К.ф.н. Москалев И.Е. (e-mail: imosk@mail.ru) Методологические аспекты государственного управления инновационными социальными процессами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Advertisements

PR в контексте задач госслужбы в России на современном этапе. Тема лекции:
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД ИРКУТСК- ОБУЧАЮЩИЙСЯ ГОРОД. Главный ресурс города – люди: человеческий ум и творческие способности.
Творчество Цели программы 1. Создание эффективной системы выявления и дальнейшего продвижения молодых талантливых авторов в сфере культуры и искусства.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области Кузьмина Анна Павловна аспирант ИИиА УрО РАН.
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный руководитель Перспективы развития инновационной деятельности.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Школа-лаборатория инновационного развития как форма научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании региона Фокина О.А., к.п.н.,
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Развитие общественной составляющей – приоритет социальной политики в городе Заместитель главы администрации г. Лесосибирска Р. С. Вирц.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
1 Общественное участие в бюджетном процессе и городских целевых программах.
Политология как наука. Современные политические теории. Занятие 1 Тема 1 Лекция Лекция.
Транксрипт:

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Методологические аспекты государственного управления инновационными социальными процессами

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Социальные инновации Трансформации в социальных структурах и процессах, приводящие к изменению способа функционирования социальной системы. При этом могут существенно меняться стратегические приоритеты, технология, культура, социальные институты.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Социальные инновационные процессы Изменения, происходящие в сложных системах, которые могут быть вызваны как внешними источниками, так и внутренними механизмами развития.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Синтез типологий социальных инноваций Источник/Цели Целенаправленные (явные) Спонтанные (латентные) Внешние Государственные реформы, внедряемые в общество. Насаждение чужой культуры (напр., через обучение на другом языке) Стереотипы поведения, перенимаемые с Запада и распространяемые в различных социальных средах. Культурный контакт Внутренние Целенаправленно распространяемые новые формы социального поведения и образа жизнедеятельности (предпринимательство, формы протестного поведения). Новые моды, неформальные правила поведения и способы коммуникации индивидов.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Инноватика государственного управления Инновационные управленческие технологии –Диагностика/Мониторинг –Моделирование –Управление рисками Инновационные организационные формы –Динамические сетевые структуры –Проектные структуры –Матричные структуры Инновационные программы и решения –Реформы –Инновационные социальные программы Инновационные человеческие ресурсы –Креативный потенциал –Инновационная культура

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Инноватика государственного управления Диагностика инновационных социальных процессов Динамическое моделирование структуры и процесса инновационного управления Управление рисками социальных инноваций

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Инновационные управленческие технологии Моделирование Моделирование структур и процессов инновационного государственного управления Моделирование социально- инновационной среды

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Традиционная кибернетическая модель управления Общество Власть

Рефлексивное управление Государство Общество Модель управления (как управленческий инструмент) сама способна оказывать влияние на моделируемую систему. Модель государственного управления должна иметь способность к самосовершенствованию. Для этого необходим цикл управленческой рефлексии второго порядка, корректирующий саму модель управления.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Изменение объекта управления

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Катастрофа сборки (модель тюремных бунтов Стюарта и Постона) 2 Напряженность Протест B C

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Катастрофа сборки 2 1 Разобщенность Напряженность Протест B C

к.ф.н. Москалев И.Е. ( А B Катастрофа сборки 2 1 Разобщенность Напряженность Протест B C

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Катастрофа сборки 2 1 Разобщенность Напряженность Протест

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Инновационные управленческие технологии диагностики и мониторинга Мониторинг социально-инновационной среды Индикативный мониторинг Мониторинг системы государственного управления

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Функции центра мониторинга социально- инновационных процессов выявление тенденций развития социально-инновационных процессов в регионе; прогнозирование динамики социальных инновационных процессов; разработка рекомендаций, основанных на анализе данных и моделировании; создание базы данных результатов исследований;

