ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ МОУ СОШ 10 на 2005 – 2010 г.г.
Программа разработана по решению педагогического совета школы творческим коллективом в составе: Гулякина Л.А. – директор школы Листопад Е.П. – заместитель директора школы по учебно- воспитательной работе Васильев Г.А. – заместитель директора школы по учебно- воспитательной работе Сокуренко Л.Е.- заместитель директора по учебно- воспитательной работе Погорелова В.Н. – заместитель директора по учебно- воспитательной работе Дрежжова Н.С.- психолог школы Абдулакимова А.З.- социальный педагог школы
Основополагающие идеи жизнедеятельности школы Отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям; Обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование; Создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности; Повышение роли образования в воспитании личности; Обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса. ЦЕЛИ:
Основополагающие идеи жизнедеятельности школы Задачи: Переход к профильному образованию; Поиск новых форм наполнения содержания БУП; Поиск содержания и организованных форм включения учащихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8 классов в рамках предметов по выбору; Определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самостоятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества. Система самоуправления и соуправления);
Основополагающие идеи жизнедеятельности школы Задачи: Активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы; Совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса «ученик-родитель-учитель»; Совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающие технологий обучения и формирования у учащихся целостного отношения к своему здоровью; Более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы более оптимальное использование возможностей.
Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы 1 этап ( гг.) – составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение. 2 этап ( гг.) – практический – корректирование проектов, организация адаптивного учебно-воспитательного процесса. 3 этап ( гг.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
Модель работы школы Ступени образования начальная щкола 6-9 лет основная школа лет Полная средняя школа лет Виды дифференци ации уровневая, внешняя и внутренняя Уровневая, внутренняя Уровневая, профильная
Модель работы школы Ступени образования начальная щкола 6-9 лет основная школа лет Полная средняя школа лет Содержание образования Предметы, обеспечивающие Федеральный стандарт образования с учетом регионального компонента. Профили: -филологический -агротехнологический
Модель работы школы Ступени образования начальная щкола 6-9 лет основная школа лет Полная средняя школа лет Особенност и организаци и работы школы Традиционные уроки с элементами развивающего обучения Работа по системе Л.В.Занкова «Школа 2100» Концентрированное изучение предметов 9-е классы: география-биология, алгебра –геометрия, право-история 10-е классы: алгебра-геометрия, история-право, 11-е классы: экология-ОБЖ, история-право, алгебра-геометрия.
Уровень образования педагогов МОУ СОШ 10
Качественный состав педагогов по стажу работы
Состав учителей МОУ СОШ 10 по квалификационным категориям 23 чел. 17 чел.
Этапы реализации Программы 1-й этап – подготовительный ( г.) Аналитико – диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педопыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Этапы реализации Программы 2-й этап – практический ( г.) Апробация и использование в учебно- воспитательном процессе личностно- ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого- педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов. Моделирование системы ученического самоуправления.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Современное обучение в школе должно быть основано на следующих важнейших принципах: Личностно – ориентированный подход как основа технологии обучения и воспитания; культурологический подход как основа отбора содержания образования; гуманистический подход как основа построения взаимодействия участников образовательного процесса.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Ведущими дидактическими принципами должны быть: Формирование познавательного интереса к предмету; Включенность учащихся в процессы обучения и воспитания; Творческая основа познания; Сотрудническое взаимодействие в обучении; Научность.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗадачаПути и средства решения Начальная школа: 1. Сбалансированность учебных предметов, объемов их содержания в целях использования реально достигнутого дошкольного уровня образования и воспитания и последующего его развития в основной и старшей школе Диагностика дошкольного уровня образования и воспитания Совместное ( с ДОУ по месту расположения) моделирование учебных планов и образовательных программ дошкольного и начального образования Диагностика семьи, потенциала других социальных институтов, оказывающих влияние на формирование дошкольного образовательного уровня детей, в целях его оптимального использования для повышения качества образования.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗадачаПути и средства решения Начальная школа: 1. Сбалансированность учебных предметов, объемов их содержания в целях использования реально достигнутого дошкольного уровня образования и воспитания и последующего его развития в основной и старшей школе Включение в школьный компонент учебного плана начальной школы учебных курсов, способствующих развитию интеллектуально – познавательных способностей Существенное расширение форм работы, включающих творческую и поисковую активность учащихся начальной школы; расширение видов совместной работы учащихся, обеспечивающих развитие их коммуникативного опыта; создание режима особого благоприятствования для детей с опережающим уровнем развития Оптимизация системы оценок в начальной школе с учетом особенностей возраста обучения и мотивирующей роли оценки.
