Основы подготовки лекционных курсов в медицинском вузе ВЫПОЛНИЛ: КОВАЛЕВ АНТОН АНДРЕЕВИЧ ОРДИНАТОР ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРЫ СКОРОЙ НЕОТЛОЖНОЙ, АНЕСТЕЗИОЛОГО-РЕАНИМАЦИОННОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2004 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЧАСТЬ II. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.
Advertisements

Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
Ташкентский государственный педагогический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
1. Понятие «лекция» в высшей школе. Функции лекции, ее особенности и виды. 2. Принципы конспектирования материала на лекции. 3. Методы и приемы скоростного.
Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
Квалификационные характеристики работников образования.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Формы организации обучения в ВУЗе. План: Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе: виды и требования к лекции Функции лекции Практические занятия.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Личностно ориентированное обучение Цель: -Создание условий для обеспечения учебной деятельности обучающихся, учёта и развития индивидуальных особенностей.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Транксрипт:

Основы подготовки лекционных курсов в медицинском вузе ВЫПОЛНИЛ: КОВАЛЕВ АНТОН АНДРЕЕВИЧ ОРДИНАТОР ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРЫ СКОРОЙ НЕОТЛОЖНОЙ, АНЕСТЕЗИОЛОГО-РЕАНИМАЦИОННОЙ ПОМОЩИ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНЕ

Введени е: В эпоху современных информационных технологий лекция остаётся одной из ведущих форм обучения во медицинском вузе. Интернет не может заменить живого общения между преподавателем и студентом. Это верно только тогда, когда преподаватель использует живой язык, а не академический язык диссертаций, который слишком теоретичен и никак не влияет на внутренний мир студента Лекция является основной составляющей системы образования. Лекции не только знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли науки, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но и формируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют их творческую мысль, способствуют осознанию своего места и предназначения в науке. Поэтому, к университетским лекциям на современном этапе образования предъявляются разнообразные требования.

Многие отечественные знаменитые ученые были замечательными преподавателями. Тимирязев говорил по этому поводу, что «преподаватель дол жен быть не фотографом, но художником, не простым акустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно быть приправлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетаться правильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей. Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниям слушателей, речь заурядного ученого - это садик с чахлыми былинками, к которым подвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен его мыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквально заваливали слушателей золотыми плодами.

Основные требования по проведению лекционных занятий Организационно-методической основой лекций является учебная программа по направлению или специальности. При подготовке лекционного материала преподаватель должен руководствоваться учебной программой по дисциплинам кафедры. Читая лекции, преподаватель может сам выбирать формы и методы изложения материала, что будет способствовать его качественному усвоению. Помимо этого, в установленном порядке преподаватель может использовать технические средства обучения, которые есть на кафедре в университете. Проведение занятия с аудиторией обучающихся является публичной деятельностью, которая определяет ряд специфических требований к преподавателю: преподаватель должен иметь аккуратный вид, владеть культурой речи; его поведение в различных ситуациях должно быть правильным и достойным

Соблюдение трудовой дисциплины в работе преподавателя является необходимым требованием для обеспечения высокого уровня образовательного процесса. Преподаватель должен проводить лекционные занятия в соответствии с учебной программой и утвержденным графиком лекций. Запрещается заканчивать лекционные занятия раньше или позже, чем время, установленное в расписании, преждевременно завершать чтение лекций, по своему усмотрению менять время и/или место лекционных занятий. Если есть необходимость перенести занятия на другое время или в другое место, преподаватель должен заранее согласовать это изменение с руководителем кафедры и с деканатом. В случае форс-мажорных обстоятельств преподаватель, назначенный для чтения лекций, должен заранее предупредить начальника кафедры о невозможности проведения занятий, чтобы руководство кафедры и отдел образования могли найти замену или внести изменения, к расписанию студентов. Преподаватель, проводящий лекционные занятия, должен вести учет посещаемости студентов - в соответствии с групповыми журналами, собственными списками посещаемости или другим способом. Информация о студентах, посещающих лекции, должна регулярно представляться во деканат для анализа.

Важнейшей особенностью мастерства преподавателя является темп речи. Психологи говорят-для получения и усвоения информации преподаватель должен говорить со скоростью 8 слов за 10 секунд. Студенты не могут запомнить предложения из 14 слов, поэтому скорость обучения сводится к нулю. По мнению учёных, лекция будет динамичной, если речь длится меньше, по 2 слова в секунду, а яркие моменты встречаются в монологе больше. Громкость-это особенность каждого учителя. Громкие слова утомляют, а тихие заставляют оставаться в напряжении в течение нескольких часов. Поэтому преподаватель должен уметь вести лекцию невербальными методами-жестами, в правильной позе. Пантомима оказывает сильное влияние на всех присутствующих, а взгляд позволяет создать контакт со слушателем. Важно не только уметь передавать информацию, но и правильно ее подавать.

