Инновационная культура учителя Г. Аззалиева, М. Денисова, Е. Якимьюк, 291 гр. Научный руководитель: С.В. Сидоров Шадринск, 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Advertisements

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Воспитательные технологии. Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Лекция 4 Профессиональная культура педагога профессионального обучения.
Инновационная деятельность в образовательном учреждении. Проблемы. Перспективы. 17 ноября 2011г.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Образование в современном мире Методическая лаборатория географии МИОО
Реализация идей компетентностного подхода в ФГОС Шустова Т.Н. Ершова М.М.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Проект «Формирование целостной системы оценки качества знаний» Автор : Щербакова Л.А.-учитель биологии МВСОУ Кулеватовской ВСОШ при ИК4.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Квалификационные характеристики работников образования.
Транксрипт:

Инновационная культура учителя Г. Аззалиева, М. Денисова, Е. Якимьюк, 291 гр. Научный руководитель: С.В. Сидоров Шадринск, 2010

Что позволяет гармонично сочетать в педагогической практике традиционный и инновационный опыт?

Д.Ю. Доронин предлагает интересную метафору: посмотреть на сказки Киплинга о Маугли как на «книгу о развитии человека», в которой «отражены различные педагогические технологии и образовательные стратегии». Попробуем развить эту идею…

Балу – традиционное воспитание Багира – педагогические инновации Синтез традиционного и нового даёт наилучший результат в воспитании Маугли Серые обезьяны – псевдоинноваторы: в погоне за новым им безразлична судьба ребёнка

Традиции Инновации Инновационная культура Инновационная культура личности отражает целостную ориентацию человека на инновационную деятельность и проявляется «в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения» (А. Николаев)

Основные проблемы в инновационной деятельности учителя

1. Недостаточно сформированы инновационно-педагогические ценности: недостаточность знаний о современных подходах в образовании; недостаточность знаний о современных подходах в образовании; неприятие современных приоритетов педагогической деятельности; неприятие современных приоритетов педагогической деятельности; отсутствие чётких представлений о современных требованиях общества к системе образования, к учителю, к выпускнику школы; отсутствие чётких представлений о современных требованиях общества к системе образования, к учителю, к выпускнику школы; нежелание что-либо менять в своём стиле работы, в сложившихся стереотипах педагогического мышления. нежелание что-либо менять в своём стиле работы, в сложившихся стереотипах педагогического мышления.

2. Недостаточное владение приёмами и технологиями управления и самоуправления в новых условиях: рефлексивного анализа педагогической ситуации и самоанализа педагогической деятельности; рефлексивного анализа педагогической ситуации и самоанализа педагогической деятельности; планирования нововведений, прогнозирования происходящих в результате инноваций изменений в своей деятельности, во взаимодействии с детьми, коллегами, родителями; планирования нововведений, прогнозирования происходящих в результате инноваций изменений в своей деятельности, во взаимодействии с детьми, коллегами, родителями; организации педагогической деятельности и взаимодействия в условия инновационных изменений; организации педагогической деятельности и взаимодействия в условия инновационных изменений; объективного оценивания хода и результатов инновационной деятельности; объективного оценивания хода и результатов инновационной деятельности; коррекции инновационной деятельности, устранения возникающих в ней противоречий, недостатков, допущенных ошибок. коррекции инновационной деятельности, устранения возникающих в ней противоречий, недостатков, допущенных ошибок.

3. Проблемы в организации групповой инновационной деятельности: нежелание брать на себя ответственность за результаты групповой инновационной деятельности; нежелание брать на себя ответственность за результаты групповой инновационной деятельности; недоверие коллегам, их профессионально- личностным качествам; недоверие коллегам, их профессионально- личностным качествам; стремление переложить на других «скучную» рутинную работу; стремление переложить на других «скучную» рутинную работу; стремление присвоить себе чужие заслуги в достижении высоких результатов инновационной деятельности; стремление присвоить себе чужие заслуги в достижении высоких результатов инновационной деятельности; стремление в одиночку «заявить о себе», ни с кем не делясь «славой инноватора»; стремление в одиночку «заявить о себе», ни с кем не делясь «славой инноватора»; неумение договориться с коллегами, оптимально распределить деятельность в группе. неумение договориться с коллегами, оптимально распределить деятельность в группе.

