История домбрового кюя Выполнила: Султанова Н. Проверила: Рахымжан А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШЕРТПЕ – прием игры на домбре, характеризующийся щипковым звукоизвлечением. ШЕРТПЕ-КЮЙ – кюй восточно-казахстанской (центрально- казахстанской) домбровой.
Advertisements

Музыкальное искусство казахского народа У музыкальных инструментов есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших движений.
Тема урока: «Музыкальное искусство казахского народа »
Тема : введение в образовательную программу «Академический хоровой коллектив юношей » Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД.
Наименование учреждения ГУ «Средняя общеобразовательная школа 6» ФИО Дюсембаева Сандугаш Ораловна Должность учитель музыки Стаж работы 11 лет Категория.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
«Профессия: вчера, сегодня, завтра.» Музыкант и певец. Составили проект: Севрина Василиса и Янголь Анастасия Школа 1981 (9Б).
КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. ЖЕТЫГЕН Жетыген - древний семиструнный щипковый инструмент. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый.
Музыка в быту Искусство 9 класс IV четверть. Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов.
Исследовательская работа Авторы: Мишина Полина 6 класс «А» Попов Алексей 6 класс «А» Руководитель: учитель музыки первой категории Смирнов Василий Борисович.
Образ в музыке Учитель МБОУ СОШ 3, г. Петровска Саратовской области, Никушина Надежда Викторовна.
Музыка эпохи Возрождения Тема урока :. Цель урока Задачи урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
Исследователи народного творчества подчеркивают, что казахский танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему.
Праздники.Праздники.. Откуда произошли праздники? Древние люди очень много трудились, но были дни когда они обращались к небесным светилам. Пели, танцевали.
1 Н2 О каком жанре идет речь? Н3 Н4 БАСНЯ БАСНЯ Это краткий рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Это краткий рассказ,
МБДОУ «Холм-Жирковский детский сад «Теремок» составила воспитатель: Байкова З.Х г.
Искусство в жизни современного человека. Что такое искусство? Какие виды искусства существуют? Какие функции они выполняют в жизни человека, общества?
Народная музыка Учащиеся 6 класса. Зарождение Свойства: 1. Музыкальные образы связаны с жизнью людей 2. Многовековая шлифовка временем.
Музыка древнего человека. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин.
Транксрипт:

История домбровского кия Выполнила: Султанова Н. Проверила: Рахымжан А.

Кюй - это инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального звучания. Кюй не большой по времени звучания (около 2-4 минут). В основном кюи исполнялись на струнных и щипковых инструментах: на домбре или кобызев. Исполнителей киев называют кюйши.

К наиболее архаичным образцам домбровой и сыбызговой казахской музыки относятся кюи- легенды с названиями птиц и животных - «Акку»(«Лебедь»), «Каз»(Гусь»), «Нар»(«Верблюд»), кюи о хромоногих существах и несчастной охоте - «Аксак кыз»(«Хромая девушка»), «Аксак кулан»(«Хромой кулан»), кюи-плачи об утонувших детях и детенышах зверей - «Жорга аю»(«Медведь-иноходец»), «Зарлау»(«Плач»), «Жетым кыз»(«Девочка-сирота») и др. Все они сохранили отголоски древних форм религии, культов и тотемных представлений народа и до сих пор несут в себе живую историю безмолвно ушедших тысячелетий.

В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюим и датируется 13 веком. Авторы известных казахских киев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кия и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюи.

Сущность кия связана с психоэмоциональным началом и соотносимо с понятием "состояние", "настроение". Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра. Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а также особую группу составляют кюи посвященные животным и птицам.

Кюй - это повесть заключенная в звуки. Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кия с момента его рождения».

К 19 веку казахская музыка освобождается от сковывающих цепей религии и обряда и начинает развиваться как самоценное художественное творчество. Этот период стал поистине духовным ренессансом нации, давшим расцвет основных музыкальных традиций народа - инструментальной, песенной, акынской. На обширной территории Казахстана формируются различные локальные профессиональные композиторские и исполнительские школы, при этом каждый регион предлагает своего рода «специализацию» в развитии конкретных традиций.

территория Западного Казахстана территория Восточного, Южного и Центрального Казахстана. Центры развития основных традиций домбровского искусства киев топке шертпе

Для исполнения быстрых, виртуозных топке-киев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр был тонким и удлиненным. Эти технические приемы были неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем громче звук домбры. На характер звучания влияла и техника правой руки. В топке-киях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами. В шертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом, между устройством домбр и киями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.

Для топке-кия характерны: яркие драматические события, волевые, сильные образы. Представители западно- казахстанской традиции домбровой музыки - Курмангазы Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др.

Для шертпе- кия характерны песенный склад, утонченная камерность, психологические зарисовки, глубокие человеческие переживания, образы природы, изящные женские образы. Традиция шертпе-киев представлена творчеством - Таттимбета Байжигита, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.