Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Advertisements

Классификация ЗПР К.С.Лебединской. 1.конституционального происхождения; 2.соматогенного происхождения; 3.психогенного происхождения; 4. церебрально – органического.
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Селегененко С.Н., заведующая.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49 комбинированного вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений.
Систематика ЗПР. 1. Сухарева Г.Е. в основу систематики ЗПР заложила этиопатогенетический принцип. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными.
Подготовила Парамонова Елена Игоревна МОУ Мокеевская СОШ.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития - вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
О собенности обучения и воспитания Принципы коррекции.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ШКОЛЕ. Задержка психического развития – Нарушение нормального темпа психического развития.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Транксрипт:

Классификация детей с ЗПР Автор-составитель Тимофеева Л.Б. педагог-психолог ГБС(К)ОУ 131

Определение ЗПР нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости

Причины ЗПР Биологические: – патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; – недоношенность; – асфиксия и травмы при родах; – заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребёнка; – генетическая обусловленность.

Социальные: – длительное ограничение жизнедеятельности ребёнка; – неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка.

Классификация ЗПР М.С. Певзнер и Т.А. Власова (1972, 1973) К.С. Лебединской В.В. Ковалева (1979)

Классификация ЗПР М. С. Певзнер и Т. А. Власова (1972, 1973) Неосложненный психофизический и психический инфантилизм «Вторичная» ЗПР, вызванная стойкой церебрастенией (повышенной истощаемостью психических функций) различного происхождения, возникшей на ранних этапах онтогенеза, в связи с чем нарушается в первую очередь познавательная деятельность и работоспособность церебрастенией

ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения Классификация ЗПР К.С. Лебединской

(неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М. С. Певзнер и Т.А.Власовой). «Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста». ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного происхождения Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния). «Нередко имеет место и задержка эмоционального развития соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности»

ЗПР психогенного происхождения Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: 1. недостаточная опека, безнадзорность, 2. гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи», 3. развитие личности по невротическому типу

ЗПР церебрально-органического происхождения Это наиболее часто встречающийся вариант у детей с ЗПР.

Классификация В. В. Ковалева (1979) Дизонтогенетический (при психическом инфантилизме); Энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС); ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха), ЗПР связанная с ранней социальной депривацией (например при госпитализме).госпитализме

Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР в сенсорно-перцептивной сфере незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно- пространственной ориентированности; в психомоторной сфере разбалансированность двигательной активности (гипер- и гиперактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мыслительной сфере преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

в мнемической сфере преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; в речевом развитии ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; в эмоционально-волевой сфере незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

в мотивационной сфере преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов; в характерологической сфере усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений. Существенные особенности психического статуса детей с ЗПР

Литература К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития» Н. Ю. Борякова статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Н. Ю. Борякова статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.» Буфетов, Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием [Текст] // Практическая психология и логопедия Зайцев, Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье [Текст] // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы С Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] // М.: ВЛАДОС, Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Кузнецовой Л. В. М.: Академия, Анохин, П. К. Эмоции [Текст] // Психология эмоций. М.:Просвещение