ИСТОРИЯ ЧЕРТАНОВСКОЙ УЛИЦЫ ПОКРОВСКОЕ ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ ЧЕРТАНОВО ЮЖНОЕ В НАШИ ДНИ ГЕРБ ЧЕРТАНОВО ЮЖНОЕ РЕКА ГОРОДНЯ УЛИЦЫ ЧЕРТАНОВО ЮЖНОЕ СТАНЦИИ МЕТРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Река Городня (Городянка, Городнянка, Городёнка, Городенка) Городня река в г. Москве, второй по длине и расходу воды после Сетуни правый приток Москвы-реки.
Advertisements

МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» Тема: «История храмов села Усть-Кулом» Руководитель краеведческого музея – Корецкая Галина Александровна.
КОНКУРС РИСУНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-5 КЛАССОВ. Темы : МОСКВА – ГОРОД ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ! / Москва – наша история и культура / Центр притяжения Нарисуй самый старый.
Тверская улица Пособие по москвоведению для 2 класса.
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Как появилось Купчино?. Купчино – исторический район Санкт-Петербурга По одной из версий название района происходит от располагавшейся на этой территории.
Площадь победы вчера и сегодня Средняя рогатка или площадь Победы.
Москва – столица нашей Родины.. Это интересно. Москва древний город, ей уже больше 850 лет. Но в Киевской Руси были и более древние, чем Москва, города:
КОНКУРС РИСУНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-5 КЛАССОВ. Темы : МОСКВА – ГОРОД ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ! Нарисуй самый старый дом в своем районе. Нарисуй его историю МОСКОВСКОЕ.
Мой любимый город Пушкино Подготовил С.В. Сидельников Город Пушкино – это моя жизнь: река-Серебрянка, мосты, леса, и поля!
Город Раменское. Авторы: Судникович Алёна, Комарова Вероника 11 «А»
Экскурсия по кремлю. Москосвский Кре́мль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно- религиозный и историко-художественный комплекс.
Управление образования и молодёжной политики Администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области Муниципальное образовательное учреждение.
Работу выполнил: Ученик 2 класса «Б» Безверхий Александр Учитель: Ефименко С.Ю. Москва 2017 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА.
Транспортные проблемы района Бирюлево-Западное и меры по их улучшению. Подготовил Сергиенко Артём Сергеевич Сергиенко Артём Сергеевич Ученик ГОУ СОШ 1242.
Санкт - Петербург – важнейший научный, промышленный центр и транспортный узел Севоро - Запада России, к которому подходят 12 железнодорожных и 5 автомобильных.
К югу от столицы, в 43 километрах от центра Москвы, на берегах реки Пахры (правый приток Москва-реки), расположен город Подольск. Город вырос из небольшого.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Русская архитектура 18 века Выполнила: Когутенко Ольга Васильевна учитель МХК МБОУ СОШ 33 г.Белгород.
Районы Замоскворечья вв. и в наши дни.. Историческое Замоскворечье еще в древности делилось на две части: Пятницкую и Якиманскую. При советской.
Транксрипт:

ИСТОРИЯ ЧЕРТАНОВСКОЙ УЛИЦЫ ПОКРОВСКОЕ ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ ЧЕРТАНОВО ЮЖНОЕ В НАШИ ДНИ ГЕРБ ЧЕРТАНОВО ЮЖНОЕ РЕКА ГОРОДНЯ УЛИЦЫ ЧЕРТАНОВО ЮЖНОЕ СТАНЦИИ МЕТРО

В щите московской формы золотой зубчатый пояс, обремененный цветком василька натурального цвета. Верхнее поле голубое, нижнее поле красное. Под щитом на красной ленте надпись золотыми буквами в две строки "Чертаново Южное". Голубое поле означает реку Городню, протекающую в северной части района, и напоминает о рыболовном промысле живших здесь крестьян. Золотой зубчатый пояс указывает на кирпичное производство, существовавшее в районе в начале советского периода истории. Красное поле символизирует мужество подольских курсантов, ценой жизни задержавших продвижение гитлеровских войск к южным подступам Москвы. Цветок василька означает плантации лекарственных растений усадьбы Ферейнов, доходившие до южной части района и просуществовавшие до 1930-х годов. Оффициальный герб Чертаново Южное

...Район Чертаново Южное расположен на юге города Москвы и является одним из крупнейших территориальных единиц Южного административного округа. Согласно Закона г.Москвы «О территориальном делении города Москвы» границы района проходят по городской черте г.Москвы (внешней границе полосы отвода Московской кольцевой автомобильной дороги, включая все транспортные развязки улиц и дорог), далее по внешней полосе отвода МКАД (исключая транспортную развязку Куликовской ул.), восточной границе территории Битцевского лесопарка, северной границе оврага, осям Чертановской ул., Кировоградского пр., южной границе домовладения 144 по Варшавскому ш., осям: Варшавского ш., ул. Подольских Курсантов, оси р. Городня, осям Павелецкого и Курского направлений МЖД до МКАД... Чертаново Южное