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Этапы разработки региональных центров мониторинга Исследование специфики региона в контексте России Разработка технологий индикативного мониторинга и моделей социально- инновационных процессов Формирование Центра мониторинга

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Факторы инновационной среды

ФакторХарактеристикаПоказатели Единицы измерения Креативный потенциал Формирование среды, способствующей творчеству, генерации новых идей и инновационных проектов -Новаторы-изобретатели. - Инновационные организации. -Социальные круги. -Социальные движения. - Творческие личности -Творческие среды -Число научных и учебных учреждений. - Количество новых технологий, количество участников творческих объединений. МотивацияСтепень заинтересованности социальных субъектов в реализации инновационных проектов. -Наличие неудовлетворенных потребностей -Степень протестного настроения -Нацеленность на будущее (система ожиданий) -Социальные неустойчивости -Диссоциации (противоречия напряженности, конфликты) -Число граждан, неудовлетворенных настоящим. - Количество акций протеста. - Процент публикаций в СМИ, направленных на изменение ДеятельностьВнедряемость инновационных проектов, активность социальных субъектов, наличие ресурсов для внедрения -Общественный резонанс от реализации проектов -Реализация проектов по преобразованию социальной среды -Количество людей, вовлеченных в инновационный проект; -Затраты, на реализацию изменений; -Число мероприятий, направленных на изменение и развитие социальной сферы. Социальная рефлексия Степень осознания последствий внедрения, оценка рисков, управляемость процессов -Степень осмысления -Управление рисками -Мониторинг -Наличие специальных мероприятий по обсуждению действий администрации. -Проведение опросов, референдумов, форумов

Экспертная оценка инновационного потенциала социальной среды ОценкаКритерии оценки 1Креативность не воспринимается как важная часть жизни региона. Не происходит публичного обсуждения вопросов, связанных с креативностью и инновациями. 2-3Администрация начинает понимать значение инноваций. Возникают попытки стимулирования креативности со стороны муниципалитета, например, отмечаются достижения. Организация и управление регионом остаются традиционными. Все еще наблюдается отток перспективных кадров из региона. 4Несколько пилотных проектов и исследований осуществляют университеты. Приостанавливается «утечка мозгов». 5-6Существует поддерживающая новации инфраструктура. Происходит трансфер технологий. В бизнесе, образовании и муниципальной сфере осуществляются программы обмена. 7-8В регионе на всех уровнях ощущается поддержка творческих проектов, направленная на удержание наиболее талантливых специалистов. Территория привлекает талантливых людей, однако все еще ощущается недостаток некоторых ресурсов. 9Территория получила национальное и международное признание как креативный центр. В регионе расположены штаб-квартиры важных исследовательских институтов и инновационных компаний. 10Регион превратился в самодостаточное пространство, где создан цикл самообновляющейся самокритичной и рефлексивной креативности. В регионе создаются возможности и инфраструктура высочайшего уровня, объекты и организации, имеющие мировое значение.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Оценка факторов социальной инновационной среды на основе оценки удовлетворенности социальными показателями

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Управление рисками 1. Типология по степени изменений ИзмененияРиски ПарадигмальныеКультурная травма. Разрушение основ. Неприятие новых ценностей БазисныеФормирование новых традиций не успевает за динамикой общества. Традиции не работают как параметры порядка системы. Незначительные изменения Новации не поддерживаются основными параметрами порядка системы. Новации быстро сменяются новыми изменениями

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Анализ рисков 2. Типология по источникам ИзмененияРиски Внешние (экзогенные) Сильное сопротивление внутренней среды системы. Нововведение не согласуется с внутренними тенденциями развития системы. У системы нет достаточных ресурсов, чтобы контролировать внешний источник новаций. Риск подчинения внешнему воздействию. Внутренние (эндогенные) Процессы изменений происходят спонтанно и неуправляемо.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Анализ рисков 3. Типология по скорости распространения ИзмененияРиски 3.1.Вялотекущие. Высокое сопротивление внешней среды. Изменения слабо наблюдаемы. Можно пропустить критическую точку перехода к быстрому распространению. 3.2.БыстрыеСистема управления не успевает адаптироваться к происходящим изменениям.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Анализ рисков 4.Типология по степени новизны ИзмененияРиски 4.1.УникальныеКомплекс рисков, связанных с неопределенностью процесса изменений и всех его эффектов 4.2.ЗаимствованныВ новой среде процесс изменения может вызвать иные, неожиданные последствия 4.3.РетровведенияУстаревание механизмов, несоответствие реальности настоящего времени