Содержание воспитательной работы. познавательная деятельность, расширяющая кругозор и любознательность, формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии; художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном; спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни; трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно-полезного труда;
Содержание воспитательной работы. ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира; общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка; свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, целью которого является общение с другим человеком.
Содержание воспитания в школе реализуется через социально – ролевые направления «Родина», «Культура», «Здоровье»
НаправленияЦели и содержание Реализуемые программы Родина Духовно- нравственное воспитание «Толерант-ность», «Лидер», «Наш двор». Военно- патриотическая Воспитание патриотизма у школьников. «Патриот» Культура Воспитание творческой личности. Реализация Программы развития воспитания в системе образования России
НаправленияЦели и содержание Реализуемые программы Культура Развитие общей культуры «Живи, книга», «Пресс-центр» Экологическая деятельность Развитие общей культуры Программа «Живи,Земля!» Здоровье Развитие культуры жизнедеятельно сти «Мое здоровье», «Моя семья»
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Цели: Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Задачи: Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Проблемы: ухудшение социального положения семей; необеспеченность детей полноценным питанием; достаточно высокий уровень неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своих детей; невысокий уровень общей культуры в селе.
Здоровьесберегающая деятельность 1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей. 2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса в летний период. 3.Поддержка санитарно- гигиенического режима, профилактика травматизма. 4.Усиление двигательного режима 5.Валиологиечкое и психологическое сопровождение учебного процесса.
1.Характеристика социокультурной среды школы. 2.Цели: 1.Способствовать организации здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкости личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь. 2. Ограничить вредное воздействие неблагоприятной среды на учащихся МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
3.Задачи: 1.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 2.Организация занятости детей во внеурочное время. 3.Совершенствование работы по сотрудничеству с социокультоурными организациями. 4.Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей. 5.Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей «группы риска». 6.Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
4.Проблемы: снижение общего культурного и социального уровня населения; высокий процент малоимущего и неблагополучного населения( пьянство, алкоголизм); миграция малообеспеченных семей (неблагополучных) из соседних сел, районов, республик. большая профессиональная невостребованность специалистов и высокий уровень безработицы; отсутствие нормальных бытовых условий у большинства семей учащихся; низкий уровень общей культуры в семьях; отсутствие в селе центров для организованного досуга населения. 5.Направления работы: Организация досуга учащихся школы и профориентация. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Этапы реализации : 1-й этап – подготовительный ( г.). диагностика интересов и занятий учащихся во внеурочное время; наблюдение за изменениями в социокультурной жизни села; 2-й этап – практический ( г.). участие во всех мероприятиях села и района; расширение сферы сотрудничества с культурными организациями и учреждениями села и района; расширение сети кружков по интересам в школе; организация работы с категориями «группы риска»; мониторинг изменений состояния социальной среды в селе и школе; коррекционная работа с категориями «группы риска». МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Ожидаемые результаты: отсутствие безнадзорных детей в школе; снижение уровня правонарушений среди учащихся; повышение культурного уровня детей; обеспечение занятости подростков во внеурочное время, удовлетворение их потребностей по интересам; снижение социальной напряженности в семьях учащихся.
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Цель: формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
ШКОЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Задачи: Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно –целостные отношения. Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации.
Формирование кадрового потенциала Работа с учащимися, имеющими склонность к педагогической деятельности; Формирование у выпускников школы устойчивой мотивации на педагогическую профессию; Работа администрации школы по предотвращению оттока педагогических и иных работников из образовательного учреждения путем совершенствования системы государственных гарантий, а также создание системы профессионального и психологического сопровождения молодых специалистов в период их адаптации.
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ Задачи программы: - совершенствовать материально-техническую базу и наполнять информационное пространство школы учебным и методическим материалами, предоставляемыми средствами проекта и СО; - увеличивать число педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в учебно –воспитательном процессе; - пробуждать у учащихся интерес на получение знаний с помощью возможностей компьютерных технологий.
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ В процессе реализации программы ожидаемые результаты: - внедрение информационных технологий в учебный процесс; - изменение форм традиционных уроков; - развитие индивидуальных способностей современного ребенка (информационного общества); - повышение качества знаний учащихся; - повышение статуса школы.
Развитие материально – технической базы системы образования Раздел программы выдвигает в качестве важнейших целей следующие: - Капитальный и текущий ремонт в образовательном учреждении; - Совершенствование охранной системы учреждения; - Переоснащение в соответствии с последними требованиями педагогической деятельности.