Население района насчитывает жителей. Жилой фонд района составляет 219 строений, из них муниципальные, 7 - ведомственные, 18 - ЖСК (на 1 января 1998 г.). Есть здания, построенные еще до 1960 г. (район Красного строителя). На территории района находится 5 промышленных предприятий, 18 учебных заведений, 28 детских дошкольных заведений, 6 поликлиник, Дом ребенка, детский санаторий. На территории муниципалитета располагается: школ - 15 гимназий - 1 детских садов - 27 библиотек - 8 (в том числе детских - 4) поликлиник - 6 (в том числе детских - 2) воинских частей - 5 предприятий торговли - 47 промышленных предприятий - 7 железнодорожных станций - 2 домов культуры - 2 сбербанков - 5 На территории района расположены три станции метрополитена - "Пражская", "ул. Академика Янгеля" и "Анино" У границы района расположена историко-охранная зона Храма Покрова на р. Городне. Район "Чертаново Южное" является одним из крупнейших на территории Южного административного округа г.Москвы. Площадь га. Его территория простирается от пересечения Варшавского шоссе с ул. Подольских Курсантов, от Кировоградского проезда и границы Битцевского лесопарка до МКАД и включает улицы: академика Янгеля, Газопровод, Кирпичные выемки, Дорожную, Россошанскую, Кировоградскую, Подольских Курсантов, Чертановскую, проезды: 3-й Дорожный, Кировоградский, Россошанский, и часть Варшавского шоссе.

Варшавское шоссе ночью...Возникновение Варшавского шоссе уходит далекими корнями в прошлое. По маршруту великокняжеской колонны Дмитрия Донского пролегли улицы Большая Ордынка, Большая Серпуховская, Большая Тульская и Варшавское шоссе…

ведомству Государственной коллегии экономии. Прокладка Брест-Литовского (Варшавского) шоссе в годах и Симферопольского в 1857 году дали большой толчок развитию Подольска. Днем и ночью по грунтовой дороге, а с 40-х годов 19 века по шоссе через Подольск двигались непрерывным потоком вереницы подвод с солью, керосином, маслом и мануфактурой. А с юга до мосвы шли обозы с хлебом, скотом и другими товарами. Объем перевозок связывал богатую Малороссию и благодатный Крым с Москвой и Санкт- Петербургом. Земство брало, согласно закону, зимние и летние пошлины. Зимние - 3 коп. с лошади и 4 коп. с экипажа на расстояние до 10 верст. С одного проезжего пошлина не взималась. Летний проезд оценивался дороже коп., т.к. снежно ледяной наст сглаживал дорогу. Летом же по ямам и ухабам так трясло, что голова и тело болели точно после перепоя. Недаром говорили в России: "Не хвались отъездом, а хвались приездом". Любопытный факт: слово "такса" и "такси" произошли по имени немца Регера фон Таксиса, который еще в 15 веке начал взимать за услуги своей почтовой службы соответствующую плату -таксу. Став городской улицей дорога не перестает быть дорогой. Кстати сказать, на одном из старо- славянских наречий (ниже-лужицком) дорога и улица называются одним словом "дрога". Дороги в России всегда оставались вопросом номер один, для их мощения было необходимо много камня. Несколько каменоломен находилось в Московской губернии Подольского уезда. Не случайно в гербе г.Подольска того времени изображены два пересекающихся каменотесных молотка. Тульское шоссе строили русские инженеры - строители, которые и определили толщину твердого слоя шоссе: 0,3м посередине и 0,2м по бокам. Возникновение Варшавского шоссе уходит далекими корнями в прошлое. По маршруту великокняжеской колонны Дмитрия Донского пролегли улицы Большая Ордынка, Большая Серпуховская, Большая Тульская и Варшавское шоссе. До 1764 земли с дорогой ведущей на юг до села Подольск (г.Подольск) принадлежали московскому Данилову монастырю, а затем были переданы

