Роман « Отцы и дети » конфликты Иван Сергеевич Тургенев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Advertisements

Смерть Базарова. Значение эпилога.. Смерть – испытание. Смерть случайна, поэтому особенно тяжела, но Базаров достойно принимает удар судьбы. Смерть –
Роман « Отцы и дети » Иван Сергеевич Тургенев Материалы к урокам литературы в 10 классе ( часть I I - ая )
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева Презентация учителя русского языка и литературы Киреевой Л.Н., МОУ СОШ 2 п.Новозавидовский Конаковского.
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Спор о принципах в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» « Взаимоотношения Базарова и Кирсанова. Идеологический конфликт в романе ».
Путь Евгения Базарова (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») Урок литературы в 10 класс.
Автор: Мамонова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ».
И.С. Тургенев. «За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» (Любовь в романе «Отцы и дети»)
В. Г. Белинский о Базарове. Тема проекта: Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Творческая история и своеобразие романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Николай Петрович Кирсанов и Фенечка. * Фенечка попала к Николаю Петровичу еще маленькой девочкой со своей матерью. Однажды ей в глаз попал пепел из печи.
«За невлюблёнными людьми любовь идёт, как привиденье» Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
И. С. Тургенев Роман « Отцы и дети » Литература 10 класс Тест 1.
И.С. Тургенева «Отцы и дети». Замысел романа «Отцы и дети» возник у И.С.Тургенева в 1860 году в Англии во время летнего отдыха на острове Уайт. Работа.
Смысл названия романа «Отцы и дети» Смысл названия романа «Отцы и дети»
Напечатан в 1862 году в журнале «Русский вестник».
Цель урока: рассмотреть сущность конфликта между главным героем романа Евгением Базаровым и поколением «отцов» Основные задачи: дать характеристику участникам.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Транксрипт:

Роман « Отцы и дети » конфликты Иван Сергеевич Тургенев

Внешний – отцов и детей Внутренний – в душе нигилиста Базарова

Поворот в ходе романа начинается с XIV главы. До этого момента главным был конфликт внешний – противостояние Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя.

Старшее поколение Кирсановы Базаровы Несмотря на плачевное состояние имения, братья Кирсановы живут достаточно беззаботно, не отказывая себе в барских удовольствиях и прихотях. Они считают себя передовыми людьми, интересуясь политикой и наслаждаясь произведениями искусства. Судьба крепостных крестьян мало интересует их, хотя слуги испытывают уважение к своим господам. Между братьями господствует взаимопонимание и дружеские отношения. Жизнь обычных, ничем не примечательных людей, но она возвышена автором путём создания колорита античной культуры ( реплики Василия Базарова ). Основные черты этой семьи – патриархальность, близость дворянской и крестьянской культур, искренность, теплота душевной жизни. К своим крепостным Базаровы относятся заботливо, бережно.

Отношение к старшему поколению Аркадий Кирсанов Евгений Базаров Аркадий искренно любит отца и дядю, рад встрече с ними, но в то же время относится к ним с ноткой пренебрежения, считая, что они отстали от жизни и уже не понимают её смысла. При этом он всегда корректен в общении с « отцами ». Также уважительно относится к родителям Базарова. Старикам Базаровым нравится такое отношение, и они откровенно общаются с молодым Кирсановым, выражая беспокойство о сыне. Евгений не церемонится, общаясь с братьями Кирсановыми. Он не навязывает им своих взглядов, считая безнадёжно потерянными для общества людьми, но твёрдо отстаивает свои убеждения. В общении невежлив, иногда даже резок и груб. К своим родителям относится странно : он как будто бы любит их, но стесняется проявлять свои чувства и стыдится общаться с ними.

- В чём причины жестокости Базарова ? Герой переживает острый трагический внутренний конфликт : несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом ; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры. Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее « Я » под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.

Ключевой в линии взаимоотношений Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым !

- Каково отношение Базарова к дуэли ? - Почему он принимает вызов Павла Петровича ? Отношение Базарова к дуэли : - Вот мое мнение, - сказал он. – С теоретической точки зрения дуэль - нелепость ; ну, а с практической точки зрения - это дело другое. - То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения ? - Вы вполне отгадали мою мысль. - Очень хорошо - с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности... - Из нерешимости, хотите вы сказать. Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

- Каково поведение противников во время поединка ? « Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... " Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник ! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что - то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. " Слышал, стало быть ничего ", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.» Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора, оказывающего помощь раненому. Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным, пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Человеческие, личностные взаимоотношения Е. Базарова и П. П. Кирсанова начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца - нигилиста и либерала - аристократа. Их нелепая дуэль « за убеждения » заканчивается вполне реальной кровью. И внезапно перед Базаровым оказывается Не заносчивый аристократ, а страдающий морально и физически пожилой человек. Лишь увидев друг в друге не только идейных противников, Павел Петрович и Базаров начинают осознавать свою неправоту. В жизненной драме Базарова и Павла Петровича Кирсанова есть нечто общее : и тот и другой страдает от неудачной любви, которую не в состоянии вытравить из сердца. Поэтому не случайно, что оба они инстинктивно тянутся к бесхитростной и простой Фенечке. Павел Петрович чувствует влечение к Фенечке из - за её внешнего сходства с княгинею Р. Для Базарова мимолётное увлечение Фенечкой – это « некий суррогат его глубокого чувства к Одинцовой ».

Взаимоотношения с народом С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ. С другой – неумение найти общий язык с мужиками : в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему. А сам Евгений в глазах крестьян – « что - то вроде шута горохового ».

Особенность композиции : Герой дважды проведён по кругу : Марьино, Никольское, родительский дом.

Во второй половине романа к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения приходит новый Базаров : познавший сомнения, мучительно старающийся сохранить свою теорию. Все взаимоотношения разрешаются именно во втором круге. Второе и окончательное возвращение Евгения в родительский дом выглядит бегством героя : бегством от самого себя. Базаров оказался гораздо больше убогой схемы своей теории. Но именно в силу глубины и сложности натуры, он не может легко расстаться с прежними убеждениями. В финале романа перед нами человек, охваченный « тоскливой скукой и глухим беспокойством »… Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась ». Но, несмотря на крушение своих идеалов, Базаров вызывает огромное уважение.

Смерть героя

Символичность гибели Базарова Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно : даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает. Зачем потребовалась автору такая смерть героя ? Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен : отпала надобность скрывать свой « романтизм ». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

С гибелью Базарова роман не кончается. Тургенев пишет эпилог, показывающий, что жизнь продолжается, над ней не властны никакие теории. В последней XXVIII- ой главе романа, являющейся эпилогом, автор сообщает нам о двух свадьбах ( Фенечки и Николая Петровича и Аркадия и Катеньки Одинцовой ), которые были отпразднованы в один день примерно через полгода после смерти Евгения Базарова. Павел Петрович сразу же после свадеб уезжает за границу. И Кукшина попала за границу. Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников толчётся в Петербурге, где, по его словам, продолжает « дело » Базарова. А старики Базаровы из своей деревушки часто приходят на сельское кладбище, где похоронен их сын, молятся и горько плачут, припадая к надгробному камню.

Знаменательна последняя фраза романа : « Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами : не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии « равнодушной » природы ; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной …» Эта фраза помогает понять и позицию Тургенева. Идеал писателя – жизнь, идущая беспрерывно, от прошлого в будущее через настоящее, в ней главная ценность – любовь отцов к детям, наследующим лучшее у них. Тогда возможен диалог поколений.