Основные виды лекционных занятий Лекцией называют устное изложение материала, который должен быть усвоен в течение 1-2 академических часов. Подача материала должна быть понятной, глубоко раскрытой и задавать ту тематику, которая отображает тему исследования. Виды лекций: Информационная – обобщает сведения; Стимулирующая – побуждает к решению проблемы; Воспитательная – используется в гуманитарных науках для вовлечения студентов в беседу и анализа ситуаций; Развивающая – позволяет научить студентов оценивать проблемы и искать пути их решения; Ориентирующая – заставляет искать и находить ответы на вопросы; Поясняющая – задаёт базу научных терминов; Убеждающая – доказывает, подтверждает мнения и позиции.

Дидактической целью лекций является донесение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов. Преподаватель, с мастерством читающий лекцию, увлекает слушателей, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному процессу, стремление постоянно пополнять свои знания. Информационные (традиционные) лекции (лекции – информации) Инновационные лекции (лекции – инновации) Эвристические лекции (лекции – эвристики) 1. Вводная лекция. 2. Текущая лекция. 3. Установочная лекция. 4. Обзорная лекция. 5. Обзорно - повторительная лекция. 1. Лекция – проблема (проблемная). 2. Лекция – дискуссия (дискуссионная). 3. Лекция вдвоём (бинарная лекция). 4. Лекция - визуализация (визуализированная). 5. Лекция с заранее запланированными ошибками. 6. Лекция - конференция. 7. Лекция – пресс-конференция. 8. Лекция - консилиум. 1. Инструктивная лекция. 2. Лекция – диалог. 3. Лекция с научной структурой. 4. Лекция теоретического конструирования. 5. Методологическая лекция. 6. Общепредметная (межпредметная) лекция. 7. Обобщающая (заключительно – обобщающая) лекция. Классификация видов учебных лекций и их вариантов в о системе высшей медицинской школы (А.Я. Осин, 2008)

Назначение лекции 1. Обеспечить формирование системы знаний по предмету; 2. научить аргументированно излагать научный материал развивать профессиональное мировоззрение и общую культуру; 3. отражать новые знания, которые еще не получили освещения в учебниках и учебных пособиях; 4. оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки

Подготовка лекции Подготовка лекции включает: уяснение целей занятия на основе требований государственного образовательного стандарта и квалификационной характеристики; подбор нужного объема учебного материала; детальную проработку структуры лекции; написание текста лекции; отработку текста лекции и придание ему наглядности; подготовку дидактических материалов к лекции и выбор технических средств; решение других организационных вопросов; психологический настрой преподавателя на чтение лекции.

Лекция как форма учебного процесса обеспечивает целостное и логическое освещение основных положений дисциплины; знакомит студентов с методикой изучения данной науки; лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или недостаток современных учебников и учебных пособий, оперативно вводит новейшие данные науки; плавно сочетает обучение с образованием; нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет ее основное направление.

Преимущества лекции творческое общение преподавателя с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие; лекция - весьма экономный способ получения во общем виде основ знаний; лекция активизирует умственную деятельность, если ее хорошо понимают и внимательно слушают, поэтому задача преподавателя-развить активное внимание студентов, вызвать движение их мыслей вслед за мыслью преподавателя.

План построения лекций Лекция всегда идет по плану, который строит руководитель (ректор), утверждает в Министерстве до начала учебного года, а впоследствии научный руководитель вносит коррективы. Они должны быть основаны на возрасте студентов и их уровне подготовки. Название темы, дисциплины. Цель и задачи занятия. Чему научит лекция, какие знания будут открыты для студентов. На всё выделяется два академических часа.

Академические лекции во системе высшего медицинского образования Виды учебных лекций определяются соответствующим подходом к организации учебного процесса во медицинском вузе. На этой основе выделяют: информативную лекцию или лекцию – информацию в традиционном обучении, инновационную лекцию или лекцию – инновации в инновационном обучении; эвристику лекции или лекции – эвристику в эвристическом обучении. Каждый вид академических лекций имеет несколько вариантов, что определяет их вариативность. В традиционном подходе к организации образовательного процесса в медицинском вузе веду щей дидактической фор мой является лекция – информация или информационная лекция. Она предполагает обеспечение обучаемых современной информацией в доступной для понимания и усвоения форме с целью формирования у них основ профессиональных знаний.

Лекция – проблема или проблемная лекция в отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В её условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. По мере привлеченности студентов к решению той ил и иной задачи повышается уровень проблемности лекции: студенты могут увидеть и объяснить, в чём же состоит противоречие, принять активное участие во поиске способа решения. А это уж е есть устойчивая обратная связь, отсутствие которой является основным недостатком информационной лекции. Поэт ому можно говорить о проблемной лекции ка к о соответствующей требованиям диалогового (интерактивного) обучения. В ходе разрешения противоречий во итоге студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание.