обследования крестьянских хозяйств, телеги двигались параллельно шоссе по наезженной пашне, чтобы не повредить ноги лошадей и колеса. Россия была одной из самых "лошадизированных" стран мира. Зимой грузы и пассажиры доставлялись быстрее и надежнее, чем в теплое время года. Почтовые перегоны составляли от 10 до 20 км. Например, от Москвы до Бирюлева, от Бирюлева до Подольска, от Подольска до Лукошкино и.т.д. до самого "синего Черного моря". Это был самый длинный способ передвижения на двух самых проезжих трактах: Смоленском и Тульском. В 1849, вернувшись из-за границы, Николай Васильевич Гоголь"приезжал к Вяземскому в Остафьево по Серпуховской знакомой дороге. Это шоссе, проведено прямо, стоит дорого, но ездить нельзя... Копыта и колеса испортились. Все ездят и мучаются проселками, а за шоссе все- таки платят". А.С.Пушкин в стихотворении "Дорожные напасти" описалреестр всех трудностей, которые поджидают путника на ухабистых верстах Варшавки и Серпуховки. Старая дорога обязательно что-нибудь да сохранит на память о былом: то храм, то развалины, то воспоминания любознательного путешественника. На Варшавском шоссе, Меду Бутово и Битцей находится обширная плантация лекарственных трав. Раньше она принадлежала магистрам фармации отцу и сыну Феррейнам. В 1902 году ими было создано товарищество "В.К.Феррейн", ставшее одним из крупнейших фармацевтических предприятий в Россиии и Европе. С 1931 года здесь расположен ВИЛАР (научно-исследовательский институт лекарственных трав).Дальше Битцы располагается Бутово, расположенное на реке Гвоздянке. В переводе со славянского "гвазда" - топь, грязь, что указывает на глинистые почвы. Здесь дома строились на фундаменте: камне-буте, чтобы не гнили. Большая часть твердогопокрытия шоссе состояла из 2-х слоев щебня разной крупности, положенное на песчаное основание и укатанное тяжелыми чугунными катками. Несмотря на все старания, дороги были плохи из-за глинистой почвы. Твердое покрытие на дорогах требовало и соответствующего устройства подвижного состава: подкованныхлошадей и колес с металлом. Для крестьян это было дорого. Даже в 80-х годах 19 века, как явствует из материалов земского

купечество состояло из 3-гильдий. Вероятно, А.М.Москвина принадлежала к высшей - 1-ой гильдии, так как только купцам этой гильдии разрешалось иметь поместье, загородные дачи, ездить в карете, запряженой четверкой лошадей. В Подольском уезде, как и в городе было много постоялых дворов, кабаков. Проезжающие овстанавливались в деревне Никольское, оставляя в трактире владельцев Рычаговых немалые деньги. Нелегко было служить в извозчичьих трактирах, зачастую сюда хаживали и воры, и отчаянные люди. Двор с колодцами для поения лошадей снаружи, а внутри - "каток" со снедью. На катке все: щековина и сомовина, свинина. Извозчик в тактире и питается, и согревается. Изредка позволяли себе стакан водки, но пьянство - никогда. Все удовольстве стоило 16 копеек: 5 коп. за чай, на гривенник снеди до отвала, а копейку дворнику за то, что лошадей напоит, да за вещами последит. Разбойников в лесах хватало пожииться на чужое добро. Извозчик любил что пожирнее: каленые яйца, ситнички подовые на отрубях, обязательно гороховый кисель. Здание трактира сохранилось и ныне перестроено под магазин Путешественник, анправляющийся по Тульскому тракту на юг не проедет мимо усадьбы А.М.Москвиной, которая возвышалась в 19 веке над всей округой. Деревянный резной дом в 2 этажа, фонтан, великолепные пруды с купальнями и баней, фруктовый сад, искусно разбитые аллеи. Купечество было особым социальным слоем По своему преимущественному и правовому положению

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы... Почти три века назад на холмис­той и овражистой местности. расположенной в двух верстах от Серпуховской дороги, зародилась село Покровское. С разных сторон его окружали два ручья и река Городня, а на самом высоком и живопис­ном месте в начале XVIII века была возведена деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда она обветшала, на ее месте был пост­роен каменный храм. Это произошло в 1722 году, в конце царствования Петра Великого. К северо- западу от храма, у самой кромки оврага распо­ложилось сельское кладбище...