4. Проблемы участия в информационном обмене: недооценивание роли информации в инновационном процессе; недооценивание роли информации в инновационном процессе; недостаточное использование новых источников информации в поиске и реализации инновационных идей; недостаточное использование новых источников информации в поиске и реализации инновационных идей; недооценивание традиционных источников; недооценивание традиционных источников; некритическое отношение к новой информации; некритическое отношение к новой информации; чрезмерно скептическое, отвергающее отношение к новой информации; чрезмерно скептическое, отвергающее отношение к новой информации; неумение разграничить в новом опыте главное и второстепенное, выделить актуальное для себя, для данной школы, осуществимое в данных условиях; неумение разграничить в новом опыте главное и второстепенное, выделить актуальное для себя, для данной школы, осуществимое в данных условиях; игнорирование существенной информации, например, важных прикладных аспектов инноваций, заимствование ключевых инновационных идей без их детальной технологической проработки. игнорирование существенной информации, например, важных прикладных аспектов инноваций, заимствование ключевых инновационных идей без их детальной технологической проработки.

5. Проблемы интерпретации педагогических новшеств в деятельности учителя: копирование чужого инновационного опыта без какой- либо адаптации его к данным условиям; копирование чужого инновационного опыта без какой- либо адаптации его к данным условиям; неумение соразмерить свои возможности с квалификационными требованиями к специалисту, объективно существующими для данного педагогического новшества; неумение соразмерить свои возможности с квалификационными требованиями к специалисту, объективно существующими для данного педагогического новшества; просчёты при внедрении педагогического новшества в традиционный опыт работы, при совмещении в своей деятельности традиций и инноваций; просчёты при внедрении педагогического новшества в традиционный опыт работы, при совмещении в своей деятельности традиций и инноваций; чрезмерное увлечение «творческой» стороной инновации в ущерб «рутинной» деятельности (например, учитель активно использует на уроках новые формы контроля, не утруждаясь глубоким анализом полученных при контроле данных). чрезмерное увлечение «творческой» стороной инновации в ущерб «рутинной» деятельности (например, учитель активно использует на уроках новые формы контроля, не утруждаясь глубоким анализом полученных при контроле данных).

Логично предположить, что круг перечисленных проблем обусловлен дефицитом инновационной культуры. Поэтому мы выделяем компоненты инновационной культуры учителя, взяв за основу выявленные проблемы. Итак, инновационная культура учителя включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

Аксиологический компонент Ценности социально-педагогического уровня (социально-педагогические ценности) – это совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность в сфере образования с учётом современных требований общества. Ценности социально-педагогического уровня (социально-педагогические ценности) – это совокупность идей, норм и правил, регламентирующих деятельность в сфере образования с учётом современных требований общества. Ценности профессионально-группового уровня (групповые педагогические ценности) являются ориентирами инновационно-педагогической деятельности в определённых профессиональных группах (учителя одной школы, одной специальности, специализации и т.п.) Ценности профессионально-группового уровня (групповые педагогические ценности) являются ориентирами инновационно-педагогической деятельности в определённых профессиональных группах (учителя одной школы, одной специальности, специализации и т.п.) Ценности индивидуально-личностного уровня (личностно-педагогические ценности) составляют систему ценностных ориентаций личности учителя. Ценности индивидуально-личностного уровня (личностно-педагогические ценности) составляют систему ценностных ориентаций личности учителя.