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Синтез типологий социальных инноваций Источник/Цели Целенаправленные (явные) Спонтанные (латентные) Внешние Государственные реформы, внедряемые в общество. Насаждение чужой культуры (напр., через обучение на другом языке) Стереотипы поведения, перенимаемые с Запада и распространяемые в различных социальных средах. Культурный контакт Внутренние Целенаправленно распространяемые новые формы социального поведения и образа жизнедеятельности (предпринимательство, формы протестного поведения). Новые моды, неформальные правила поведения и способы коммуникации индивидов.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Эндогенные-спонтанные процессы. Приоритетные задачи Определение направленности процесса и его оценка с точки зрения потенциальной конструктивности/ деструктивности. Разработка стратегии государственного реагирования по поддержке/пресечению данных инноваций. Разработка комплекса синергетических моделей, описывающих самоорганизующиеся механизмы динамики распространения и поддержания данных изменений. Определение механизма диффузии инновации. Построение модели жизненного цикла.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Экзогенные-спонтанные процессы. Приоритетные задачи Точная диагностика системы источника. Анализ возможных последствий. Выявление потенциальных субъектов, заинтересованных групп, акторов инновационного процесса. Определение ключевых потребностей и мотивов данного изменения.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Эндогенные-организуемые процессы. Приоритетные задачи Четкое определение заинтересованных групп – субъектов инновационного процесса. Установление контактов с организаторами. Определение целей. Оценка рисков возможных сопротивлений. Оценка ресурсов. Определение потребностей и мотивов. Определение показателей нелинейности, связанных с нелинейной зависимостью между воздействием управляющего параметра и откликом системы. Определение критических индикаторов.

Экзогенные- управляемые процессы. Приоритетные задачи Определение лидерской группы – субъектов инновационного процесса; Определение возможного сопротивления, в том числе, рождения контринноваций; Оценка потенциальной конструктивности; Разработка плана действий по смягчению сопротивления; Определение ключевых ресурсов инновационного процесса; Принятие решения по ресурсному обеспечению инновации (например, государственной реформы); В случае внешнего деструктивного воздействия разработка плана ресурсной блокады; Разработка моделей внедрения; Разработка системы мониторинга внедрения.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Показатели оценки социального инновационного процесса Число акторов, вовлеченных в процесс инновационных преобразований и трансформаций Глубина изменений – задействование различных подсистем общества Ресурсы процесса изменений (информационные, экономические, административно-управленческие и др.) Механизмы распространения Мотивирующие факторы Силы сопротивления

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Преодоление сопротивления социальной среды Информирование Привлечение общественности к участию Скрытые и явные методы принуждения Переговоры, поиск компромисса.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Критерии отбора социальных инноваций Сохранение коммуникативной целостности системы Инновация способствует эффективному взаимодействию социальных институтов, социальных групп, способствует формированию идентичности и воспроизводству ценностей. Приращение социального капитала (как ресурса доверия) Инновация оказывает позитивное влияние на авторитет государства, способствует формированию горизонтальных коммуникаций, институтов гражданского общества. Возможность развития социальной системы Инновация открывает новые возможности для позитивных изменений, выражающихся в параметрах качества жизни граждан согласно ст. 7 Конституции РФ. Возможность выбора у социального субъекта Инновация предоставляет право свободного выбора социальным субъектом использования новых возможностей развития.

к.ф.н. Москалев И.Е. ( Спасибо за внимание