Великого. К северо-западу от храма, у самой кромки оврага распо­ложилось сельское кладбище. Шли годы, Покровское разрасталось, и к 1866 г. в нем насчитывалось уже 130 дворов и 1353 жителя. Долгое время храм Покрова на Городне оставался единственным каменным строением в селе, к началу XX века весь комплекс церковного подворья представлял собой законченный архитектурный ансамбль. Жизнь шла своим чередом. Отшумел шквал революции, многое изменив в судьбе села Покровское, но храм по-прежнему оставался центром притяжения для жителей как самого села, так и окрестных деревень. Здесь, как и в старину, венчали, крестили детей, отпевали ушедших из жизни. Однако новая власть вовсю боролась с пережитками прошлого, и в 1938 году храм был закрыт. Последнего священника, отца Сергия Кротова арестовали и на лошадях увезли в Царицыно. В опустевшем здании в разное время пытались разместить клуб, зернохранилище, мастерские. В послевоенные годы были разобраны два верхних яруса колокольни и снесена апсида главного алтаря. С утратой высотных объемов памятник архитектуры утратил связь с окружающей застройкой и свое былое значение. В 1968 году село Покровское вошло в черту г. Москвы, а в 1970 году новый жилой массив и промзона подошли к нему вплотную. Началось выселение и снос сельской застройки. В восьмидесятые годы здесь не осталось ни одного деревянного дома. Село Покровское пе­рестало существовать. В эти годы в бывшем храме расположилась фабрика Металлист... Никто не хотел тратить деньги на ремонт и реконструкцию, и здание постепенно приходило в упадок. Окончательно довершило его разрушение устроенное здесь гальваническое производство Почти три века назад на холмис­той и овражистой местности. расположенной в двух верстах от Серпуховской дороги, зародилась село Покровское. С разных сторон его окружали два ручья и река Городня, а на самом высоком и живопис­ном месте в начале XVIII века была возведена деревянная церковь По­крова Пресвятой Богородицы. Когда она обветшала, на ее месте был пост­роен каменный храм. Это произошло в 1722 году, в конце царствования Петра

окрестные жители на уничтоженный храм, на разоренное и оскверненное кладбище. Несколько раз они обращались к местным властям и в Патриархию с просьбой о восстановления святыни. Все понимающе качали головами и сокрушенно разводили руками денег на реставрацию храма не было. Когда жители поняли, что надеяться не на кого, они решили восстановить церковь всем миром. Была создана церковно-приходская общи­на и разработан план первоочередных реставрационных работ. Однако не было человека, который бы смог возглавить это нелегкое святое дело. Церковная община обратилась в Московскую Патриархию с просьбой направить сюда священника. Долгое время пришлось подыскивать активного и делового пастыря. Наконец, выбор пал на отца Евгения Жиганова. Наверное, никогда не забыть отцу Евгению первой встречи с разрушенным храмом. Перед его глазами до сих пор стоят развалившаяся коло­кольня, выбитые окна, обрушившиеся стены, зияющий провалами купол, увенчанный гирляндами сорняка и деревьев. Но больше всего он был поражен, когда вошел внутрь, в помещения, уставленные проржавевшими насквозь баками и гальваническими ваннами. Что делать? Отказаться? Но, видно, так уж устроен русский человек, что не привык он отступать перед тяготами жизни. Он думал: Ну, я откажусь, но ведь все равно кто-то должен взяться за это трудное богоугодное дело. И он согласился. В сентябре 1930 года члены церковного прихода вместе с жителями района принялись за расчистку тер­ритории. В начале вручную на носилках, ведрами они выносили разбитые кирпичи, камни и всякий мусор, освобождая основание храма. Но потом стало понятно, что так ничего не сделать и за несколько лет. Христа ради они стали просить ру­ководителей расположенных рядом организаций предоставить технику. Не сразу, но нашлись Пары кислот и щелочей настолько разъели внутренние деревянные и металлические перекрытия, что здание начало разваливаться. Четыре года храм простоял разбитый, открытый всем ветрам и непогоде, которые неумолимо усиливали разрушения. Такая же участь постигла и кладбище при храме. Вся окрестная территория была превращена а огромную свалку, где по вечерам слышались пьяные крики да собачий лай. Со слезами на глазах глядели