Инновационно-технологический компонент объединяет способы решения задач управления инновациями и самоуправления инновационно- педагогической деятельностью: аналитико-рефлексивных – задач, связанных с осмыслением учителем педагогического процесса, его элементов и своей инновационно-педагогической деятельности; аналитико-рефлексивных – задач, связанных с осмыслением учителем педагогического процесса, его элементов и своей инновационно-педагогической деятельности; конструктивно-прогностических – задач построения (конструирования) инновационного педагогического процесса и прогнозирования его результатов; конструктивно-прогностических – задач построения (конструирования) инновационного педагогического процесса и прогнозирования его результатов; организационно-деятельностных – задач непосредственного осуществления инновации и создания оптимальных условий для её реализации; организационно-деятельностных – задач непосредственного осуществления инновации и создания оптимальных условий для её реализации; оценочно-информационных – задач сбора, обработки и хранения информации, необходимой для осуществления педагогических инноваций, а также задач объективной оценки хода и результатов инновационной деятельности; оценочно-информационных – задач сбора, обработки и хранения информации, необходимой для осуществления педагогических инноваций, а также задач объективной оценки хода и результатов инновационной деятельности; коррекционно-регулирующих – задач коррекции и регулирования инновации для улучшения её результатов, оптимизации хода инновационных преобразований. коррекционно-регулирующих – задач коррекции и регулирования инновации для улучшения её результатов, оптимизации хода инновационных преобразований.

Кооперативно-деятельностный компонент умение реально оценить свои возможности и распределить свои силы, работая в группе; умение реально оценить свои возможности и распределить свои силы, работая в группе; ответственность перед участниками коллективной инновационной деятельности; ответственность перед участниками коллективной инновационной деятельности; умение взять на себя ответственность за результаты групповой инновационной деятельности; умение взять на себя ответственность за результаты групповой инновационной деятельности; тактичность в разрешении спорных вопросов; тактичность в разрешении спорных вопросов; умение договориться с партнёрами о своей миссии в группе и т. д. умение договориться с партнёрами о своей миссии в группе и т. д.

Коммуникативный компонент понимание роли информации в инновационном процессе; понимание роли информации в инновационном процессе; позитивное отношение к новым источникам информации, в том числе к ИКТ-технологиям; позитивное отношение к новым источникам информации, в том числе к ИКТ-технологиям; стремление объективно оценить значение поступающей информации; стремление объективно оценить значение поступающей информации; умение систематизировать информацию по критериям актуальности, достоверности, действенности; умение систематизировать информацию по критериям актуальности, достоверности, действенности; умение сопоставлять, анализировать данные из разных источников; умение сопоставлять, анализировать данные из разных источников; внимание к важным деталям, содержащимся в источниках инноваций и т. д. внимание к важным деталям, содержащимся в источниках инноваций и т. д.

Личностно-творческий компонент умение адаптировать заимствуемый инновационный опыт к условиям конкретной школы, к особенностям учащихся; умение адаптировать заимствуемый инновационный опыт к условиям конкретной школы, к особенностям учащихся; умение видеть перспективы развития инновационных идей в конкретных условиях их реализации; умение видеть перспективы развития инновационных идей в конкретных условиях их реализации; умение объективно оценить свои возможности по внедрению педагогического новшества; умение объективно оценить свои возможности по внедрению педагогического новшества; способность повышать свою квалификацию в соответствии с новыми требованиями; способность повышать свою квалификацию в соответствии с новыми требованиями; умение интегрировать в своей работе традиционный и инновационный опыт, избегать «шоковых» обновлений; умение интегрировать в своей работе традиционный и инновационный опыт, избегать «шоковых» обновлений; целостность творческой интерпретации педагогического новшества в своей деятельности и т.д. целостность творческой интерпретации педагогического новшества в своей деятельности и т.д.

Выводы Эффективность педагогических инноваций определяется наличием и уровнем развития у педагога инновационной культуры. Эффективность педагогических инноваций определяется наличием и уровнем развития у педагога инновационной культуры. Инновационная культура учителя - это отражение целостной ориентации личности учителя на инновационную деятельность в его мотивах, знаниях, умениях и навыках, в образах и нормах поведения. Инновационная культура учителя - это отражение целостной ориентации личности учителя на инновационную деятельность в его мотивах, знаниях, умениях и навыках, в образах и нормах поведения. Ориентация личности учителя на инновационную деятельность обеспечивается благодаря взаимосвязи основных компонентов его инновационной культуры: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно- деятельностного, коммуникативного и личностно-творческого. Ориентация личности учителя на инновационную деятельность обеспечивается благодаря взаимосвязи основных компонентов его инновационной культуры: аксиологического, инновационно-технологического, кооперативно- деятельностного, коммуникативного и личностно-творческого.

Спасибо за внимание