимися ? На какие другие понятия они ( оно ) опираются ? Для каких являются базой ? 5. Что знают ученики об изучаемом понятии ? 6. Сущностные характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся. 7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия ? 8. Каким образом проектировался ввод учащихся в учебную задачу ? 9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи ? 10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи ? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся ? 11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока ? 12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока. III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла ? 1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом ? В чем выражается разрыв ? Удалось ли осуществить намеченную программу ? Если да, то почему ? Если нет, то почему ? 2. Соответствие формы организации коллективно - распределенной деятельности поставленной цели урока. Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии ? 3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха ? 4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи ? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения ? 5. Была ли принята учебная задача учащимися ? 6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи ? 7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели ? 8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач ? Уровень задач, их « интересность » с точки зрения лингвистического или математического материала ?

Как был организован контроль ? Контроль проходил как самостоятельное действие или был включен в состав других действий ? Что ученик контролировал : процесс выполнения действия или только результат ? Когда контроль осуществлялся : в начале действия, в процессе действия или после его окончания ? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми ? 10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя ? IV. Оценка целостности урока 1. Насколько содержание коллективно - распределенной деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения ? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик - ученик, ученик - учитель, ученик - группа ? Не подменялась ли коллективно - распределенная деятельность автономно - индивидуальной ? 2. Каким образом характер коллективно - распределенной деятельности ( совершенство или несовершенство ) повлиял на качество осуществления учебной деятельности ? 3. Как характер осуществления коллективно - распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся ? 4. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы ( с т. з. качества их осуществления ) и их влияние на конечный результат урока. 5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия. V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока 1. Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока ? 2. Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке : люди, он сам, труд, Родина. 3. Как вели себя ученики ? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей ? 4. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками ? VI. Аспект оценки конечного результата урока 1. Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников ? 2. Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности. 3. Анализ конкретных недостатков урока : недостатки, « проколы », удачи. Таков один из возможных вариантов методики самоанализа учителем урока развивающего обучения. Чем же самоанализ урока учителем отличается от его анализа, например, руководителем школы ? Прежде всего тем, что самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность учителя, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой. Далее. Особенность самоанализа урока заключается в том, что он должен проводиться через ракурс класса и конкретных учеников. Настоящий самоанализ – это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить учителя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам себя.

Схема самоанализа личностно - ориентированного урока I. Подготовка учителя к уроку. 1.1 Каков был замысел, план проведения урока и почему ? Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока ? 1.2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков ? 1.3. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается ? 1.4. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы ( в том числе других предметов )? 1.5. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы ? 1.6. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение ? 1.7. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку ( и почему именно эти особенности )? II Организация урока Как и почему был выбран именно этот тип урока ? 2.2. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока ? 2.3. Можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели ? 2.4. Организация рефлексии учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке. III. Содержание урока Какие главные задачи решались на уроке и почему ? 3.2. Какими способами познавательной и практической деятельности овладели учащиеся на уроке Участвовали учащиеся в творческом поиске ? 3.4. В чем состоял развивающий характер содержания обучения на данном уроке ? 3.5. Какими способами личностного развития овладели учащиеся ? ( умением коммуникабельности, сотрудничества, взаимопомощи, умением обобщать и др.)

IV. Технология обучения Чем обосновывается конкретный ход урока ? характер взаимодействия учителя и учащихся ? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения ? 4.2. Имело ли обучение диалогический характер ? 4.3. Как была организована сам. творческая работа учащихся на уроке ? 4.4. Какими методами, приемами учитель приводил детей в состояние активности ? V. Экология урока Какие условия ( социально - психологические, гигиенические, учебно - материальные, эстетические ) были созданы для проведения урока ? 5.2. Пережили ли дети радостное чувство успеха ? VI. Педагогическая культура и профессионализм учителя Были ли изменения ( отклонения, усовершенствования ) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока ? какие ? почему ? К чему они привели ? 6.2. Умеет ли учитель ставить проблемные вопросы по ходу изучения темы ? 6.3. Проявил ли учитель вдохновение, артистизм, индивидуальный пед. почерк ? VII Итоги урока Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока ? Каковы неиспользованные резервные возможности ? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по - другому ? 7.2 Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее ?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ Куничкиной В. А. 1. Данная тема « Этнос и этнические общности » изучается, дополняя и расширяя знания учащихся в разделе « Социология » в главе « Нации и межнациональные отношения » в 8, 9, 10, 11 классах на уроках истории и обществознания, используя знания по географии. Эта тема связана с предыдущими темами : « Социальная структура общества » и « Социальные общности ». Этот урок « работает » на последующие уроки, темы и разделы, т. к. закладывает знания основных обществоведческих понятий. Специфика этого урока в попытки мотивированности усвоения данного материала, для преодоления в учениках социально - правового ( равнодушия к жизни и будущему ). 2. Реальные возможности учащихся для активной самостоятельной работы ( ограничены по многим субъективным и объективным факторам ). Слабая подготовка, низкие интеллектуальные способности отдельных учащихся были учтены. На уроке по типу « Изучение нового материала » в комплексе решались и образовательные, и воспитательные задачи, а также развития мыслительной деятельности : 1). Дать знания по теме ; 2). Воспитание гражданина с активной жизненной позицией ; 3). Обучение анализу, синтезу, полученных знаний. 4. Именно комбинированная структура урока, включающая опрос, объяснение учителя, диспут, самостоятельную работу были рациональны на данном уроке в данной классе. Время распределено на все этапы урока рационально, между различными этапами урока определена тесная связь. Главный акцент на уроке делался на понятиях « этнос », « народность », « нация », факторы, условия и события в их формировании. Осуществлялось использование различных методов, главный из которых – визуальный. Осуществлялось сочетание нескольких форм обучения : 1). « мозговой штурм »: а ). постановка проблемного вопроса ; б ). дано опережающее задание ; 2). Работа с текстами ; 3). Словарная работа. 5. Урок проводился в кабинете с использованием накопленных дополнительных материалов ( схем, словаря, заданий по карточкам ). Обучение носило диалогический характер. 6. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет активизации деятельности учащихся с использованием ИКТ. Психологический климат обеспечивался поощрениями учащихся, индивидуальной поддержкой. Многие дети пережили на уроке радостное чувство успеха. 7.. Цели и задачи на уроке были реализованы. Урок полностью отвечал принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально - личностного подхода. Общая атмосфера и образовательная среда способствовали саморазвитию, самовыражению, развитию мышления, чувств и личного опыта, стимулировали личные смыслы учения.