молебен. Может быть, именно тогда у людей, увлеченных этим благим делом, появилась уверенность, что оно стронулось с мертвой точки. Все поверили, что храм будет восстановлен. В соответствии с требованиями архитектурного надзора, в процессе восстановительных работ необходимо было сохранить первоначальный облик храма. Его стены были сложены из нескольких рядов красного кирпича без всякой штукатурки. Опытные специалисты высказывали мнение, что гораздо проще разобрать разрушающееся здание до основания, а затем сложить заново. Но, во-первых, на это не было денег, а во-вторых, это был бы уже совсем не тот храм. Поэтому ре­шено было восстановить стены, постепенно заменяя рассыпающиеся кирпичи. Вот тут-то и начались самые большие трудности. Когда вынимали разбитый кирпич, изнутри сыпались труха и плесень, и необходимо было следить, чтобы не рухнули перекрытия, Одновременно производилась расчистка внутри здания. Первый, пожалуй, самый трудный этап восстановления храма отцу Евгению пришлось начинать с председателем приходского совета Татьяной Георгиевной Блохиной. Она проводила разъяснительную работу среди жителей окрестных домов, создавала бригады по расчистке, добывала необходимый инструмент. И вот, благодаря ее энергии, настойчивости, умению повести людей за собой, а 1991 году к Пасхе освятили первый придел, в храме началось богослужение, неугасимая лампада зажглась перед иконой Божьей Матери. Но вскоре Татьяна Георгиевна была вынуждена оставить эту деятельность. Так уж случилось, что за год с небольшим у приходского совета сменилось два председателя. Наконец, судьба свела отца Евгения с Валентиной Алексеевной Милоховой, научным сотрудником одного из исследовательских институтов. Деловая, подвижная, разумные и совестливые начальники, которые помогли. Бульдозером расчистили прилегающую к храму местность, потом стали освобождать его изнутри. Трудились все, не покладая рук, стараясь к престольному празднику выполнить хоть минимум работ по восстановлению святыни. И вот, 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, прямо на улице, под злой свист осеннего ветра, уносящего последние багряные листья, состоялся первый

сведения, которые помогли бы восстановить интерьер и внешний облик храма. Не найдя таковых, она обратилась к истории церковной архитектуры и принялась расспрашивать местных жителей. Посетив различные исторические места, связанные с православными святынями, она постепенно смогла воссоздать облик разрушенного храма. На скудные пожертвования прихожан, поступления из местного бюджета и от руководства Православной Церкви храм постепенно восстанавливался: пол покрыли гранитными плитами, купола засверкали позолотой, прилегающая территория приняла ухоженный вид. При деятельном участии настоятеля храма и приходского совета было восстановлено калориферное отопление для создания прихожанам максимальных удобств в холодное время. Но вместе с тем возникли и проблемы, которые не удалось решить до сих пор. Все еще не проложен стационарный электрический кабель, нет надежной телефонной связи, неизвестно, когда будет проложена канализация. Для наладки бесперебойной работы калорифера храму требуется опытный специалист. И все же, несмотря на неизбежные трудности, выходя из разрухи и небытия, Божий храм постепенно преобразился, приобретя былую красоту и величие к радости окрестных жителей. Необыкновенно сказочным он кажется ранним осенним утром, когда солнце едва начинает подниматься над горизонтом, и его лучи ласкают позолоченные купола, играя алыми сполохами. Церковь Покрова на Городне привлекает к себе людей, для которых дорога к храму становится началом нового пути. Они идут сюда со своими бедами, сомнениями, нуждой. Во время церковных праздников здесь собирается много народу. Слушая горячую проповедь священника и внимая стройному пению церковного хора, верующие направляют умеющая находить контакт с людьми, она пришлась как нельзя кстати. За новую работу Валентина Алексеевна вначале принялась робко, как бы на ощупь, а потом поняла, что восстановление храма стало основной целью ее жизни. Она ушла из института, целиком посвятив себя возрождению святыни. Благодаря совместной работе двух подвижников дело приняло необходимый размах. Немало сделала и архитектор Наталья Лукашова. В многочисленных архивах она искала

богослужения по случаю престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Но кроме праздников существуют и будни, которые настоятелю храма и приходскому совету хотелось бы наполнить высоким духовным содержанием. Несколько лет назад по их инициативе был разработан и утвержден проект Духовно-культурного центра, в рамках которого планируется открыть учебно-производственные мастерские на базе существующей при храме воскресной школы. Здесь дети смогут приобщиться к искусству народных промыслов, создавая своими ру­ ками самобытные изделия из камня, металла, глины, дерева, ткани. Заботой и вниманием под сенью центра будут окружены и одинокие престарелые люди на территории храма планируется строительство бога­дельни на 50 мест и благотворитель­ной столовой при ней на 75 мест. Однако, главная задача центра создание условий для духовного общения всех тех, кто стремится найти в истоках православной веры путь к возрож­дению национальных традиций русского народа. И наверняка не только наши современники, но и потомки по достоинству оценят вклад а дело восстановления и приумножения нашего культурно-исторического наследия, который внесли все те, кто помогал возвращению святыни из небытия. свои молитвы к Богу. По окончании службы они подходят к отцу Евгению или к его помощнику отцу Андрею, чтобы поделиться самым сокровенным. И каждый знает, что встретит полное понимание, сочувствие, получит мудрый совет и выйдет из храма с просветленной душой. Недавно, 13 и 14 октября в храме прошли торжественные

Как сообщает бытописатель конца XIX в. С. Любецкий, адресовавший свои труды преимущественно городским бездельникам, за 9 верст от Москвы на большой шоссеированной дороге появляются деревни, более удобные для дач по близости к ним лесов (часть которых в настоящее время без всякой вины с их стороны казнены палачами с топорами). На 8-й версте от Серпуховских ворот как раз находилась деревня Чертаново, расположение которой позволяло извлекать выгоду как из относительной близости индустриальной Москвы, так и возможностей самой природы; летописец позапрошлого века лаконично отмечает, что в этом селении непаханных полей не встречается. Жители Чертаново Южное, 1922 год.

