НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.Н. Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Основные сценарии развития экономики России и финансового сектора в среднесрочной перспективе Ведев А. Л. Центр структурный исследований Института экономической.
Advertisements

Май 2010 Д.Н. Ананьев, Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению "Правовые аспекты регулирования финансовых рынков.
January 2014 Russian economy: Factors of deceleration Июнь 2015 г. Российская экономика: Год в условиях санкций Наталия Орлова Главный экономист, Альфа-Банк.
«О преодолении рецессии и возобновлении социально-экономического роста» Выступление на юбилейной конференции РАБО (Москва, 26 ноября 2015 г. ) «О преодолении.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
Россиия кладовая мира Выполнил:Студент ЭМФ-25 Выполнил:Студент ЭМФ-25 Васильченко Н.В Васильченко Н.В.
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
«О социально-экономической ситуации в России и перспективах» (г. Новосибирск, 18 февраля 2016 года) «О социально-экономической ситуации в России и перспективах»
Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. 1.
Доклад об экономике России #28 9 октября, 2012 Всемирный банк, Москва Каспар Рихтер, Сергей Улатов Необходимость оздоровления экономики.
Отличительные особенности бюджетной политики гг.
Денежно-кредитная система России: специфика и возможности модернизации Александр Ивантер, зам. главного редактора журнала «Эксперт» (Москва)
А.И.Милюков Исполнительный вице-президент АРБ 24 октября 2012 г. Финансово-банковские рычаги в системе управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Контрольно-ревизионной комиссии Тавдинского городского округа на проект бюджета Тавдинского городского округа на 2016 год.
Принимай инвестиционные решения САМ! Китай – новая надежда или "вторая Япония"?
1. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия 2. Источники финансирования бюджетного дефицита 3. Пути уменьшения бюджетного дефицита и методы.
Политика России во внешних заимствованиях в условиях снижения экономического роста.
Инструменты социально-экономического развития РФ.
Транксрипт:

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.Н. Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, член Президиума Вольного экономического общества

Абел Гезевич Аганбегян д.э.н., профессор, академик РАН, заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА: «Состоявшийся по инициативе Вольного экономического общества России (ВЭО России), Российской академии наук (РАН) и Международного союза экономистов (МСЭ) мая 2019 года первый международный Московский академический экономический Форум (МАЭФ), собравший более двух с половиной тысяч участников из 62 регионов России, а также 24 стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Северной и Южной Америки, представляющих академическое, научно-экспертное и университетское сообщества, считает необходимым донести основные позиции его участников до органов государственной власти Российской Федерации и широкой общественности».

Т ЕМПЫ РОСТА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В годах По данным академика В.В. Ивантера: 2008 – 2013 – 1,2 % 2014 – 2017 – 0,2 % По данным академика А.Г. Аганбегяна: 2013 – 2018 – 0,4 %

Э КОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ : ПЕРСПЕКТИВЫ 2019 ГОДА А КТУАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ Фактический экономический рост за первое полугодие – 0,7 % Реальные располагаемые доходы россиян в первой половине 2019 г. снизились на 1,3 % П РОГНОЗЫ Согласно прогнозам А.Л. Кудрина рост составит менее 1 % Согласно федеральному бюджету на 2019 год экономический рост составит 1,3 %

С РЕДНЕСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Р ОССИИ 1. Правительству Российской Федерации ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТИЖЕНИЕ следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года: вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов. Указ Президента Российской Федерации. Москва, Кремль 7 мая 2018 года 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

С РЕДНЕСРОЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Р ОССИИ : ПРОГНОЗЫ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ СТРУКТУР + 1,3 % к 2018 г. + 6,93 % к 2020 г. + 4,64 % к 2019 г. Прогноз Минфина РФ (ФЗ от ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.») Прогноз Минэкономразвития РФ («Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 г.») 3,3 % 1,3 % 2 % 3,1 % 3,2 %