Лекция – дискуссия или дискуссионная лекция представляет собой организованное обсуждение круга вопросов по изучаемой теме в аудитории студентов под руководством преподавателя. Особенность данного варианта лекции состоит во возможности выявить мнения, идеи, переживания одновременно нескольких студентов, сопоставить их в непосредственном общении, понять целый комплекс личностных и профессиональных качеств участников дискуссии. Как утверждал Курт Левин, познать индивидов в коллективе гораздо легче, чем познать каждого из них в отдельности. Перед началом лекции - дискуссии целесообразно всем участникам дискуссии представить перечень правил ведения дискуссии на лекции.

Лекция вдвоём или бинарная лекция – это разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала во диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного решения и т.д. Необходимо, чтобы: диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивая в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее. Преимущества такой лекции: актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых, для понимания диалога и участия в нём; создаётся проблемная ситуация, развёртываются системы доказательств; наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или из них, вырабатывать свою; вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений; выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Лекция – визуализация или визуализированная лекция возникла как результат поиска новых возможностей, реализации принципа наглядности. Психолого – педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже во существо познаваемых явлений. Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную во визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана: активизировать внимание студентов; развивать их мыслительную деятельность; формировать умения выступать во роли экспертов, рецензентов и т.д. Лекция с заранее запланированными ошибками одновременно выполняет мотивационную, диагностическую и контрольную функции во обучении. В медицинском вузе для подобной лекции материалом могут служить врачебные ошибки (диагностические, поведенческие, этические т.д.).

Лекция – конференция, лекция – пресс – конференция – назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трёх минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связанный текст, во процессе изложенного которого формулируются ответы. ВО конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить: во начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности; во середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний; для мотивации, создания атмосферы соучастия, внимания к экзистенциальным проблемам обучающихся. во конце для определения перспектив развития усвоенного содержания, подведения итогов и определения дальнейших путей работы. Преподаватель может допускать различные импровизации по методике организации, проведения и оценки результатов данного варианта лекции.

Лекция - консилиум – сущность этого варианта лекции состоит во моделировании преподавателем ситуации врачебного консилиума по изучаемой тематике. При этом преподаватель выступает во качестве ведущего, представляет подробно клиническую ситуацию и определяет во ней «болевые точки». Студенты аудитории выполняют роли участников консилиума, представляя собственные умозаключения по вопросам, обозначенным преподавателем. Ход лекции принимает характер дискуссии, во которой каждый участник имеет возможность выразить собственную точку зрения, обосновать, аргументировать и доказать ее. Индивидуальное участие может переходить во коллективную мыследеятельность. Преподаватель управляет ходом дискуссии, подводит участников к нужному решению проблем. ВО заключении он анализирует позиции участников, вскрывает допущенные ошибки и их причины, подчеркивает пути и способы оптимального решения проблемы, подводит итоги и оценивает результаты участия студентов во учебно-познавательной их деятельности. Продолжительность лекции-консилиума во зависимости от сложности решаемой проблемы составляет академических часа.

Методические аспекты изложения лекционного текста Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Преподаватель должен так излагать материал, чтобы слушатели: 1) понимали информацию; 2) она вызывала у них интерес; 3) они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию - и не механически, а осмысленно; 4) имели возможность кратковременной разрядки во время "пиков внимания".

Лекция может быть хорошо написана и плохо прочитана, будучи организованной в письменный текст, научно-учебная информация должна быть трансформирована в устную речь так, чтобы она в полном объеме была воспринята и усвоена аудиторией. И здесь на первый план выступают речевая культура, ораторское и педагогическое мастерство преподавательства. Данные анкетирования, опубликованные во журнале "Высшее образование во России", показывают, что пик мастерства вузовского преподавательства приходится на возрастную группу преподавателей лет. Сказываются стаж преподавательской работы, общения, профессионализм и социокультурный опыт преподавателей, знание ими психологии студентов и технологии педагогического процесса.

Заключение Роль лекции сегодня заключается во том, чтобы помочь людям во неформальной, непринужденной обстановке, где главное - доверие и открытость, присутствие и желание слушать и понимать другого человека. Лекция, не вызывающая желания думать, выяснять, понимать, по- видимому, не имеет права на существование. Только по отношению к содержанию проблемы люди взаимодействуют и общаются, выражают свою позицию, точку зрения. Развитие точки зрения может идти только во процессе диалогического взаимодействия через преодоление возникающих противоречий.

Благодарю за внимание