языке связывается со словами черта, чертить, а также имеет аналогии в балтских языках (прусском, латышском), где означает лес, место, подлежащее вырубке. Таким образом, можно предположить, что первые поселенцы Чертанова нашли здесь дремучую чащу, которую пришлось вырубать. Известна деревня Чертаново приблизительно с 15 века. Деревня принадлежала к Удельному ведомству Коломенского приказа. Известно предание, что тело умершего царя Александра I везли из Таганрога через Серпухов, по Серпуховской дороге. В Чертаново все мужики вышли и несли гроб с телом государя до Коломенского на руках. Двинемся теперь дальше на юг по Серпуховской дороге. Еще недавно здесь находились еще две деревни, точнее - два сельца, Красное и Бирюлево. Сельцо Красное располагалось севернее Бирюлева, на холме между улицей Красного маяка и небольшим озерцом у дома 34 по Чертановской улице, по обеим сторонам дороги. В сельце была небольшая усадьба, состоявшая из господского дома. Находилась она, по видимости, на холме между теперешними улицами Красного Маяка и Днепропетровской. В середине прошлого столетия сельцо Красное вместе с усадьбой принадлежало действительному тайному советнику Егору Александровичу Дурасову. Помещик Дурасов владел еще двумя подмосковными - селом Бородиным и деревней Меньшиной в Подольском уезде, но усадебных домов там у Дурасова не было. К концу 19 века Красным владела полковница Кушнерева. Имение ее составляло 160 с небольшим десятин земли. К 1911 году усадьба перешла во владение к некоей Ананьиной. История местности, что тянется вдоль современной Чертановской улицы на юге Москвы, простирается в глубокую древность. Чертановом, давшим название и улице, и микрорайону Москвы, называлась деревня, стоявшая на речке Чертановке приблизительно там, где сегодня - станция метро Чертановская. Этимология названия Чертаново в русском

Аграфене Степановне Оболенской. Неподалеку от сельца, на высоком левом берегу Городенки, у княгини Оболенской была усадьба, состоявшая из господского дома и оранжереи. Именно к этой самой усадьбе и вела сохранившаяся до сих пор старинная липовая аллея между улицами Красного Маяка и Чертановской, поднимающаяся в гору параллельно течению реки Городенки. От усадьбы ничего не осталось, кроме этой аллеи, и теперь, придя на это место, можно только догадываться, где стоял господский дом. К концу 19 века сельцо вместе с усадьбой принадлежало уже инженер-капитану Ромейко, а к 1899 г. сельцо Бирюлево перешло к действительному статскому советнику Донату Адамовичу Печонтковскому. К этому времени имение занимало площадь в 342 десятины. Незадолго до первой мировой войны в сельце насчитывалось 22 крестьянских двора. В прошлом столетии в окрестности Бирюлева специально приезжали зимой любители катанья на тройках. Оба сельца принадлежали к приходу церкви Покрова Богородицы, что в селе Покровском (церковь сохранилась и недавно открылась для верующих, находится близ ст. Покровская Курской железной дороги). Сегодня почти ничто не напоминает нам об этих двух поселениях. Вспоминаются слова владельца одной из усадеб юга теперешней Москвы, историка, археолога и краеведа конца прошлого столетия Дмитрия Осиповича Шеппинга: Нигде так скоро, как у нас, не исчезают всякие признаки еще недавней оседлости: не только после крестьянских деревянных изб, но и после сломанных каменных церквей и барских хором, ничего вскоре не остается, кроме мелкого кирпича и ям, заросших ивняком и бурьяном. Еще дальше на юг по Серпуховской дороге стояло сельцо Бирюлево. Не стоит путать сельцо Бирюлево и одноименный современный жилой массив у линии Павелецкой железной дороги. Современное Бирюлево получило свое название по станции Бирюлево и пристанционному поселку. Станция же была названа как раз по сельцу Бирюлеву, отстоявшему от станции на 4 версты, что по тогдашним понятиям было недалеко. В середине 19 столетия сельцо принадлежало княгине