КРИЗИС СТАГНАЦИЯ механизмы преодоления механизм объективен и заложен в самой природе кризиса требует чрезвычайных усилий системы управления объективный механизм преодоления основные отличия

КРИЗИС СТАГНАЦИЯ длительность относительно короткое время может продолжаться неопределенно долго основные отличия

Ф АКТОРЫ СТАГНАЦИИ : ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТОК КАПИТАЛА : в годах утечка капитала превысила приток в годах утечка капитала на 840 млрд долларов превысила приток : БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА : в 2013 – 2018 годах в постоянных ценах бюджет сокращался в 2013 – 2018 годах в постоянных ценах бюджет сокращался профицит бюджета при стагнации экономики и росте бедности - профицит бюджета при стагнации экономики и росте бедности - СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АБСУРД ! высокая ключевая ставка ЦБ (7,5%) (против 1-2% в странах-конкурентах) и дорогой кредит Средняя ставка по кредиту для производственных целей в России – 12%

Ф АКТОРЫ СТАГНАЦИИ : ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВЫСОКИЕ НАЛОГИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ : повышение НДС на 2% - одна из главных причин замедления темпов экономического развития в 2019 году по сравнению с 2018-м ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, ОСОБЕННО В МАШИНОСТРОЕНИИ : несмотря на объявленное импортозамещение, выбытие основных фондов продолжается со скоростью 0,5% в год 23% основных фондов работают дольше нормативных сроков амортизации НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ : минимально допустимая норма – 21%; в России – 17% СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА : с 85 млн кв. м в 2015 году до 75 млн кв. м в 2018 году. При этом снижение объемов строительства на 5% означает падение ВВП на 1%

Ф АКТОРЫ СТАГНАЦИИ : СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА снижение рождаемости в течение трех лет примерно на 300 тыс. человек, не компенсируемое миграционным притоком населения падение в течение шести лет уровня жизни, приводящего к снижению платежеспособного спроса высокая смертность в трудоспособном возрасте смерть одного человека в трудоспособном возрасте приводит к потерям бюджетной системы в среднем на 4,4 млн руб.! анализ академика А.Г. Аганбегяна

Ф АКТОРЫ СТАГНАЦИИ : СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА недопустимо низкий уровень вложений в человеческий потенциал недопустимо низкий уровень вложений в человеческий потенциал сокращение трудоспособного населения – на 5 млн с 2010 г. анализ академика А.Г. Аганбегяна По данным академика А.Г. Аганбегяна, доля экономики знаний от ВВП составляет: США – 40 % Европа (Евросоюз) – 30 % Россия – 13 % (с наступлением стагнации)

Международная норма – не менее 2% ВВП Согласно Указу Президента РФ 599 от 7 мая 2012 года, - 1,77% ВВП не позднее 2015 года Согласно оценкам Комитета Госдумы по образованию и науке, предусмотрено в федеральном бюджете: год доля от ВВП, % уровень финансирования по отношению к Указу Президента РФ, % 20190,38 %21,5 % 20200,39 %22 % 20210,38 %21,5 % Н ЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ

Место Страна Расходы (%) 1Тувалу 20 2США 17 3Маршал­ловы Острова 17 4Нидерланды 13 5Микро­незия 13 8Франция 12 10Швейцария 11 Германия 11 15Канада 11 (данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) по состоянию на 2013 год ) Место Страна Расходы (%) 19Япония 10 25Уганда 10 27Швеция 10 28Португалия 10 37Великобритания 9 45Куба 9 49Гондурас 9 55Афганистан 8 91РОССИЯ 7 РЕЙТИНГ СТРАН МИРА ПО УРОВНЮ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ( ОТ ВВП ) Н ЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Международная норма – не менее 6 % от ВВП По данным депутата Государственной Думы А.В. Куринного, в настоящее время на нужды здравоохранения в стране выделяется 4,1 % от ВВП