аллея, по возрасту своему могущая соперничать с аллеями самых известных подмосковных усадеб. От исторического ландшафта сельца Красного до нас дошло еще меньше. Озерцо у дома 34 по Чертановской улице, отмеченное еще на картах 18 века, перестало быть живым водоемом, и изредка наполняется водопроводной водой. Правда, сюда еще прилетают по старой памяти утки. Возможно, от усадьбы остался и старый вяз в три обхвата у дома 36 по Чертановской ул. От более поздней поры - времени совхоза Красный Маяк, в который вошли по всей видимости оба селения - сохранилось каменное здание послевоенной постройки, вероятно, сельсовет (напротив д. 39 по Днепропетровской ул.). Совхоз Красный Маяк был закрыт в 1974 г., его постройки снесены в гг. Кстати сказать и наши современные улицы имеют давнюю историю. Конец улицы Красного Маяка был подъездом к бирюлевской усадьбе, а на восток она вела в приходское село Покровское. Петля Днепропетровской улицы тоже существует на картах прошлого столетия. Вероятно, прототипы этих улиц были обсажены аллеями (это видно на картах прошлого века), и дошедшее до нас непонятное теперь название Битцевская аллея, по-видимому, связано с этим. Еще в 30-е годы археологические разведки на территории нынешней управы позволили выявить множество памятников. В веках здесь жили славяне-вятичи, оставившие после себя захоронения в курганах. Известный археолог О.Н.Бадер насчитал в окрестностях д. Чертаново 6 курганных могильников, 2 курганных могильника у с.Красного и с. Бирюлева. Один из вятических курганов находился где-то рядом с нынешним 130 отделением милиции. На поле, тянущемся у леса вдоль Днепропетровской улицы, тоже были курганы, а у р. Чертановки - поселение вятичей. Сегодня ни курганы, ни селища не сохранились. О существовании церквей напоминают нам еще кое-где камни или деревянные кресты, обозначающие бывшее место престола; единственный же признак, по которому можно догадаться о расположении прежних усадеб, представляет нам углубление в почве и растительное царство: липовые и березовые садовые аллеи и проспекты указывают археологу место садов и огородов исчезнувшего селения или барской усадьбы. От сельца Бирюлева нам осталась лишь старинная липовая

-Варшавское шоссе (1950) -Газопровод улица (1930 г.) -Дорожная улица (XX в.) -Дорожные проезды 1-3 (1971 г.) -Кировоградская улица (1968) -Кировоградский проезд (1971) -Красного Маяка улица(1969) -Россошанские улица (1969) и проезд (1971) -Академика Янгеля улица Троллейбус на улице академика Янгеля.

обновленную улицу были включены улицы двух подмосковных сел - Верхних и Нижних Котлов. Тогда и было принято решение восстановить для реконструированной магистрали (к югу от Большой Тульской улицы) имя старинной дороги. На юге Москвы вновь появилось Варшавское шоссе (за пределами города оно переходит в Симферопольскую автомобильную магистраль). Газопровод улица (1930 г.) расположена близ платформы Красный Строитель, на территории бывшего поселка Газопровод, название которого сохраняет. Дорожная улица (XX в.) происхождение названия не установлено. Улица расположена параллельно Варшавскому шоссе на территории бывшего подмосковного поселка Красный Строитель, вошедшего в черту Москвы в 1960 году. Дорожные проезды 1-3 (1971 г.) - названы по Дорожной улице, которую соединяют с Варшавским шоссе. Кировоградская улица (1968) и проезд (1971) названы по украинскому городу Кировограду в связи с расположением в южной части Москвы, между Сумским проездом и улицей Красного Маяка. Красного Маяка улица(1969) - получила название в связи с расположением на территории бывшего подмосковного поселка Красный Маяк. Находится между Варшавским шоссе и Днепропетровской улицей. Варшавское шоссе (1950) бывшие улицы Верхние и Нижние Котлы и Серпуховское шоссе. Старинная дорога из Москвы в Варшаву вела когда-то сначала на юг и шла через Подольск, лишь далее уклоняясь на запад. При реконструкции Серпуховского шоссе (так называлась эта дорога в течение последнего столетия по имени старого подмосковного города Серпухова) в Россошанские улица (1969) и проезд (1971) названы по городу Россошь Воронежской области в связи с расположением улицы и проезда в юго-восточной части Москвы, между Варшавским шоссе и Дорожной улицей.

Берет начало на востоке Юго-Западного АО, течет по югу Москвы. Второй по длине после правый приток Москвы-реки на юге города. Ее длина 16 км, в том числе 14 км - в открытом русле. (из них 4,8 км под водоёмами). Площадь бассейна около 100 км 2. Средний расход воды 0,76 м 3 /с. Берёт начало с Теплостанской возвышенности, в пределах Битцевского леса, по выходе из которого течёт в подземном коллекторе вдоль Кировоградского проезда, где имеются пойменные пруды; пересекает Варшавское шоссе, Павелецкое и Курское направления Московской железной дороги, далее протекает через и, по выходе из которых течёт в открытом русле и впадает у Бесединского моста. Река Городня зимой

Река Городня берет начало на Теплостанской возвышенности, в пределах Битцевского лесопарка, по выходе из которого течёт в подземном коллекторе вдоль Кировоградского проезда, где имеются пойменные пруды. Далее она пересекает Варшавское шоссе, Дорожную улицу. Павелецкое и Курское направления Московской железной дороги. Протекая через Верхнецарицынский, Нижнецарицынский и Борисовские пруды, она течет в открытом русле и впадает в реку Москву у Бесединского моста. Основными притоками являются: справа - Язвенка и Шмелёвка, слева - Котляковка и Чертановка. Долина реки почти на всем протяжении глубоко врезана, живописна, но сильно изменена и сохраняет свой естественный вид лишь в пределах Битцевского лесопарка. В нижнем течении сильно загрязнена нефтепродуктами и солями железа. Река Городня не имеет рыбохозяйственного и рекреационного значения, но придает своеобразие архитектурно-ландшафтному облику нашего микрорайона и города в целом. В 1991 году - 5 участков реки Городня были объявлены памятниками природы. В том числе и на территории Чертаново Южное. В перспективе пруды будут очищены, расширены, благоустроены, вокруг будут высажены деревья и поставлены скамейки для отдыха жителей микрорайона, будет создана лодочная станция. Все это придаст своеобразный архитектурно-ландшафтный облик Река Городня, Городянка, второй (после реки Сетунь) в пределах города по длине правый приток реки Москвы. Река Городня протекает на юге города Москвы. Её длина составляет 16 км, с том числе 14 км река течет в открытом русле (из них 4,8 км под водоемами). Площадь бассейна реки Городни около 100 кв.км. Средний расход воды составляет 0,76 куб.м в секунду. микрорайону и будет способствовать улучшению состояния здоровья населения.

СТАНЦИЯ МЕТРО УЛИЦА АКАДЕМИКА ЯНГЕЛЯ СТАНЦИЯ МЕТРО ПРАЖСКАЯ СТАНЦИЯ МЕТРО АНИНО

1. Ст.м. Ул. Академика Янгеля2. Ст.м. Ул. Академика Янгеля

Сооружена из монолитного железобетона. Архитекторы: В.З.Филиппов, С.М.Белякова, соавторы И.В.Петрова, Т.А.Силакадзе Инженер-конструктор: Т.И.Богатова Свое название получила по улице, увековечившей имя советского ученого, конструктора ракетно-космической техники Михаила Кузьмича Янгеля ( ). Пол выложен белым и черным мрамором. На станции, впервые в Московском метрополитене, для освещения использованы натриевые лампы, дающие яркий оранжевый свет. Благодаря этому оригинальному освещению, станция кажется залитой солнечным светом. Впервые на открывающейся станции были смонтированы турникеты принципиально новой конструкции - с прозрачными створками. При строительстве перегонного тоннеля от станции Пражская до станции Улица академика Янгеля установлена новая опытная конструкция пути, позволяющая снизить шум и вибрацию от движения поездов. Выход в город через наземные вестибюли, выполнены по типовому проекту из стекла и металла, на улицу академика Янгеля, Варшавское шоссе и Россошанскую улицу. Код станции: 162 Дата открытия: Открыта при продлении Серпуховско-Тимирязевской линии на юг. Проектные названия: Партизанская, Россошанска Конструкция станции - односводчатая мелкого заложения.

Ст.м. Ул. Анино

Архитектор: А. Орлов, А. Некрасов, В. Сычева Станция открыта в 2001 году при продлении Серпуховской линии на юг.Выход через северный вестибюль на Варшавское шоссе. Южный вестибюль закрыт.Путевые стены облицованы серым, пол серым и черным мрамором. В центре свода находится ряд больших кессонов, в которых находятся светильники.Станцию открывал президент Российской федерации В. В. Путин и поезд типа "Яуза", специально пригнанный по такому случаю из депо "Печатники". Самое интересное, что в этом поезде покатались не только президент, мэр и начальник метрополитена, но и обычные пассажиры - до "Серпуховской" поезд шел с ними.Для оборота составов за станцией был сооружен пошерстный съезд, использовавшийся до продления линии на юг. После продления линии он был разобран. Конструкция станции - односводчатая мелкого заложения Глубина заложения: 8 м Дата открытия: Проектное название: Анино

1. Ст.м. Пражская 2. Ст.м. Пражская