Н ЕДОФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ Расходы из федерального бюджета на культуру, согласно Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 года N «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», не менее 2 % от федерального бюджета. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах не могут быть менее 6 % средств соответствующих бюджетов. В расходной части федерального бюджета 2019 года доля расходов на культуру (включая финансирование по другим разделам, например, по разделу образование) составляет менее 0,75 %

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА «А КАДЕМИЯ НАУК И В ОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО : признают современную экономическую политику тормозом инвестиционной активности; требуют ее существенной корректировки; считают необходимым подчинить бюджетную, налоговую и финансовую политику задачам обеспечения экономического прорыва; настаивают на полноценном введении в действие закона о стратегическом планировании; по мнению академика Аганбегяна, полумерами стагнацию преодолеть невозможно»

О ЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Р ОССИИ О ЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ Р ОССИИ Лес 500 млрд руб. 2,5 % Алмазы 505 млрд руб. 2,5 % Золото 480 млрд руб. 2,5 % Коксующийся уголь 2 трлн руб. 10 % Нефть 39,6 трлн руб. (два фед.бюджета) Газ 11,3 трлн руб. 56,5 % Железная руда 808 млрд руб. 4 % данные за 2019 г.

М ЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ М ЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ анализ академика А.Г. Аганбегяна не менее, чем на 10 % ежегодно Форсированный рост инвестиций в современное производство и человеческий капитал – не менее, чем на 10 % ежегодно более 3% ВВП в год Это позволит через 3 года получить экономический рост более 3% ВВП в год Увеличение расходов по отношению к современному уровню: не менее, чем на 2 трлн руб. в год - на развитие производства – не менее, чем на 2 трлн руб. в год (особенно электроника, фармацевтика, строительство) не менее, чем на 1,5 трлн руб. в год - на развитие человеческого капитала – не менее, чем на 1,5 трлн руб. в год до 3-4 % Снижение ключевой ставки ЦБ до 3-4 % не более 5% годовых не более 3% годовых Дешевый банковский кредит – не более 5% годовых, в т.ч на развитие инфраструктуры – не более 3% годовых

МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МОСКОВСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА: «необходим пересмотр политики роста реально располагаемых денежных доходов населения; сценарии их восстановления до уровня 2013 г. лишь к 2023 г. несовместимы с задачами двукратного сокращения бедности и технологического прорыва. Сдерживание роста реально располагаемых денежных доходов населения неизбежно сужает внутренний рынок и тем самым де стимулирует инвестиционную активность предпринимателей».

М ЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Минимальный прожиточный минимум (порог бедности) – не менее 20 тыс. руб. Минимальная зарплата – не менее 25 тыс. руб. Минимальная пенсия – не менее 25 тыс. руб. Медианный доход – не менее 40 тыс. руб. Средняя зарплата – не менее 65 тыс. руб. позиция академика А.Г. Аганбегяна

М ЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ : М ЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТАГНАЦИИ : ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Из обращения МАЭФ: «Осуществление технологического прорыва невозможно без создания организационно-экономических условий для развития фундаментальной науки, обеспечивающей генерацию новых знаний, и сопряженных с ней сфер (образование и культура)». Международно признанные нормативы Реальный уровень расходов в России О БРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ, СТАВЯЩИХ ЗАДАЧУ МОДЕРНИЗАЦИИ 7 %3,6 % З ДРАВООХРАНЕНИЕ 6 %4,1 % Н АУКА 2 %0,4 %

Д МИТРИЙ М ЕНДЕЛЕЕВ : Топить можно и ассигнациями О ЛЕГ С МОЛИН : Экономить на образовании, медицине, науке и культуре хуже, чем топить ассигнациями

ПОРУЧИТЬ Комитету Государственной Думы по экономической политике Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам Комитету Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Комитету Государственной Думы по промышленности СОВМЕСТНО С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ материалы Московского академического экономического форума и предложения академика Аганбегяна с приглашением их авторов по итогам обсуждения принять соответствующие рекомендации Правительству РФ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Дало две доли провидение На выбор мудрости людской: Или надежду и волнение, Иль безнадежность и покой. Евгений Баратынский